Сырым Датов Воин и дипломат

               
                Необходимо, чтобы во всех
                человеческих душах был идеал.
                Т.Карлейль               
       Сочетание ума и силы - редкое явление в человеческой жизни. Несомненно, яркие личности в истории народов часто появляются именно в критические, переломные периоды.  Сырым Датов – бала бий (мальчишка- судья), как прозвали его в народе, с юных лет отличавшийся справедливостью и острословием. Приведу короткий диалог пятнадцатилетнего Сырыма и хана Младшего жуза Нуралы - Хан: «Почему воруешь дрова у ханского аула?», Сырым: «Таксыр, вода в степи - источник жизни, дрова в степи - добыча кочевника, а вот поедать скот народный, да пользоваться его трудом – это точно воровство!» Ничего невозможно добавить, ничего убавить, такие слова сражают на повал.  Пролетают столетия, но, к сожалению, ни «Сырымы Датовы» управляют нашей страной. Более того, для наших управленцев наполнение своей мошны любыми средствами и способами, вплоть до банального воровства национальных богатств, стало делом жизни и при этом большинство из них считают возможным поучать народ, рассуждая о нравственности и морали и, требуя от людей следовать кодексу чести. Достаточно полистать прессу за эти годы или послушать их речи по «ящику», или почитать опусы, написанные ими или написанные для них. Увы, но это стало фактически государственной идеологией, одних сажают, другие «творят» то же самое, отсидят немного и возвращаются на тёплые места. Это горькая правда. И в этом виноваты мы,  позволяя это делать, по моему мнению, они и их потомки должны стать персонами нон – гранта в нашей, не их стране. Потому что они не имеют право называть своей страной страну, которую обворовывают. И мы к этому придём, потому что, так как я, думает большинство людей.
      Сырым Датов родился в 1733 году, дед его Шолан батыр был известным человеком, но его сын Дат был смирным, тихим человеком. Дух деда возродился в сыне Дата. С юных лет острый на язык, с обострённым чувством справедливости, Сырым был прекрасным оратором, способным повести за собой народ. Он рано стал бием рода Байбакты Младшего жуза. Однажды по возникшему спору, он, как представитель рода Байбакты, был принят ханом Нуралы и получил отказ. Сырым заявил: «…дважды ходить к хану не буду, теперь приду, когда захочу», слова  с делом у него не расходились. В 1783 году началось восстание, длившееся 14  лет, несмотря на то, что хан пользовался безоговорочной поддержкой царской администрации. Сырым Датов не остановился перед угрозой царских сановников, вот его ответ Оренбургскому генерал – губернатору: «Известны ваши стремления хитростью закабалить нас, как вы это сделали с ногаями и башкирами». О причинах, спровоцировавших  восстание под предводительством С.Датова, существует несколько мнений: это и частная обида рода Байбакты и кровная месть батыра. Конкретной причиной, ставшей последней каплей терпения, то это запрет на право перехода казахов на внутреннюю сторону, за р.Урал. В 1783 году батыр со своим отрядом учинит полный разгром хорошо вооруженному отряду атамана Чаганова, который бесчинствовал, грабя мирные аулы казахов. Самого Чаганова продают в рабство в Хиву. Осенью 1783 года батыр попадает в засаду и будет пленён казаками. Но хан Нуралы выкупит Сырыма за большое количество скота. Это был период, когда хан Нуралы и батыр вместе противостояли активной экспансионистской политике и бесчинствам казаков, которые, даже не имея прямых указаний царицы, изгоняли мирные аулы. Но, к сожалению, пути их разойдутся очень скоро, и этот разлад будет на руку именно царской администрации. Увы, всё старо как мир, меркантильные интересы и личная выгода сыграют свою роль, и хан Нуралы  переметнётся в другой лагерь. В 1785 году в отрядах батыра будет более шести тысяч бойцов и, видя явную силу восставших, царское правительство пойдёт на переговоры. Хан Нуралы бежит в Оренбург, а затем решением Екатерины ІІ будет отстранён от власти и умрёт в г.Уфе.
      Сырым Датов был не только искусным воином, но и дипломатом и политиком. Ещё в 1782 году, задолго до Парижской коммуны,  по его инициативе будет создана такая структура власти как Народный Совет, которую упорно не принимала царская администрация, назначая ханов. Сначала Ералы, брата умершего хана, затем его сына Есима, который погибнет в бою с непрекращающим борьбу батыром. И только после смерти хана Есима царская власть пойдёт на условия восставших с некоторыми изменениями. Будет организован Ханский совет, Сырым Датов войдёт в состав Совета и объявит о прекращении войны. Это принесёт казахам Младшего жуза несколько лет затишья и относительного благоденствия. Это будет неполная, но победа в  четырнадцатилетней войне.
      В период с 1773 по 1775 год Сырым Датов будет активным участником восстания Пугачёва, об этом есть сообщение А.В. Суворова графу Панину П.И. и доклад светлейшему князю Г.Потёмкину. Ёще раз констатируем, история она такова какой была, и это факт.  Один из величайших полководцев мира А.Суворов участвовал в войне против своего народа, подавлял восстание Е.Пугачёва. И участие казахского батыра в этом восстании вызывало его озабоченность. Сырым Датов недолго будет состоять в Ханском совете, в постоянном противостоянии с султанами, вынужден будет бежать в Хиву и там преследуемый врагами будет отравлен. То, что не смогла сделать царская администрация, сделают сами казахи. Что тут скажешь, на ум приходят слова Великого Абая: « О, казахи! Мой бедный народ,/Жестким усом небритый прикрыл ты рот./ Кровь на правой щеке, на левой жир./ Где же правда? Твой разум не разберёт…/. Самоотверженного героя, сочетавшего в себе прекраснейший ум, незабвенное стремление к правде и справедливости, прошедшего огонь, воду и медные трубы, погубят свои же единокровные. Невольно возникают образы: с сальными губами, с  вожделенными глазами, брюхатые и самодовольные бездарности, серые мыши, по жизненным принципам крысы, погубят, не понимая ни последствий, ни того на кого они подняли руку. Погубят человека, жившего с идеалом в душе, служившего своему народу всеми своими фибрами души.  Прошли века и он, наконец-то, оценён по заслугам, он пользуется любовью своего народа. Хотя был период в истории СССР, когда благодаря историческому труду советского учёного Вяткина М.П. – «Батыр Сырым», который будет удостоен Сталинской премии, имя батыра будет почитаемо на короткий период. Затем вновь забвение в угоду политической коньюктуре.
       В Узбекистане  в 60 км от Ургенча есть захоронение, называемое в народе «Гаип – ата» (пришлый дед, неизвестный дед) генетическая экспертиза покажет, что это могила Сырыма Датова, казахи установят мраморную плиту с надписью «Гаип – Ата. Сырым Датов.» Необходимо перенести прах и захоронить героя на Родине, в создаваемом пантеоне в столице страны, чтобы не хоронить там чиновников и богачей. Прахи наших великих предков, несомненно, должны быть в усыпальнице, достойной их имени. Кенесары Касымов, Сырым Датов и многие другие заслужили это своей жизнью. Если там будут хоронить нынешних проворовавшихся деятелей, обласканных властью, то народ это не примет.


Рецензии