Режиссер и актер Сергей Бондарчук

Сегодня, 25 сентября 2020 года исполнилось бы сто лет знаменитому советскому режиссеру и актеру Сергею Бондарчуку.  Думаю, читателям моего поколения не стоит напоминать, что это была за глыба в мире отечественного и мирового кино. Но вот более молодым людям я все же решил напомнить о нем.

Сергей Федорович Бондарчук – мастер эпического и историко-батального кино, выдающийся артист и кинорежиссер, обладатель множества призов Международных кинофестивалей, лауреат «Оскара» и целого ряда наград СССР, включая ордена Ленина, Дружбы народов, Октябрьской Революции. Основатель семейной кинематографической династии: сын Федор, дочери Алена и Наталья, внуки Константин Крюков и тезка режиссера Сергей Бондарчук-младший.

Его прославили киноэпопеи «Война и мир», «Ватерлоо» с непревзойденной постановкой батальных сюжетов и мастерски раскрытыми психологическими портретами исторических личностей, ленты «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Борис Годунов». Он принадлежал к узкому кругу тех представителей отечественной интеллигенции, кому был дозволен временный выезд за пределы страны для съемок. В частности, он играл в ленте итальянского режиссера Р. Росселини «В Риме была ночь» и в картине югославца В. Булайича «Битва на Неретве».

Легенда советского кинематографа родилась 25 сентября 1920 года в селе Белозерка, расположенном в 12 километрах от украинского города Херсон, в семье передового коммуниста-«двадцатипятитысячника» Федора Петровича Бондарчука, руководившего коллективным хозяйством по приказу ЦК. В том же колхозе трудилась и его супруга Татьяна Васильевна. Вскоре в семье родилась и дочка Тамара.

В 1927 году они перебрались в Таганрог – главе семейства дали место на кожевенном заводе. Там они прожили следующие 4 года. В 1932 году они снова переехали, на сей раз – в Ейск. Там Сергей окончил школу.

Стать актером Бондарчук захотел с раннего возраста – посещал школьный театральный кружок, играл в самодеятельных спектаклях. В 1937-м состоялся дебют актера на подмостках местного драмтеатра в постановке по пьесе Юрия Германа «Сын народа», повествующей о молодом враче, отправившемся на работу в глубинку. Родные Сергея мечтали, что он станет инженером, но он твердо решил штурмовать театральные училища столицы. Родителям было сложно смириться с выбором сына, в какой-то момент Сергей рассорился и перестал общаться с отцом. И все-таки выбор юноши приняли, попросив только, чтобы он стал актером драматическим, «а не каким-нибудь комедиантом».

В 1937 году молодой человек с другом-единомышленником поехал в столицу, подал необходимые документы в приемную комиссию училища при Театре революции. Однако накануне вступительных экзаменов ребята из провинции, все эти дни ночевавшие на Курском вокзале, струхнули, забрали свои аттестаты и поехали обратно в Ейск. По дороге домой Сергей призадумался: возвращаться несолоно хлебавши было нельзя – как смотреть отцу в глаза после такого? Стыдно было признаваться родным в малодушии. Поэтому он выскочил из поезда в Ростове-на-Дону и сразу направился в местное театральное училище. Там в настойчивом статном парне с выразительным взглядом добрых глаз, к счастью, после долгих препираний прослушали Сергея и приняли в ряды студентов.

Актриса Нонна Мордюкова, чье детство тоже прошло в Ейске, дружила с Тамарой Бондарчук, помнит и самого Сергея. Подруга показывала ей фотокарточки брата с выступлений, на которых он всегда выглядел «сногсшибательным красавцем».

Накануне войны Сергей окончил училище, некоторое время играл в Ростовском драмтеатре, затем в Театре Красной Армии города Грозного. В 1942 году был призван на фронт, в армии служил вплоть до 1946 года. Демобилизовавшись, 26-летнрий актер поступил на 3-й курс ВГИКа. Его наставниками стали сам Сергей Герасимов и Тамара Макарова.

В 1948 году он окончил вуз и начал актерскую карьеру в столичном Театре киноактера. Первую роль он воплотил в ленте «Молодая гвардия» по знаменитому в свое время произведению Фадеева. Фильм снимал Герасимов, пригласивший на съемки почти весь свой курс. Увы, требовались актеры молодые, так что Бондарчуку сперва не досталось ничего. Но затем заболел юноша, исполнявший роль Валько-подпольщика, и срочно пришлось искать замену. Как оказалось, Сергея взяли не зря. Великий режиссер Всеволод Пудовкин так прокомментировал игру Бондарчука: «Артист! Взошел на экран, как танк».
В 1951-м молодой артист блестяще справился с ключевой ролью в ленте «Тарас Шевченко», заслужив почетное звание народного артиста СССР.

В 1955 г. он предстал в образе Отелло, ключевого героя одноименной картины, снятой Сергеем Юткевичем по Шекспиру. Лента была представлена на фестивале в Каннах и победила в номинации «Лучшая режиссура».

В 1959 году с триумфом прошла премьера ленты «Судьба человека» по Шолохову, где он выступил как исполнитель ключевой роли и – впервые – как режиссер. Дебютная киноработа принесла автору Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля. Спустя десятки лет фильм о простом шофере, который попал в фашистский концлагерь, вынес все муки этого ада, бежал и вернулся на родину, чтобы узнать, что его родные мертвы, считается классикой отечественного кинематографа и одним из лучших фильмов о войне.

Мировую известность кинорежиссеру принесла экранизация романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» с Людмилой Савельевой (Наташа), Вячеславым Тихоновым (Болконский), Олегом Табаковым (Николай Ростов). Сам Бондарчук перевоплотился в Пьера Безухова.

Обласканный зарубежными критиками фильм в 1969 году получил «Оскар» и «Золотой глобус» (как лучшая лента на иностранном языке), а также премии Московского и Венецианского кинофорумов.

В 1970 году вышел следующий грандиозный исторический проект – «Ватерлоо», получивший кинопремии BAFTA и «David di Donatello». В тот же период он стал завкафедрой актерского мастерства в своей альма-матер.

1975 год ознаменовался выходом картины «Они сражались за Родину», мастерски созданной им по произведению Шолохова, где вместе с ним были заняты звезды отечественного экрана: Василий Шукшин, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский и другие. Эта его киноработа также не осталась без наград – заслужила специальную кинопремию фестиваля в Карловых Варах.

Следует отметить снятую мэтром в 1977 году киноленту «Степь» по его любимому произведению Антона Чехова, а также созданную после этого ленту «Красные колокола» по автобиографичным произведениям Джона Рида, где роль этого писателя и журналиста играл Франко Неро.

В 1986 году кинорежиссер представил на суд зрителей ленту «Борис Годунов», кинопостановку знаменитой трагедии Александра Пушкина. Фильм был номинирован на главную награду Венецианского кинофестиваля, но, к сожалению, уступил Золотую пальмовую ветвь «Миссии» с Робертом де Ниро.

Легендарный кинорежиссер состоял в браке три раза. Первой супругой тогда еще студента Ростовского училища стала его одногруппница Евгения Белоусова. Она подарила ему первенца Алексея, родившегося в 1944 году. Повзрослев, он стал математиком. Сергея и Евгению развела война, а после фронта актер уже не захотел возвращаться к ней в Ростов.

Во ВГИКе у Бондарчука случился роман с одногруппницей Инной Макаровой. На съемках «Молодой гвардии» (Инна играла Любу Шевцову) они сыграли свадьбу. «Рядом с этим уже взрослым дядечкой, прошедшим через войну, я казалась себе несмышленышем», – вспоминала Инна.

В 1950 году у них родилась дочка Наталья, будущая выпускница ВГИКа, дебютировавшая в мире режиссуры в 1975 году («Пошехонская старина»). Как актриса она запомнилась зрителям в роли Хари из «Соляриса» Андрея Тарковского. В 1976 году Наталья родила режиссеру внука Ивана Бурляева (композитор), в 1987 – внучку Марию Бурляеву (актриса, служила в столичном театре им. Маяковского).

Семейная пара Инны и Сергея просуществовала  до 1959 года. Причиной разрыва стала актриса Ирина Скобцева, которая появилась в жизни режиссера во время работы над фильмом «Отелло» (1955 год). 27-летняя девушка, первая красавица Школы-студии МХАТ, играла Дездемону.

Отметим, что Инна Макарова, напротив, утверждала, что их брак изжил за себя. «После 10-ти лет у нас что-то сломалось. Мы разошлись без криков и ненависти. Так что „брошенная жена„ – это не про меня».

В третьем браке у Сергея Бонадрчука родилось двое детей: в 1962-м родилась Алена, скончавшаяся от рака в 2009 г., в 1967-м появился на свет Федор, ныне не нуждающийся в представлении актер и кинорежиссер, снявший военную драму «9 рота».

Своего сына Федор Бондарчук назвал в честь отца. Сергей Бондарчук-младший (1991 г.р.), дебютировал в  отцовском фильме «Сталинград» (2013), сыграл в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель» и Александра Карелина в спортивной ленте «Чемпионы: быстрее, выше, сильнее». Актер Константин Крюков тоже приходится Сергею внуком – он сын Алены Бондарчук и доктора философии Валерия Крюкова.

Как отмечала Скобцева, ее муж был высокообразованным человеком и приучил детей к чтению и изучению живописи. Почти все свободное время он посвящал написанию картин. Живописью он увлекся с самого детства, когда ему подарили краски, запах которых он счел волшебным. Частыми сюжетами его полотен были религиозные мотивы, несмотря на статус главного кинематографиста атеистического государства.

С 1987 года мастер режиссуры и уникальная личность являлся руководителем кинокомпании «Время». После его ухода из жизни этой студии присвоили его имя. В 90-х годах прошлого столетия режиссер практически завершил кинопостановку произведения Шолохова «Тихий Дон» (и воплотил в ней роль атамана Краснова), но выхода ее в прокат не увидел. Ее демонстрация широкому зрителю состоялась лишь в 2006 году.

20 октября 1994 года режиссер ушел из жизни. Причина смерти – онкологическое заболевание легких. Его могила находится на Новодевичьем кладбище. В 2007 году жители Ейска открыли памятник прославленному земляку. Расположен он рядом с кинотеатром имени Сергея Бондарчука.


Рецензии