Зон Яков Яковлевич. Связисты. Из цикла К званию Ге

   Зон Яков Яковлевич родился 25 декабря 1914г. в Лозовой-Павловске, на Донбассе.
  Еврей. Отец Зон Яков Израилевич погиб на фронте Первой Мировой войны.До Армии
  Зон Я.Я. работал  воспитателем в детском доме. В рядах Красной Армии с 1933г.
  Кадровый. До войны закончил Киевскую военную школу связи.
   С октября 1941 года участвовал в боях под Москвой и на Брянском фронте в
  качестве начальника связи 51-го стрелкового полка Забайкальской дивизии. Был
  тяжело ранен под Малоярославцем. К моменту представления к званию  Героя
  Советского Союза находился на излечении  в госпитале.
   Из наградного листа: "В ночь на 19 декабря 1941г. лично руководил наступлением
  3-го батальона, вместе с 7,9 ротами атаковал высоту 201.9, в результате чего
  первая оборонительная линия пр-ка была прорвана и развивая успех 20 декабря
  в 16.00 возглавил группу бойцов и повёл в атаку, в результате чего 2 линия
  была смята и взяты трофеи: противотанковую пушку, 4 миномёта, до тысячи
  снарядов и один пулемёт. В этом бою лично захватил вплен ефрейтора.
   21 декабря 1941г. в момент сильного артиллерийского и миномётного обстрела
  противником линии наступления наших подразделений лично возглавил правый
  фланг и вывел бойцов из миномётного огня броском вперёд, в результате  чего
  подразделения заняли окопы противника и подожгли 2 танка. При выбытии из
  строя расчёта 45 мм пушки с оставшимся одним бойцом открыл огонь  по
  противнику"
   Представление подписали:командир 51-го стрелкового полка майор Шейкин,
  комиссар полка батальонный комиссар Емельянов, командир 93-й стрелковой
  дивизии генерал-майор Эрастов, военком дивизии полковой комиссар Сергеев.
   Приказом Военного Совета Западного фронта исполняющий обязанности начальника
  штаба 51-го сп лейтенант Зон Я.Я. 10 февраля 1942г. награждён орденом Ленина.
   Полковник в отставке Зон вспоминал впоследствии;"На фронт наш полк был
  направлен 9 октября 1941 года. Проехав через всю страну из Даурии до Москвы,
  мы вступили в бой 20 октября 1941 года. Сибирские дивизии были направлены на
  фронт по требованию К.Жукова. В одном из наступательных боёв 19-21 декабря
  1941 года после форсирования ст.Балабаново в направлении Малоярославца полк
  тесил противника при поддержке артиллерии. Так было до утра 20 декабря.
  Утром немцы, получив поддержку артиллерийским и миномётным огнём, ринулись
  в контратаку силою до двух батальонов, ведя непрерывный огонь. Нам пришлось
  залечь. Находясь в передовых подразделениях я с помощью командира отделения
  связи Зинченко выкатил 45-ти мм пушку и начал обстрел противника. Бил прямой
  наводкой, снаряды подавал сержант Зинченко. Немцы напирали. Пришлось туго,
  но нас выручил батальон с малой артиллерией на тягачах. Батарейцы быстро
  развернулись, установили орудия сокрокопяток и открыли беглый огонь. Получив
  поддержку, ударили по противнику...
   Вечером, 21 декабря, я вёл наблюдение за противником. Рядом разорвался
  снаряд, осколок угодил мне в ногу. Я упал в яму. Мне повезло. Связисты мои
  увидели, что я упал, и подобрали...В медсанбате меня перевязали и отправили
  в Москву, потом в Рязань и далее-в Читу. Уже в Чите был объявлен приказ
  о награждении орденом Ленина...".
   После излечения Зон был назначен на должность начальника связи 26-й гв. сд.
  В этой должности встретил День Победы.





















 








 


Рецензии