Направляй стези своего сердца
17:5: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
Иер.17:5-8 перекликается с Пс.1, но есть и различия. Например, в первом псалме сначала описывается праведник, а уже потом нечестивый, здесь порядок обратный. Возможно, это объясняется тем, что во время написания первого псалма псалмопевца окружали в основном праведники, и он писал больше о них, когда же Иеремия смотрел вокруг себя, он наблюдал гегемонию нечестивых.
Эти стихи говорят о двух видах веры и упования – на Бога и на человека. Скорее всего, Иеремия подразумевал военные союзы, которые пыталась заключить Иудея для избавления от вавилонского плененеия. Можно понимать это и шире: о ком моя первая мысль при рассуждении о проблеме – о Боге или о каком-то человеке или способе, которым надо воспользоваться? Свое сердце можно и нужно обучать, тренировать обращению к Богу, упованию на Него («Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе», Пс.83:6).
Тот человек, который так направляет свое сердце, благословен (ст.7). Это же слово употреблено в Чис.6:24: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя!» В книге Чисел это действие является результатом священнического служения и молитвы, в книге Иеремии – результатом личного упования человека на надежность Господа. Если соединить эти две идеи, то выходит, что благословение не передается к нам автоматически как результат чьего-то служения, обязательно нужно участие моего сердца.
25.09.2020
Свидетельство о публикации №220092500507