Перспектива перспективы

Где моя любимая  чашка, из которой я так люблю пить чай? Вот она! Где мои любимые домашние тапочки?  Где мое любимое колье?  - спросит жена. Вещи окружают человека,  избранные вещи сопровождают человека по жизни. И некоторые, особо избранные так надолго переживают его, что дети говорят внукам: вот это любимая курительная трубка твоего дедушки. А если человек знаменит, то вещи ложатся на  музейные полки.  Вещи  и становятся культом.  Вещи давно ушедшего в мир иной многое могут сказать о своем бывшем хозяине.  Если этот хозяин не обрел ореол.  Если ты видишь курительную трубку своего покойного дедушки, то понимаешь, что он был заядлым курильщиком. И  автоматически делаешь вывод, что  дедушка  вряд ли  был каменщиком или пилотом. Зато мог страдать  легочными болезнями.

К примеру, после моего дедушки, погибшего в войну, которого я не знал, остались некоторые предметы, назначения которых я не мог понять. Осталась книга с  чистыми белыми страницами в красивом тисненом переплете.   И мне,  мальчику, не давали писать там каракули. На это есть альбомы. А эта, с моей точки зрения, абсолютно ненужная  книга хранилась бабушкой как память. Зачем? И только когда мне было лет десять-одиннадцать, тетя объяснила, что это вовсе не книга. И не альбом для рисования.  Тетя обратила мое внимание, что в уголках  каждой страницы имелся крохотный рисуночек.  Непонятный. Тогда я услышал новое слово экслибрис. Переплетение первых букв имени и фамилии дедушки.  Каких букв? Это были буквы латинского алфавита. Тетя объяснила: мы ведь до войны жили в Латвии. А это была другая страна.  Поэтому и буквы другие.   И еще я между двумя большими буквами увидел маленький значок.  Тетя объяснила: это тоже маленькая буква латинское в. А что это значит, сказала тетя,  рановато для тебя. Долго объяснять.  Но главное в другом. Тетя  дала мне посмотреть листы на просвет. На  листах проступали водяные знаки. Это доверительная книга. Типа банковской. Если дедушка   хотел передать просьбу и распоряжение через лицо, которому он доверяет, он писал просьбу или распоряжение на листе этой книги (листы нумерованные) и доверенное лицо передавало его послание по назначению.

 В  моей жизни, в жизни моих родителей не присутствовало никаких подобных книг, никаких маленьких значков между буквами.  Странной непонятной мне  жизнью жил мой дедушка. Эта книга заставила  взглянуть на жизнь  того поколения несколько иначе. Объяснений я не имел, но это был шаг к  пониманию, что жизнь сложнее учебников. В ней достаточно загадок.

 Я начал с конкретных людей. А что народы? То, что судьба вещей тесно переплетена с судьбой народов, - банальная мысль. То что предметы старины многое могут рассказать о жизни ушедших поколений – тем более банальная. Поглощенные   этими банальными мыслями, археологи годами роются в «окаменевшем дерьме».  В исторических музеях многих стран на полки ложатся предметы обихода, которые когда-то были незаменимы в быту, а теперь стали анахронизмом. Каменный топор, стрелы и копья, мечи и кольчуги, скалка и веретено и т.д. Вагоны таких вещей. (Заметьте, что  сохранились еще  такие народы на планете, для которых меч и стрелы,  ступка и веретено до сих пор актуальны)
 
Но это предметы быта. А что насчет архитектуры? Площадь или улицу трудно положить на полку. Зачем  человеку башни и площади?  Ответ прост.   В прежние времена башня имела оборонительные функции. С нее видно далеко. С нее стрелять из луков и метать копья удобнее. Защищаться и от врагов и от собственных подданных.
Башня несла и бытовые функции. Когда стало развиваться  производство и не обойтись без того, чтобы люди, занятые в производстве,  знали время, на башнях устраивали куранты. Их видно издали. Легко ориентироваться во времени.
 Претерпели  изменения и улицы появились тротуары.  Появилось освещение.
 
А что насчет площадей? Назови мне такую обитель, где нет площадей. Зачем нужны площади? Понятно, что в давние времена, когда не было ни газет, ни радио, площадь служила, для контактов руководства с народом, для объявления государевой воли. А кроме того для коллективного курения фимиама: для коллективных молебнов, всяких крестных ходов, для демонстраций трудящихся.
 
А сейчас, когда человечество все больше и больше ныряет в квартиры, прирастает к  компьютеру или смартфону, что остается площадям? Служить в качестве развязок транспортных потоков и места где стоят памятники и водят туристов? Осталось ли в мозгах  новых поколений место для площадей? Есть ли чисто эстетическое свойство в площадях как в открытых пространствах? Ведь и  новых городах построены площади. Для чего они задуманы современными архитекторами? Для коллективных танцев? Для протестов? Для аэробики? На всякий пожарный?

Да, по законам градостроительства рядом с высоким зданием  на случай его падения должно быть предусмотрено пространство. Конечно,  площадь нужна в школе, пока дети не учатся на удалении, и школа остается местом сбора большого количества детей. Конечно, есть еще плац в воинских частях, пока в армии важна строевая подготовка. Но это сейчас. А завтра?

 Многие писатели фантасты описывали города будущего.  Многие художники-фантасты рисовали города будущего. Что оказалось верным?  Какими станут города будущего? Вереницей вилл без площадей или небоскребами с площадями? Даже традиционные  кладбища понемногу заменяются ячейками с прахом.

 Однако остается в открытом пространстве  не утилитарное, а чисто эстетическое  качество: перспектива. Непонятно, по какой причине, глаз человека (в мозги обезьяны трудно пробраться) радуется открытому пространству.  Поэт писал: «Насытил я свой жадный взор всем тем, что мир считает чудом. Песком пустынь, грядами гор, морей кипящим изумрудом» Человек любит смотреть на море. Пространство манит.  Может быть, оно не так манит в твоем родном городе. Но  в другом городе,  несомненно, привезут с экскурсией какою-нибудь площадь. Кто ответит, почему человеку приятно смотреть вдаль и топтать плитку площадей?  Кто ответит, каким  станет человек будущего? Каким  городское пространство станет лет через сто?  Какова временная перспектива? Как изменится их пространственная перспектива? Какова в человеческом обществе перспектива перспективы?  У вас есть ответ?


Рецензии
Сейчас городская инфраструктура всё более под землю закапывается. И не совсем понятно, то ли это город будущего, то ли бомбоубежище. Но как плюс - сверху, на поверхности, высвобождается место для парков.
А жилые дома - как редкие небоскрёбы над сельской местностью. Вот с них перспективу и можно обозревать. ))

Дмитрий Маштаков   31.10.2020 05:37     Заявить о нарушении