Таинство любви 23

Сладострастие

Восторженный, пламенный Валерий Брюсов запечатлел в поэзии ранее неведомый мир сладострастия.

Брюсов – огненный ангел вожделения, появившийся в русской литературе тогда, когда в ней заявила о себе тема плотской любви и похоти.

Предприимчивая дама

Нужно быть по-мужски волевой, настойчивой и даже бессердечной дамой, чтобы войти в клуб миллиардеров Америки и создать империю красоты, простирающуюся на все пять континентов. Это оказалось под силу эмигрантке из Польши Элене Рубинштейн!

Ступив на стезю бизнеса, женщина увлеченно отдается делу, бросая вызов стихии рынка. Классический пример – создательница империи красоты Элена Рубинштейн.

Дневник любви

Любить высокообразованную молодую женщину, будучи старше ее почти на три десятилетия, и при этом фиксировать на бумаге каждый свой и ее шаг, малейшие движения души – это нелегкое психологическое испытание для обоих супругов. Не есть ли такое «изучение» прекраснейшего из наших чувств делом врача-психиатра? Как бы писатель Михаил Пришвин не прикрывался поэзией слов, он совершал неблаговидное дело по отношению к молодой женщине!

Описывая собственную любовь и счастье, Пришвин осуществлял литературный проект. Ум и талант писателя отодвигали на задний план искреннее чувство любви!

Осенняя любовь Пришвина была не чем иным, как слепым наваждением, усиленным магией слов. «Дневник любви» писал скорее вдохновенный поэт, нежели любящий муж.

Итальянская семья

Знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо отличался мнительностью и ревнивым характером. Когда в 45 лет он вступил в брак с Дороти Бенджамин, спокойной и несколько чопорной 25-летней девушкой, подозрительность так и не оставила певца. Частенько он выражал желание, чтобы та растолстела. В этом случае, считал Энрико, ни один посторонний мужчина не взглянет на его бесценное сокровище.

Итальянские мужчины, при всей их влюбчивости и склонности к изменам, превыше всего ставят семейный мир и достаток.
 
Женский характер

Знаменитый русский певец Фёдор Шаляпин в «Страницах из моей жизни» зафиксировал одно из своих наблюдений: «женщина всюду вносит с собою праздник». Подмечено верно. Действительно, в обществе прекрасных дам утихают мужские раздоры, и воцаряется атмосфера искреннего веселья.

Посягательство на семью

В конце жизни английский писатель-классик Уильям Сомерсет Моэм, бисексуал по природе, вознамерился усыновить своего любовника и секретаря Алана Сирла и тем самым лишить наследства родную дочь Элизабет. Однако правда восторжествовала: суд признал этот юридический акт недействительным.

Великие труженики

Если семейные узы скреплены созидательным трудом, как это было у Николая и Елены Рерих, а также их детей, – такая общность крепка и нерушима.

Красивая и глубокая любовь Николая и Елены Рерих получили известный резонанс в обществе. Их чувство стало мощным фактором воспитания молодежи.

Любовь говорит на двух языках – «языке земном и языке Небесном», о чем писал Николай Рерих. Ее корни уходят глубоко в землю, а крылья уносят высоко в Небо

Харизматическая личность

Нельзя не согласиться с суждениями британского премьер-министра Уинстона Черчилля: «Легче управлять нацией, чем воспитывать четверых детей».

Как-то в порыве откровения Черчилль признался Сомерсету Моэму: «Я однажды, любопытства ради, переспал с мужчиной». На вопрос: «Ну и как?» последовал ответ: «Музыка!» Так премьер-министр, автор сорока книг и нобелевский лауреат по литературе, заискивал перед своим собеседником, писателем-гомосексуалистом, еще при жизни ставшим классиком.

Жена-сподвижница

Альберт Швейцер, немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, врач, музыкант, лауреат Нобелевской премии, в 24 года стал доктором философии, в 26 – доктором теологии, в 36 – доктором музыковедения, помимо этого он был известным в Европе органистом и крупнейшим экспертом по конструированию органов.
На 21-м году жизни Альберт дал клятву заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». «Отныне мне предстояло не говорить о Евангелии любви, – объяснял он позже, – но претворить его в жизнь».
Швейцер решил стать практикующим врачом, намереваясь уехать в Африку, чтобы лечить местное население. Для этого он закончил медицинский колледж Страсбургского университета, а также прошел курс тропической медицины в Париже.
В 1912 году состоялось бракосочетание Альберта Швейцера и Елены Бреслау. Это был союз, благословенный Небесами. Елена тоже стремилась помогать больным людям. Она была готова содействовать грандиозным планам мужа, желавшего построить в джунглях современную больницу. Через год молодая чета отплыла в Африку. Там Швейцер открыл клинику, лечил туземцев от малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же девять месяцев он принял около двух тысяч больных. Одновременно он продолжал писать труды по философии, теологии, этике, искусству. Такой напряженный ритм работы длился десятилетия, пока к нему не пришла всемирная слава.
Нет сомнения, что великий гуманист не справился бы с поистине титанической работой, не будь рядом верной помощницы и друга Елены Бреслау!

Раздвоенное сознание

Женское сознание вечно раздвоено, в нем сталкиваются «мудрость желаний» и «дикость поступков», – считал немецкий писатель Томас Манн.

Во всякой женщине доминируют две черты: матери и любовницы.
Для робкого юноши женщина, как говорил Томас Манн, «и слишком плоха, и слишком хороша». Молодого человека смущают ее доступность и недосягаемость, ее земная походка и Небесная красота.
Раздвоенность сознания присуща самому Томасу Манну в области политики. Он колебался между консерватизмом и либерализмом. Напротив, в создании семьи писатель проявлял удивительную устойчивость. Он был любящим отцом шести детей, четверо из которых связали свою жизнь с литературой. Лауреат Нобелевской премии уравновешивал политическую неустойчивость писательским творчеством и семейным благополучием.

Чиновник-эротоман

Глядя на портрет председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина, трудно прийти к другому выводу: перед нами старый потаскун с взором похотливого козла, любитель актрисок и старшеклассниц!

Любовь к чужой стране

Райнер Мария Рильке, всемирно известный австрийский поэт, испытывал духовную любовь к России. Он много путешествовал, хорошо знал европейскую культуру, и все же на закате дней написал: «Решающим в моей жизни была Россия… Россия стала в определенном смысле основой моей жизни и мировосприятия».

Мужчина-таран

 Писатель Джек Лондон, самонадеянный и талантливый американец из низших слоев общества, отличался неистовой сексуальной энергией. Он порою с вызывающей дерзостью называл себя «бешеным любовником самого Господа Бога». Женщины сходили с ума при виде этого голубоглазого красавца с фигурой Ахилла. Но изнурительный литературный труд, любовные похождения и пристрастие к спиртному привели к тому, что он умер в сорок лет от передозировки морфия и атропина. Сердце не выдержало бешеного ритма жизни.
 
Счастливый брак

Пётр Кончаловский и Ольга, дочь Сурикова, в молодости дали клятву в вечной любви. До конца жизни супруга художника оставалась для него самой очаровательной женщиной, которой он восхищался и дорожил. Нерушимое счастье они построили собственными руками!

Бесстыдная экстравагантность

Однажды в парижский литературный салон американской поэтессы Натали Барни на белой лошади, украшенной драгоценностями, въехала совершенно нагая женщина. В ней сразу узнали скандально известную танцовщицу Мата Хари, позднее казненную за шпионаж. Барни и Хари – звезды-авантюристки, ярко блиставшие на тусклом небосклоне европейского феминизма.

Бренное тело

Восхитительное обнаженное тело нидерландской танцовщицы Маты Хари пробуждало чувство похоти у множества мужчин. Число ее любовников измерялось сотнями, если не тысячами. Однако, когда в 1917 году красавицу расстреляли, обвинив в шпионаже в пользу Германии, никто за этим «божественным» телом не явился. Труп передали в анатомический театр, где студенты изрезали его вдоль и поперек. Невольно вспоминаешь латинское изречение: «Так проходит мирская слава»…

Философия любви

«Бог есть любовь», любовь есть «сила Божия». Эти определения религиозного философа Семёна Франка раскрывают диалектическую подоснову чувства любви. Если принять на веру утверждение Франка, что человек – это «сосуд Божий», то и его содержимое, то есть любовь, дарована нам Свыше. Поэтому любовь является Небесной субстанцией, которая питает наше сердце и дает надежду на счастье. Присутствие в человеке Божественной искры является верным признаком того, что он уже сформировался как личность. Тогда человек готов к любви – умению понять, простить и приласкать избранника сердца. Это уже есть Богочеловеческое качество! Примерно такую концепцию развертывает Семён Франк. Однако она существенно отличается от платонизма. Античный мыслитель полагал, что эротическое влечение переходит в любовь к Красоте, Добру, Истине, после чего – к Богу. Русский философ вертикальную пирамиду Платона направляет вовнутрь человека, в глубину его души. Любовь – это «проявление Божественного первоисточника жизни», – пишет Франк. Бог наличествует в каждом из нас, равно как все мы – в Нем. Так философская абстракция наполняется конкретным, содержанием, а именно: любовью. Франк точно определил, что такое Дух христианской морали: «Любовь – радостное и благоговейное видение философии Божественности всего сущего». В этой мысли содержатся основные компоненты гуманности современного человека: вера в добро, желание служить ближнему, оптимизм и счастливое принятие мира как щедрый дар Всевышнего.

Между любовью и танцем

Жизнь своевольной, неистовой и тщеславной артистки сопровождается блеском и славой, на долю которой очень часто выпадают горе и несчастья. Подтверждением этому служит трагическая смерть талантливой американской танцовщицы Айседоры Дункан. Рок постоянно преследовал балерину. Проповедуя свободную любовь, Айседора зачастую пренебрегала человеческими и Божьими законами. В 1913 году погибли два ее ребенка. Они сидели с няней в автомобиле, который неожиданно снялся с тормозов и рухнул в пропасть. В 1927 году погибла и сама Айседора, причем виной смерти был тоже автомобиль. Длинный шарф танцовщицы, намотавшись на ось колеса, сломал ей шею во время движения. За несколько минут до смерти, она крикнула провожавшим: «Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!» Нет, это был вояж не к славе, а в преисподнюю.

«Мой порыв в искусстве был настолько сильнее меня, что я не могла сдержать его даже ради любимого человека», – пишет Айседора Дункан. Танец почти вытеснил в ней любовь и чувство материнства. Ее жажда творчества приобрела маниакальный характер. Показательно признание Дункан: «В своей жизни я руководствовалась всего двумя мотивами – Любовью и Искусством, и часто Любовь уничтожала Искусство, и часто повелительный зов Искусства клал трагический конец Любви. Ибо между ними не может быть согласия, а может быть только постоянная борьба». Этой драматической коллизии не избегла ни одна творчески одаренная женщина!

Оригинальная и своенравная танцовщица Дункан пронеслась в пространстве жизни быстрокрылой птицей. И никто из мужчин не смог ее поймать.

Мужская дружба-любовь

Обыкновенно в романах описывается любовь мужчины к женщине. Немецкий писатель Герман Гессе показывает дружбу-любовь между мужчинами, которая не менее благородна и красива.

Мужская дружба – любовь в прозе Гессе по-девичьи целомудренна, нежна, ласкова, как лучи заходящего летнего солнца.

В романе «Игра в бисер» Гессе пишет о благородной дружбе между мужчинами. Не является ли она латентной формой гомосексуальности? Более того: не свойственна ли она самому писателю? На ее присутствие у автора указывают такие факты: Гессе трижды был женат, он постоянно конфликтовал с женами, у него имелся близкий друг доктор Йозеф Ланге.

Домашняя прислуга

Немецкий физик Альберт Эйнштейн, словно подтверждая расхожее представление о гениальном ученом, был влюблен в физику и мало обращал внимание на жен. С первой супругой он прожил 16 лет, со второй – почти 20, причем с той и другой он встречался, главным образом, за обеденным столом. Спутница жизни для человека, одержимого научной работой, превращается, по сути дела, в домохозяйку и прислугу.

Кажущаяся незначительность будничных женских дел в действительности не смешна. Много ли теорий создал бы великий физик Эйнштейн, случись ему самому топить печь, стирать белье, готовить обед?

Еврею Эйнштейну довелось жениться на сербке Милеве Марич. Их брак оказался неудачным! Затем Эйнштейн женился на своей родственнице: на этот раз брак был удачен, но, к несчастью, их сына Эдуарда поразила душевная болезнь! Судьбу нельзя обмануть!

Природа щедро наделила интеллектом физика и нобелевского лауреата Альберта Эйнштейна, зато обделила его сына Эдуарда, который большую часть жизни провел в психиатрических клиниках.

Любовь на ходу

Нередко похотливые мужчины надевают на себя маску величия и строгости, что совершенно не соответствует их природному темпераменту. Как свидетельствуют некоторые женщины, таким был «отец народов» Иосиф Сталин.

Как и Наполеон, Сталин не желал терять время даром, вступая в интимную связь с любовницей. Он требовал, чтобы та скорее раздевалась и ложилась в постель. Вот свидетельство певицы Веры Давыдовой: «Хочу видеть тебя голую при свете. Не надо стесняться. Ты обязана мне во всем помогать. Что ты сидишь, как истукан?! Мы зря теряем драгоценное время…», – вымолвил Сталин при их второй встрече. Для диктатора время – не деньги, для него каждый миг – схватка за власть! Правда, здесь возникает сомнение: была ли на самом деле Вера Давыдова любовницей вождя?

Темная лошадка

Немецкий историософ Освальд Шпенглер вошел в историю мысли знаменитой книгой «Закат Европы», в которой ярким, метафоричным языком предсказал неизбежность отмирания культуры и перерождения ее в цивилизацию.
В личной жизни он был нелюдимым, замкнутым человеком. Те, кто более или менее близко общался с ним, в один голос утверждали: «О женщинах в его жизни ровно ничего неизвестно». Кто-то из недоброжелателей бросил о нем такую фразу: «Личность без любви».
Прожив на свете 66 лет, он скончался в Мюнхене в 1936 году. Это был странный человек: известный публицист, философ-отшельник, гордый одиночка, не принявший заманчивых предложений Гитлера совместно строить «тысячелетний третий рейх».

Друг-соперник

Попав однажды в сеть любовных страстей, Андрей Белый оставался в сладостном плену до конца жизни.

Полюбив одну заурядную актрису, поэты Андрей Белый и Александр Блок начали швыряться перчатками. В конце концов ни тот, ни другой не осчастливил обожаемую ими Любовь Менделееву. Стоило ли разыгрывать сцену благородства при пустом зале?

Поэтические фантазии

Воспевая Прекрасную Даму, гениальный русский поэт Александр Блок интуитивно чувствовал, что женщины мечтают о совершенстве и духовная близость им дороже физической. Редкое понимание лучшей половины человечества!

Необыкновенно красивый мужчина Блок оставался загадкой для современниц. В его стихах было столько романтической таинственности, что женщины неизменно влюблялись в рыцаря Прекрасной Дамы. Не стала исключением и его жена, Любовь Менделеева. Какое же она испытала разочарование, когда обнаружилось невероятное: муж избегает полового контакта, предпочитая духовное общение с супругой. Такое неожиданное поведение создало эффект обжигающего холода, нестерпимого для ее здоровой, пылкой натуры.

Скрестив на груди руки, с холодным достоинством и презрительной улыбкой принял Блок в свою семью новорожденного младенца – сына жены Любови Менделеевой и одного из ее воздыхателей.

Небесная любовь на земле – трагична. Это лишний раз подтверждает брак между Блоком и Любовью Менделеевой: ему был дороже поэтический образ Незнакомки, чем конкретная женщина.

Сердце Блока прыгало по рытвинам и кочкам жизни. Поэт мчался к страстной цыганке Кармен, оставляя законную супругу, отрекался от ненавистного друга-недруга Андрея Белого, презирал некогда близких по духу символистов. Его тянуло заглянуть в бездонный колодец жизни.

Романтическая, возвышенная поэзия Блока, Пастернака, Симонова ничуть не мешала им удовлетворять сексуальную похоть при каждом удобном случае. Стихи стихами, а жизнь жизнью!

Балетные арабески

Балерина Анна Павлова пленяла сердца людей трепетной женственностью, хрупкой и нежной красотой юного существа, уносящегося мечтами в заманчивую даль.

Как-то в Париже Анна Павлова станцевала «Лебедя» на музыку Камиля Сен-Санса. К ней подошел композитор и сказал: «Мадам, когда я увидел вас в «Лебеде», я понял, что написал прекрасную музыку». Точно так же человек, внезапно осененный любовью, осознает, как чудесен мир, в котором он живет.

Молодой Великий князь, будущий император Николай II, влюбился в балерину Матильду Кшесинскую, делал своей пассии воистину царские подарки: корзины цветов, золотой браслет с крупным сапфиром и двумя бриллиантами, уютный особняк на Английском проспекте… Понимая, что брак наследника престола с танцовщицей невозможен, цесаревич пытался выразить глубину своих чувств такими щедрыми подношениями.

Балерина Матильда Кшесинская прожила 99 лет. Ее сценическая карьера даже лучше, чем личная жизнь. Молодая танцовщица умудрилась влюбить в себя цесаревича Николая, а также великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. Три члена императорской фамилии склонились перед ней. Это ли не знак высшего расположения к балерине?!

Матильда Кшесинская прожила сказочную жизнь. Дед ее был выдающимся скрипачом, отец и мать – артистами. Сама балерина имела всеобщее почитание и несметные богатства, призвание, сценический талант, всемирную славу, любимого мужа в лице великого князя Андрея Владимировича, сына и 99 лет счастья на грешной земле! Вот вам и удача Золушки из сказки Шарля Перро!

Ту оценку, которую Галина Уланова давала искусству своих родителей, известных в Петербурге мастеров хореографии, нужно отнести прежде всего к ней самой. Именно ее исполнительской манере характерен «красивый и легкий танец, полный радости, света и поэзии». Есть и другая грань улановской пластики, связанная с высочайшим профессионализмом и редкой проникновенностью чувств. Это подтверждают емкие и точные слова балерины: «То, что так таинственно называется вдохновением, творчеством, не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью…»
Труд, настойчивость, воля, ум и любовь рождают немеркнущую красоту в искусстве – ту красоту, которую открывала людям Галина Уланова.

Прославленную балерину Майю Плисецкую наперебой приглашали на приемы премьер-министры, президенты и короли, ее осыпали подарками. Так, ежегодно в день рождения она получала корзину цветов от президента США Джона Кеннеди, известного развратника и пошляка. Вряд ли биографы балерины, приводя этот факт, задумывались, какой грязный подтекст может скрываться за подобного рода жестами почтения.

Экспрессивный лирик

Австрийский новеллист Стефан Цвейг возводит в литературе жертвенник богине любви. Ей служат страстные, решительные, отчаянные, презирающие смерть женщины. Да и сам Цвейг, как и его супруга, отдали в ее распоряжение свои жизни. В один прекрасный день они приняли яд.
 
Садомазохистские наклонности

Пабло Пикассо – испанский и французский художник.
Всеми признанный гений был безумцем в живописи. А в жизни – маньяком, сеющим вокруг себя насилие и смерть. Рядом с ним разыгрывались ужасные трагедии. Жена Ольга превратилась в калеку. Любовницу Дору Маар положили в психиатрическую клинику, сын Поль стал алкоголиком, внук Паблино покончил с собой. Любовница Мария-Тереза и вторая жена Жаклин после смерти художника также наложили на себя руки. Вот что сказал о нем его друг Жан Кокто: «Пикассо возводил порок в ранг добродетели». Художник Анри Матисс однажды заметил: «Пикассо обладал всепоглощающим желанием разрушать».
Порок и разрушение – таковы знаки отличия Пикассо-художника и Пикассо-человека.

«Лучшим воспоминанием» для Пикассо были сцены, когда его любовницы дрались, а он в это время писал картину. Совсем не случайно психолог Карл Юнг, досконально изучивший творчество живописца, пришел к выводу, что он – шизофреник!

Как злословили современники, первыми гонорарами начинающего 14 летнего художника Пикассо были бесплатные услуги шлюх борделя, который он расписывал своими фресками. Обозревая его дальнейшую судьбу, нельзя не заметить, что проституирование искусства стало творческим кредо мастера.
Шлюхи для гениального Пикассо были своего рода шлюпками, с помощью которых он бороздил пенистое море жизни.

Прославленный испанский гений Пикассо однажды в сердцах бросил: «Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать о женщинах». Имелась в виду его очередная любовница Франсуаза Жило, которая успела родить ему двух детей, но не выдержала его крутого нрава и сбежала. Пикассо страдал от хронического многоженства, поскольку имел и других детей от двух женщин. Он презирал слабый пол, поэтому неудивительно, что не вкусил настоящего семейного счастья.

Пикассо имел привычку содержать несколько любовниц одновременно. Он стравливал их между собой, как, впрочем, и со своими законными женами! Может ли порочный человек быть великим художником?

Странно, что Пикассо был избалован поклонницами. Любая нормальная женщина, увидав свой портрет, на котором глаз почему-то расположен на боку, а нога – на плече, перестала бы здороваться с этим карикатуристом. Не так-то было: возлюбленные мэтра млели от восторга и лепетали что-то о его гениальной кисти!

Пикассо с презрением относился к морали. И в жизни, и в живописи он был садомазохистом!

У каждого мужчины есть представление о некой идеальной женщине. Однако конкретные представительницы слабого пола имеют некоторые изъяны. В первом пылком порыве любви их поначалу не видишь, зато потом они явственно проступают. Нечто похожее высказал Пикассо, когда бросил фразу: «Для меня существует лишь два типа женщин: богини и тряпки для вытирания ног». Несложно догадаться, что именно великий художник имел в виду.

Любовь между женщинами

Психически неуравновешенные женщины, пережившие в детстве сексуальное насилие, позднее испытывают отвращение к сильному полу, и у них даже возникает некоторого рода лесбийское чувство. Такой была британская писательница Вирджиния Вульф, чья интимная связь с мужем прервалась уже во время медового месяца, хотя их интеллектуальная близость продолжалась до самой ее смерти. Гомосексуальные наклонности писательницы проявились в любви с некой Витой Сэквил-Уэст, длившейся пять лет. И все же Вирджиния, подверженная припадкам безумия, так и не преодолела до конца свою фригидность. В возрасте 59 лет она бросилась в реку, набив карманы камнями…

Буржуазное лицемерие

Элеонора, жена американского президента Франклина Делано Рузвельта, была аристократической дамой с викторианским воспитанием. Она родила мужу пятерых детей, не изменяя своим строгим принципам. Когда обнаружилась любовная связь ее супруга с секретаршей, на семейном совете было решено не предавать эту историю огласке, чтобы не повредить карьере начинающего политика. И когда Рузвельта избрали президентом, в Белом доме одновременно проживали его жена и очередная любовница. Это и есть лицемерная буржуазная мораль.

Единство теории и практики

Замечательна родословная русского религиозного философа Льва Платоновича Карсавина. Его отец, Платон Константинович, был известным танцовщиком Мариинского театра, учеником прославленного Мариуса Петипа. Воспитанием и образованием сына занималась мать – Анна Иосифовна, урожденная Хомякова, дочь двоюродного брата знаменитого философа, основателя славянофильства Алексея Степановича Хомякова. Сестрой мальчика была талантливая балерина Тамара Карсавина.
Блестящи успехи и самого Льва Карсавина. В 1916 году, в 34-летнем возрасте, он защитил докторскую диссертацию по истории, да еще получил степень доктора богословия в Петербургской духовной академии. В апреле того же года Карсавина избрали экстраординарным профессором Петербургского университета.
Заслуживают внимания жизненные устремления философа. В 1922 году он написал две книги: «Петрополитанские ночи» и «Поэма о смерти». В них нет официального посвящения, но обе обращены к одному и тому же лицу, Елене Чеславовне Скржинской. Спустя долгие годы в письме к Элените, как он называл ее в книгах, Лев Платонович признавался: «Именно Вы связали во мне метафизику с моей биографией и жизнью вообще». И далее по поводу «Поэмы» он писал: «Для меня эта маленькая книжонка – самое полное выражение моей метафизики, которая совпала с моей жизнью, совпавшая с моей любовью».
Это означает, что даже самые абстрактные логические построения Карсавина связаны с конкретной любовью – чистой, прекрасной, пусть не осуществившейся, но все же неизменной до глубокой старости (в том 1948 году, когда писались эти признания, философу исполнилось 66 лет). Мыслитель всегда стремился соединить теорию с жизнью, идеи всеединства – с «гармоническим сосуществованием с любимым человеком». Это была его внутренняя потребность, настоятельная задача и мечта. Уж не та ли соловьёвская теория о Божественной и земной Софии воплотилась на практике?
 
Меркантильный добряк

«Очаровательный негодяй» (так однажды поэтесса Анна Ахматова отозвалась о писателе Алексее Николаевиче Толстом) – это тот мужчина, в душе которого доброта и своекорыстие образуют неразрывное целое, что делает его совершенно безответственным.

Характеристика Анны Ахматовой, данная автору трилогии «Хождение по мукам», частично верна, а частично неправомерна. Только в четвертом браке Алексей Николаевич Толстой узнал, что такое любовь! И открылась она 52-летнему писателю благодаря молодой секретарше Людмиле Баршевой, которая была на 23 года младше своего кумира. Чтобы понять, какие черты личности пробуждают лучшее из наших чувств, достаточно привести его слова: «Умная, талантливая, веселая Мика, клянусь вам, в вас я первый в моей жизни раз полюбил человека… Я похож на собаку, которая лежит у камина и глядит на своего бога»…

Духовная близость супругов

Религиозный философ, правовед, публицист Иван Александрович Ильин прожил содержательную жизнь. В 23 года он закончил юридический факультет Московского университета и по инициативе князя Евгения Трубецкого его оставили при кафедре для подготовки к профессорскому званию.
В этом же году он женился на Наталии Николаевне Вокач, удивительной женщине, увлеченной философией, искусством, историей, духовно близкой своему избраннику. Она мужественно разделяла с дорогим человеком нищету, невзгоды, вынужденную эмиграцию.
В книге «Путь духовного обновления», изданной в Белграде в 1937 году, Ильин перечисляет качества, необходимые человеку, чтобы приблизиться к идеалу. Это вера, любовь, свобода, совесть, приверженность семье, здоровый национализм, правосознание, уважение к государству и частной собственности.
Особенно важный вывод Ильина заключается в том, что источник веры и религиозности – это любовь. Именно она является основой духовности. Ильин видит различие между двумя типами любви, инстинктивной и духовной. Любовь, порожденная инстинктом, субъективна, необъяснима, зачастую слепа и всегда идеализирует объект поклонения. Напротив, любовь духа зиждется на стремлении личности к осознанному нравственному и духовному идеалу.
Философские концепции Ивана Александровича Ильина не противоречили его жизненному и семейному опыту, а это – великое достижение для каждого мыслящего человека.

Боязнь женщин

Немецкоязычный чешский писатель Франц Кафка в своем дневнике признавался, что любит вечерами бродить по городу, предпочитая те улицы, где собираются проститутки. Ему доставляло какую-то нездоровую радость чувствовать на себе манящие взоры женщин, быть объектом их эротической охоты.

Кафка, подобно многим талантливым прозаикам, грешил распутством. Как-то он записал в дневнике: «Я прошел мимо борделя, как если бы это был дом любимого существа».

В юности Кафка был помолвлен несколько раз: дважды с Фелицией Бауэр и Юлией Вохришек. Он увлекался девушками, и они отвечали ему взаимностью, но всякий раз писатель «дезертировал» перед свадьбой. В дневнике он подводит итог своим сомнениям: «Мне часто необходимо быть одному. Все, что я сделал, результат одиночества… Не будет ли это (женитьба!) в ущерб писанию? Только не это, только не это». Словом, Кафка выбрал для себя литературу, пожертвовав ради нее семейным счастьем.

В 1920 году, когда Кафке исполнилось 37 лет, он познакомился с Еленой Есенской. Испытывая теплые чувства к полюбившему ее писателю, она все же не спешила расстаться с мужем, венским банкиром. Будучи журналисткой, Елена по достоинству оценила творчество Кафки и переводила его сочинения на чешский язык. После кончины писателя в 1924 году она опубликовала рукописи друга, что принесло тому посмертную славу.
Совершенно напрасно Кафка боялся женщин! Как видим, именно любовь и преданность одной из них сделали его знаменитым.

Молниеносный секс

Итальянский дуче Бенито Муссолини был мастером «быстрого секса». Он крайне редко оставлял женщин на ночь, предпочитая молниеносный половой контакт с ними на подоконнике или на ковре в своем кабинете. Как и Наполеону, ему постоянно не хватало времени, так что интимная связь превращалась в случку.

Распутный гений

Знаменитый итальянский художник Амедео Модильяни отличался невероятным распутством. Число его любовниц не поддается счету. Одна из его скандальных связей длилась два года. В 30-летнем возрасте он познакомился с Беатрис Гастингс, аристократической английской поэтессой. В тот же день началась их интимная жизнь. Бешеный нрав итальянца проявлялся в нескончаемых вспышках ревности. В исступлении он бил свою подругу и таскал ее за волосы по улицам Парижа. Тем не менее, Беатрис долго терпела издевательства, позировала Амедео и вдохновляла на творчество, пока не сбежала. Больше они не виделись.

Редкий пример самозабвенной верности, достойной пера Шекспира, продемонстрировала Жанна Эбютерн, молодая студентка из католической семьи. Когда ей было 19 лет, она познакомилась с парижским художником Модильяни, евреем из Ливорно. Между ними вспыхнула страстная любовь. Несмотря на протесты своих родителей, Жанна стала верной спутницей Амедео. Через год у них родилась дочь. Богемная жизнь, пьянки, кокаин и гашиш подорвали здоровье живописца, и в 1920 году он умер от туберкулезного менингита. Перед кончиной Амедео предложил своей подруге быть с ним вместе и в смерти, чтобы у него «и в раю была его любимая модель, с которой он бы и там наслаждался вечным счастьем». В день похорон художника Жанна, которая была опять беременна, выполнила волю дорогого человека: выбросилась с шестого этажа и разбилась насмерть.

Брак по расчету

Проституция – не что иное, как торговая одноразовая сделка, в ней нет ничего положительного. Напротив, брак по расчету, который французский писатель Андре Моруа сгоряча назвал узаконенной проституцией, предполагает, по мнению трезво мыслящих людей, наличие долгих и нередко плодотворных связей, что вносит в отношения супругов некий конструктивный элемент.

Грезы о счастье

Поэт Николай Гумилёв считал, что в будущем у человека откроется некий «орган для шестого чувства», способный воспринимать красоту мира и позволяющий наслаждаться счастьем. Действительно, скоро ученые расположат гены в таком порядке, что люди, вступившие в брак, будут счастливы до конца жизни!

Одухотворенная любовь

В лирической поэзии Игорь-Северянин изливает фонтаны любви и нежности с такой юношеской непосредственностью, какая не оставляла равнодушной ни одну женщину.

Игорь-Северянин – поэт чувственной мопассановской любви.

Символ любви

Не хотел ли русский и французский художник Марк Шагал дать нам символ вселенской любви, изобразив на картине летящую в космическом пространстве женщину с красивым букетом цветов? Кто она? Не вечно ли обожаемая возлюбленная, а впоследствии жена Белла Розенфельд?

Любовь из-под палки

Порою ненависть переходит в любовь, когда мужчина силой овладевает женщиной. Точно так женоподобный большевик Николай Бухарин, приговоренный к расстрелу Сталиным, перед казнью полюбил своего палача.

Бисексуал

Немудрено впасть в тихое помешательство, когда человек не может определиться со своей сексуальной ориентацией. Знаменитый танцовщик Вацлав Нижинский начал с гомосексуализма. Его покровителем, меценатом и любовником вслед за князем Павлом Львовым стал директор русской балетной труппы в Париже Сергей Дягилев. После разрыва с этим властным человеком Вацлав женился на графине Ромоле де Пульски, которая родила ему двух дочерей. Однако на горизонте опять появился антрепренер Дягилев! Неразрешимые противоречия сломили волю Нижинского, и он умер в швейцарской психиатрической больнице.

Опытный муж

Популярный американский и английский актер Чарльз Чаплин поставил своего рода рекорд в семейной жизни. Три первых брака оказались неудачными, зато в 54 года он познакомился и вскоре женился на 17-летней Уне О’Нил, дочери известного драматурга и Нобелевского лауреата. Это семейное содружество просуществовало вплоть до смерти Чаплина, умершего в возрасте 88 лет. Уна родила ему восьмерых детей, причем последний ребенок появился на свет, когда маститый кинематографист преодолел семидесятилетний рубеж. Действительно, иногда развратникам, каким, несомненно, был в молодости Чаплин, везет: они становятся идеальными мужьями.

Жестокосердный любовник

Историки отмечали, что практически все любовницы Адольфа Гитлера пытались покончить с собой, и некоторые из них это сделали. Досужие писаки относят подобные случаи к некоему «садомазохизму» фюрера, но вряд ли они правы. Тому нет доказательств. Причина, скорее всего, в том, что общение со столь импульсивной, демонической личностью приводило женщин к нервным срывам.

Гитлер вспоминал в книге «Моя борьба»: «Отец был добросовестным государственным чиновником, мать занималась домашним хозяйством, равномерно деля свою любовь между всеми нами, ее детьми». Странно, что в этом счастливом и по-мещански благополучном семействе родился человек, которому было суждено ввергнуть мир в самую ужасную войну. Как видим, не гены и не материнская любовь сформировали личность страшного человека.

Политическая доктрина Гитлера опиралась на маниакальную убежденность фюрера в существовании всемирного заговора евреев и гомосексуалистов. Будучи закоренелым юдофобом, он использовал в борьбе со своими противниками и гомофобные лозунги. Расправляясь с Эрнстом Ремом во время «ночи длинных ножей», Гитлер захватил верхушку штурмовиков во время голубой оргии. Это была блестящая победа, поскольку она обеспечила вождю немецкой нации поддержку большинства партии – тех, кто придерживался традиционной морали.

Дай Бог каждому такую жену, которая сумела бы разделить трагическую участь супруга, как это сделала Ева Браун. Она приняла яд вместе с Адольфом Гитлером.

Суровый лик поэтессы

Поэтесса Анна Ахматова вслушивается в мелодию вселенской арфы.

Анна Ахматова сочиняет любовную поэзию стальным пером.

Исповедальные стихи Анны Ахматовой – это грустное прощание с любимым человеком.

Любовь Анны Ахматовой – это черная роза в бокале шампанского.

Анна Ахматова с грустью всматривается в потрескавшееся зеркало любви.

Любовь Николая Гумилева к Анне Ахматовой была трагичной. Поэтесса, словно предчувствуя страшный конец будущего супруга, много раз отвергала нежеланную любовь и уступила только после того, как он совершил попытку самоубийства. Брак был неудачным и вскоре распался, а позже 35-летнего поэта расстреляли большевики.

Стихи Анны Ахматовой классические, ясные, гармоничные; чувства и переживания – подлинные, естественные. Надо всем простирается нравственный закон. Да и жизнь поэтессы – настоящий подвиг, ибо она отвергала все неправедное и пошлое. Одновременно ее жизнь – это самоотверженность матери, которой приходилось месяцами ждать весточек, стоя в тюремных очередях и вместе с сыном переживать его муки заключения. «Семнадцать месяцев кричу, / Зову тебя домой. / Кидалась в ноги палачу – / Ты сын и ужас мой». В жизни и в лирической поэзии Анны Ахматовой проглядывает суровый лик женщины.

Судьба по-своему заботилась об Ахматовой-поэтессе: не позволила ей уехать за границу, не дала сгинуть в сталинских лагерях, оберегала от подлых людей. Николай Гумилев помог ей утвердиться на поэтической стезе и издать первый стихотворный сборник.
 Однако все любовные истории Ахматовой терпели крах: Борис Анреп в 1923 году отплыл в Англию, Артур Лурье уехал за границу с актрисой Ольгой Судейкиной, скорый и нелепый брак с Владимиром Шилейко канул в Лету, да и последний муж, Николай Пунин, после лагерного срока к жене не вернулся. Таким образом, ее женственность сублимировалась в гениальные стихи.

Ветреный поэт

У Бориса Пастернака чванливая муза.

Переводя трагедию «Гамлет» на русский язык, Пастернак воссоздает не шекспировского героя, а выставляет напоказ себя. Так поступает всякий поэт-индивидуалист!

Супружеская жизнь Бориса Пастернака и Зинаиды Нейгауз не была романтичным союзом, что вполне можно предположить, зная ветреный и влюбчивый характер поэта. Зинаида Николаевна, хозяйственная, энергичная женщина, создала семейный уют и при этом смотрела сквозь пальцы на очередные интрижки мужа.

Деятельная писательница

Английская писательница Агата Кристи по-мужски отображала мир преступников. Она издавала десятки романов с деловой хваткой. Ее напряженный труд был увенчан всемирной известностью!

Если для женщины мытье посуды, как выражалась Агата Кристи, «дурацкое занятие», то она, вероятно, уже почувствовала себя мужчиной, и ей впору менять юбку на брюки.

Наступающая старость

Семейная жизнь американского генерала Дуайта Эйзенхауэра, позднее ставшего президентом Соединенных Штатов Америки, оставалась по-армейски серой и обыденной, пока окончательно не убила в нем мужчину. К пятидесяти годам он стал почти импотентом. Красивая молодая женщина Кей Семмерсби, которая служила в его штабе во время Второй мировой войны, так и не смогла вернуть прославленному полководцу сексуальную активность, о чем горько сожалела до конца своих дней…

Поэт-деспот

Осип Мандельштам – деспот в жизни и мудрец в поэзии.

Деспотичный Мандельштам превратил жену в безропотную служанку. Он умертвил в ней женщину.

Надежда Мандельштам – умная прислуга поэта-сумасброда.

Для Надежды Мандельштам каждое стихотворение мужа было «родником духовности».
 
Соблазнительница мужчин

Порок закрадывается в душу красивой девочки, когда она начинает осознавать свое могущество над взрослыми мужчинами. В 13–15 лет перед нами уже отравленная ядом власти будущая распутница. Такой была Лилия Брик в гимназические годы.

Для определенного рода женщин любовные приключения – их первая и единственная профессия в жизни. К ним принадлежала Лилия Брик, любовница пролетарского поэта Владимира Маяковского.

Генерал-однолюб

Как бы мы ни относились к военной деятельности гитлеровского генерала-фельдмаршала Эрвина Роммеля, следует все же признать, что это был честный и мужественный человек. Однолюб по своей природе, он обожал красавицу жену Люси. В периоды вынужденной разлуки Эрвин засыпал ее тысячами страстных писем и никогда не изменял ей, хотя возможностей у него имелось предостаточно.

Монахиня-поэтесса

Маленькая девочка Лиза Пипенко впоследствии стала известной русской поэтессой Елизаветой Кузьминой-Караваевой и прославленной монахиней Марией Скобцовой.

Кузмина-Караваева с молодых лет отличалась решительным характером. Она ставила перед собой цель и, как правило, достигала желаемого результата.

16-летняя Кузмина-Караваева, влюбленная в знаменитого поэта Александра Блока, пришла к нему домой. Он посвятил девушке стихотворение. Между ними возникли сложные отношения и длительная переписка.

Кузьмина-Караваева хотела объять жизнь во всей ее полноте: жажда подвига заставляла ее служить и Богу, и людям!

У Кузьминой-Караваевой любовь к Богу неотделима от любви к человеку. Она жила и Небом, и землей.

Кузьмина-Караваева служила Богу «несвятой святостью», являясь одновременно поэтессой и монахиней.

Кузьмина-Караваева безропотно принимала осененную Богом земную ночь! Сквозь горе и беды она стремилась к духовному счастью!

Судьба безраздельно властвовала над Кузьминой-Караваевой, ангел-хранитель грустно покачивал головой, ее неистовая жертвенность испепеляла душу. В силу этого жизнь монахини превратилась в трагедию, а смерть – в Голгофу!

Земная жизнь Кузьминой-Караваевой мятежна и трагична. Поэтесса оставила двух мужей, младшая дочь умерла в детстве, старшая – уехала из Парижа в Советский Союз и через год оказалась в могиле, сын погиб в фашистском концентрационном лагере, сама же она – пошла в газовую камеру, спасая жизнь другой узнице.

Духовная жизнь Кузьминой-Караваевой сложна и противоречива. Она постриглась в монахини по византийскому обряду, избрала активное монашество в миру: открывала общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для больных туберкулезом, прятала военнопленных, спасала евреев, участвовала во французском Сопротивлении.
Известно, что прежде всего надо служить Богу и думать о спасении души и только затем – смиренно нести добро людям.
Кузьмина-Караваева по собственному волеизъявлению переставила религиозные акценты.
Тем не менее Константинопольский патриархат канонизировал монахиню Марию как преподобную мученицу!

Убежденный женоненавистник

В эротических романах американский романист Генри Миллер цинично описывает сцены разврата.

Миллер зачерпывает «любовь» из грязных луж секса.

Миллер банальный секс подслащает риторикой любви: в его книгах придорожные лопухи превращаются в розы.

По романам Миллера растекается кровавый гной жизни. Каково читать их тому, в чьей душе живет Мечта о любви?

От романов Миллера исходит пронизывающий холод одиночества и отчаяния.

Миллер – глашатай мрака и смерти.

Миллер – литератор, которого тема секса сделала всемирно известным. Одним из первых он обнажил интимную сторону жизни человека, то, о чем стеснялись писать другие. Секрет его успеха находился в сфере инстинктов и чувственности, областях «недочеловеческого в человеке», того, что было ранее невспаханной целиной.

Миллер причисляет женщин к классу брюхоногих. В его желчной иронии слышится растерянность перед жизнью, в которой он чувствует себя частицей морского планктона, увлекаемого течением в океанские просторы.

Поэтическая натура

Писатель Константин Паустовский смотрит на мир восторженными глазами ребенка, но обладает благородным сердцем юноши.

Паустовский – романтик, хранящий в душе «золотую розу» счастья.

Паустовский воспринимает красоту мира, как влюбленный человек. Он описывает события жизни с упоением.

Поэтесса трагической судьбы

Марина Цветаева мучилась любовью-страданием в жизни и наслаждалась любовью-счастьем в поэзии.

Цветаева раскладывала костер любви на снегу. Коротко было его торжество!

Любовь для Цветаевой – это кусочек льда на горячей ладони!

Наполненная восторгом и страданием любовь Цветаевой металась между Раем и адом.

Поэзия для Цветаевой – сотрудничество с Богом, нищета – поединок с Сатаной.

Жизнь Цветаевой – фантасмагория любви и ненависти.

Любовь Цветаевой закована в цепи смерти.

Цветаева создавала поэзию сердцем, захлебываясь в бурном потоке любви.

Цветаева всецело отдавалась поэзии стиха и поэзии любви. В чем она больше преуспела – это далеко не праздный вопрос! Свой поэтический дар она воспринимала как жертвенное служение народу.

Желая воплотить в поэзии Новое слово и Вселенскую необъятность, Цветаева демонстрировала неукротимый творческий дух, максимализм и воинственность. Ее лирика глубоко монологична, хотя насквозь пронизана духом противоречия: Цветаева металась между старым и новым миром, между «белыми» и «красными», традицией и авангардом, фольклором и символизмом, величавым эпическим строем дисгармоничным рубленым стихом. Пребывая в иступленном познании мира, она стремилась к абсолюту, изучала, разъединяла, анатомировала эмоции; боготворила мужа и смело бросалась в пучину страстей с любовниками. Она была со всем миром сразу и ни с кем конкретно, о чем писала Юрию Иваску: «Нет, голубчик, ни с теми, ни с этими, ни с третьими, ни с сотыми, и не только с «политиками», а я и с писателями – ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, - без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака…»
Что это, как не осатанелое одиночество в круговерти событий? Оно неизбежно ведет к «тупику», о котором Цветаева упомянула в третьей записке любимому сыну перед тем, как повеситься… Она перестала быть собой, женщиной, матерью. Ее женственность разбилась на осколки души.

Судьба безжалостно наказывала Марину Цветаеву из-за того, что поэтесса переступала черту, отделяющую женщину от мужчины, обитавшего в ней самой.
Рассмотрим ряд фактов, которые позволят сделать некоторые выводы. Известно, что в детстве Марина сгорала от любви к своей родственнице Наде Иловайской; когда отец запретил ей развешивать по комнате портреты обожаемого ею Наполеона, она в ярости, угрожая родителю, схватилась за подсвечник; в 19-летнем возрасте Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, юношу с мягкой улыбкой и сострадательной душой; в 1919 году, когда на Москву надвигался голод, она отдала своих дочерей в приют, где одна из девочек умерла; после того, как за границей объявился ее муж, воевавший на стороне «белых», она написала ему о своем смирении, покорности, так не хватавших ей в мирной жизни; оказавшись с семьей за границей и испытывая постоянную нужду, Цветаева возненавидела домашние хлопоты, столь обременительные для ее возвышенной натуры; вслед за тем она пережила страстную и мучительную любовь к другу мужа Константину Радзевичу – человеку, которого интересовали плотские наслаждения, а вовсе не внутренний мир поэтессы; Марина искала кумиров в лице Рильке и Пастернака и вела с ними переписку, включая интимные подробности. Со временем существование поэтессы становилось невыносимым. В обществе упорно ходили слухи о ее лесбийских наклонностях, а занятия по дому отнимали последние силы, о чем она постоянно твердила в письмах: «Устала от не своего дела, на которое уходит жизнь». Когда на нее пало подозрение в убийстве мужа, во время допроса она читала инспекторам стихи Корнеля и Расина, что заставило тех усомниться в ее психическом здоровье и отпустить с миром. Финал общеизвестен: муж поэтессы и трое ее детей сгинули, а сама она повесилась. Заметьте, что в каждом из перечисленных эпизодов чувствуется в характере Цветаевой присутствие мужского начала. В ней нет женской гибкости, благоразумия, терпения, желания приспосабливаться к трудным обстоятельствам. Во главе угла ее жизни стояла поэзия, которая была для нее, как уверяют критики, «последним убежищем высокой духовности и достоинства». Такая жизненная позиция, согласитесь, может быть приемлема для отчаянного мужчины, но не для многодетной матери.
Да, Цветаева – гениальный поэт. В этой женщине горел могучий творческий дух. Перед нами необыкновенно страстная натура, обладавшая мощным интеллектом, от природы своенравная и самоуверенная, писала стихи, как ваятель, отсекающий ненужные куски мрамора, чтобы создать совершенную по красоте статую.
 Трагедия Цветаевой состояла в том, что ее женственность, попадая в жернова кипучей энергии, воли, страсти, интеллекта, перемалывалась в порошок и бесследно улетучивалась.
 
Плотоядная обольстительница

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг прославилась тем, что была близка с четырьмя знаменитостями – английским дипломатом и агентом разведки Брюсом Локкартом, председателем Ревтрибунала Яковом Петерсом, писателями Максимом Горьким и Гербертом Уэллсом, не считая множества других, менее известных любовников.
Эта красавица с обольстительной сладкой улыбкой завораживала мужчин легкой задумчивостью и подчеркнутым вниманием к словам собеседника, так что тому казалось, будто именно он занимает все ее мысли. На самом деле дама решала собственные проблемы, находя поддержку у талантливых, умных и независимых представителей сильного пола. Она одаривала их лаской, вдохновляла на доблестные подвиги, но требовала взамен покровительства и материальной поддержки.

Трибун революции

Владимир Маяковский – поэт революции, в руках которого молот, а в сердце – воркующий голубь.

Маяковский гремел молотом революции, роняя на раскаленный металл слезы нежности.

У революционного поэта Маяковского была личная жизнь: мелкие обиды, наносимые женщинами, низвергли его в бездну отчаяния, хотя многочисленные партнерши по сексу казались поэту всего-навсего куриными тушками на вертеле революции.

Громовержец революции Маяковский имел лирическую душу скрипки: он погиб не на баррикадах, а в поединке с любимой женщиной.

Маяковский по-революционному размашисто рубил дрова для несчастной вдовушки-поэзии.

Зуд любви мешал Маяковскому шагать в первых рядах пролетарских колон.

Матушка-тюрьма – это не всегда горе и трагедия. Скольким людям узилище помогло стать на ноги, сделаться личностью. Маяковский именно в Бутырке начал писать стихи, и отобранную надзирателями тетрадку считал началом своей литературной работы.

Маяковский был большим острословом и насмешником. В одном из писем 1918 года встречается такая убийственная характеристика: «Все женщины липкие и скучные. Все мужчины прохвосты. Лёва, конечно, не мужчина и не женщина». Речь идет о Льве Гринкруге, близком друге странной «семьи» Маяковского и супругов Брик.

Только слабовольные безумцы вроде Маяковского кончают жизнь самоубийством из-за любовной страсти.
Роковая женщина делает из мужчины безвольного манекена. Он перестает сопротивляться ее капризам и – рушится в небытие. Такими были отношения Маяковского и Лилии Брик.

Порой агрессивность человека является изнанкой его бесхарактерности. Воинственный пролетарский поэт Владимир Маяковский, знамя революции, практически до конца своих дней оставался рабом женщин.

 Разыгрывается подлинная драма, если самолюбивый и творчески одаренный мужчина, каким был Маяковский, попадает в ненавистную зависимость от любимой женщины. Оказавшись в тисках порочного круга обстоятельств, даже титан духа погибнет!

Часто мужчины сами себя загоняют в любовное рабство к властным женщинам, вырваться из цепких рук которых им не удается. Маяковский, бунтарь духа, не смог разорвать капкан Лилии Брик.

Маяковский с революционной страстью любил Лилию Брик и столь же «революционно» застрелился во имя новой любви!

Маяковский – поэт безмерных чувств, крепких и восторженных объятий всего мира, человек-копье, человек-стрела, человек-пуля, цель которого – небытие!

Неудачные браки

Коммунистический вождь Китая Мао Цзедун был женат четыре раза, имел множество детей. Точное число их неизвестно. С первой женой, на которой его в 14 лет женили родители, он даже не вступал в половую связь, протестуя против патриархальных традиций. Две следующие жены – были революционерками и кончили печально: одну казнили гоминдановцы, другая – сошла с ума. В 1939 году Мао шокировал партийных соратников тем, что связал свою судьбу с распутной актрисой, именовавшей себя Цзян Цин, что в переводе означало «Лазурная Река». С этой незаурядной женщиной он не расставался до самой смерти, хотя в старости не допускал в свои личные покои. Историки считают, что пресловутая «культурная революция» была предпринята великим кормчим по наущению супруги, мнившей себя большим знатоком искусства. Выступая за равноправие женщины и за отмену так называемого «двойного стандарта» по отношению к слабому полу, великий революционер не понял, что далеко не всякая свобода идет женщине на пользу. Отсюда проистекал весь трагизм его семейной жизни.

Цзян Цин, миловидная начинающая актриса, мечтала выйти замуж за великого человека и добилась своей цели, став супругой китайского вождя. И что же? Спустя 15 лет после его смерти обстоятельства сложились так, что ей добровольно пришлось закончить жизнь в петле!

Горе-политик

Есть люди, которые пылко, но безответно любят политику. Только она, как лукавая женщина, поощряя их к действию, не дается в руки. Таким был Первый секретарь КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, излишне эмоциональный и склонный к эпатажу человек. Казалось бы, он десять лет повелевал половиной мира, словно какой-то римский император, однако пришла осень 1964 года – и все в единый миг кончилось. Вертихвостка-политика, посмеявшись над ним, ускользнула из пылких объятий незадачливого любовника.

Добросовестный сыщик

Директор Федерального бюро расследований Соединенных Штатов Америки Джон Эдгар Гувер строил из себя святошу, но при этом не брезговал использовать грязненький сексуальный компромат против своих политических врагов. Так, он раздобыл против Анджелы Дэвис фотографии, на которых знаменитая американская коммунистка предавалась любовным забавам, а Мартина Лютера Кинга, пастора, проповедника и борца за права негров, уличил во внебрачной любовной связи. Удивительно, что после смерти Гувера каких-либо компрометирующих документов на «серого кардинала» не обнаружили.

Неотразимый красавец

Когда из жизни ушел великий любовник Казанова – женская половина человечества осиротела, пока через столетие не взошла новая звезда – легендарный актер немого кино Рудольф Валентино.

Заложник страстей

Какую бы сцену любви ни разыгрывал перед женщиной красавец Сергей Есенин, в душе он оставался бесстрастным актером. Поэт мог упасть перед дамой на колени, и только ради того, чтобы овладеть ею.

Есенин был кумиром женщин. Его донжуанский список насчитывает сотни имен. Незадолго до смерти он признался: «Только двух женщин я любил в жизни. Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные… Ну что ж, нужно было удовлетворять потребность, и удовлетворял…» Судите сами, сколь редкостно и драгоценно чувство любви.

Есенин был одержим плотскими страстями, и это отняло у него способность искренне любить.

Мужчина-параноик, избалованный женской лаской, не в силах оставаться наедине с самим собой. Таким был Есенин. Не в этом ли кроется секрет его преждевременной смерти? Любимец судьбы повесился в тридцать лет. Не слишком ли часто он испытывал ее терпение, коль та от него отвернулась?

Страстные люди бывают органичными, даже целомудренными натурами, несмотря на бурную сексуальную жизнь. К их числу можно отнести поэта Сергея Есенина и певицу Эдит Пиаф.

Для Сергея Есенина и Николая Рубцова слишком тяжелым оказался крест любви. Слишком хрупкими были их сердца, чтобы выносить муки и страдания Отчизны. Они воспевали красоту России, издревле жившей несбыточными мечтами. Они грезили о голубых небесах и преждевременно умерли жуткой смертью. За что мучались они? За то, что нежно любили матушку-Русь, которая в ответ до срока губила своих лучших сыновей.
 
Грязная мыслишка
 
Сталинский сатрап Андрей Жданов как-то язвительно бросил в адрес поэтессы Анны Ахматовой, что она то ли монахиня, то ли блудница. Партийный блюститель нравственности бесцеремонен и груб. Едва ли найдется женщина, которую не оскорбил бы этот навет.

Горькая ирония
 
Утверждают, что Фаина Раневская – великая актриса. Возможно! Несомненно другое – в ней мы потеряли талантливого писателя-юмориста.

В кино Раневской доставались обычно комические роли. В качестве примера давайте вспомним хотя бы крылатую фразу ее героини: «Муля, не нервируй меня!»

Однажды Раневская произнесла: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь». Так отзываться о самом себе может только мудрый, проницательный человек!

Когда коллеги попытались уговорить актрису принять участие в своем пышном 80-летнем юбилее, Раневская решительно отказалась. «Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих похоронах?»
На склоне лет она страдала от невысказанности, невоплощенности. Ее сценическое амплуа не давало возможность всецело проявить свой актерский дар, несмотря на то что наградами ее власти не обделяли. Три Сталинских премии – это, безусловно, триумф! У знаменитой Любови Орловой их было только две.

Семейная жизнь актрисы сложилась неудачно, если иметь в виду, что долгие годы она пребывала в горестном одиночестве. «Та женщина, чье призвание – нравиться мужчинам, не получит «морального удовольствия» ни в какой сфере художественного творчества», – сказала Раневская. Она была убеждена, что есть каста не в меру прямолинейных женщин, которые «стыдятся богатства». Таким нигилисткам впору делить ложе на гвоздях с революционером Рахметовым, а не носить драгоценности!
 
Интеллигентный супруг

Романы американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда обжигают любовной страстью, как пение «королевы джаза» Эллы Фицджеральд.

С психически неуравновешенной женщиной нельзя построить благополучную семью. Фрэнсис Фицджеральд, застенчивый, мягкий, несколько женственный мужчина, был женат на Зельде Сейр, взбалмошной и ревнивой особе. Однажды, когда танцовщица Айседора Дункан стала заигрывать с Фрэнсисом, Зельда в отчаянии бросилась в лестничный пролет, однако отделалась незначительными ушибами. Позже, когда жена писателя раз от разу начала попадать в психиатрическую больницу, прозаик решился встречаться и с другими женщинами. Конец оказался печальным: он умер от сердечного приступа на 45 году жизни в присутствии любовницы, а его супруга спустя восемь лет заживо сгорела во время пожара в сумасшедшем доме.

Человеконенавистник

Большинство людей служат культу жизни и поклоняются любви. Но есть среди них отщепенцы, которые превратились в жрецов смерти. Их идолы – ненависть, ожесточение, страх и вражда. Один из таких человеконенавистников – французский экономист, философ, нумизмат, эротический беллетрист и поклонник маркиза де Сада Жорж Батай. Его творение «Аллилуйя. Катехизис Диануса» – сплав богохульства с порнографией, циничный плевок в адрес нравственности.

Эпидемия секса

В 1925 году знаменитый романист Уильям Фолкнер писал: «После того, как я близко узнал американцев в Европе, я считаю, что именно сейчас секс для нас стал национальной болезнью». По его мнению, похотью была пронизана политика и религия, живопись, словесность, музыка. В отличие от европейцев, которые не афишировали интимную сторону жизни, граждане Нового Света ставили секс на первое место. Как и всякая молодая нация, американцы еще не натешились любовными играми. За сорок лет до сексуальной революции, охватившей западный мир, нобелевский лауреат уже отчетливо видел надвигавшуюся угрозу современной цивилизации…

Позднее счастье

Неутешительная личная жизнь актрисы Аллы Тарасовой (несколько ничем не примечательных браков и развод с великим Москвиным) находилась в резком противоречии с ее блестящим успехом на сцене. Пять Сталинских премий – шутка ли! И только в конце жизни ей улыбнулось запоздалое семейное счастье.

Любовь-сотрудничество

Подобно Александру Дюма-отцу, имевшему литературных «негров» и с их помощью создавшему немеркнущие шедевры прозы, Бертольд Брехт тоже использовал талант других людей. Вступая в интимную связь со своими многочисленными поклонницами, немецкий драматург мало-помалу нагружал их секретарской работой, а со временем доверял написание той или иной сцены, а то и целой пьесы. В результате такого любовно-творческого содружества и появился на свет его знаменитый «эпический театр».
Особенно примечательна судьба одной из помощниц Брехта – Маргарет Штеффин. Она искренне любила своего кумира. Ее литературное «служение» Брехту, пропаганда его творчества, помощь в редактировании и издании его пьес были, так сказать, средством выражения своих чувств к обожаемому человеку и писателю.
С именем Маргарет Штеффин связывают возникновение по меньшей мере шести пьес, в числе которых «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Горация и Куриация», «Винтовка Тересы Каррар», «Допрос Лукулла», «Страх и отчаяние в Третьей империи».
Брехт вполне отдавал себе отчет, сколь много значила для него эта бескорыстная помощь в творчестве. После смерти Маргарет он писал: «Мой генерал пал / Мой солдат пал / Мой ученик ушел / Мой ученик ушел / Моего опекуна нет / Нет моего питомца». Одна из знакомых Брехта, устоявшая против любовных чар драматурга, признавалась: «Когда он с кем-то спал, то делал из этой женщины большого человека».

Женщины-политики

История знает ситуации, когда бывшие любовники женщины становятся ее друзьями, что позволяет им заводить массу полезных связей и успешно делать головокружительную карьеру как это вышло у премьер-министра Израиля Голды Меир.

«Будьте смелыми» – девиз Голды Меир. Разве этот призыв должен звучать из уст женщины? Лидер еврейского народа – женщина-солдат, женщина-агрессор! Ее красота трансформировалась в грозный кулак, которым она стучала по столу перед дрожащими министрами израильского кабинета!

Когда женщина-политик (например, Голда Меир) рассуждает о войне, об убийстве – это вызывает шок у мужчин. Не ее дело посылать людей на смерть, быть человекорубом.

Любая политическая стряпня женщин, будь то Голды Меир или Маргарет Тэтчер, это пересоленный суп или пригоревшая каша.

Желая обрести верховную власть, женщина соглашается на роль подсадной утки в большой политике. Кажется, Голда Меир и Маргарет Тэтчер вполне отдавали себе отчет, что хотят от них мужчины, иначе бы их не избрали премьер-министрами Израиля и Великобритании. Эти дамы проводили тот жесткий курс, который мужчинам-либералам был бы не к лицу!

Голда Меир, Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт вели бескомпромиссную политику с позиции силы. Они были до мозга костей фанатичками. Напротив, Индиру Ганди отличали благоразумие и терпимость, за что она поплатилась жизнью. Вывод прост: у власти должны стоять либо мужчины, либо волевые женщины!

Испанская женщина

Говоря о характере испанской женщины, мы обычно ошибаемся, поскольку нам непременно приходит на ум пламенная коммунистка Долорес Ибаррури или же страстная Кармен, которая вообще-то совсем других кровей, а именно – цыганских.
Михаил Кольцов, журналист неглупый и наблюдательный, в своей знаменитой книге «Испания в огне» так свидетельствует об испанке, как национальном типе: «Ее клонило к земле, выедало изнутри, как ржавчина, позорная ложь во всем ее существовании. Дома – простоволосая, коротконогая, в шлепанцах, в мыльном пару над корытами с бельем, среди визга ребят и гаремных сплетен соседок, всегда виноватая и безответная перед мужем. На улице, перед людьми, – на высоких каблуках, играя шелком ног, шелестя веером, маня приоткрытым ртом, – роскошное и нежное животное, соблазн для прохожих, гордость собственника-мужа. Публично – раболепие перед женщиной, приторная, опошленная пародия на преклонение рыцарей перед прекрасными дамами; в семье – надменность и грубость к женщине, бесстыдная эксплуатация днем ее труда, ночью – тела, оскорбления, побои. Я видел случайно в окно весьма зажиточной квартиры, как сеньор колотил ногами сеньору. Он лягал ее каблуком, повернувшись задом, как козел. Что-то прокричит, лягнет, отбежит – и опять сначала. Дама, без юбки, в лифчике, на высоких каблуках, с оранжевыми подвязками, тоже кричала, но не сопротивлялась; ребенок плакал на диване. На стене висел портрет генерала Боливара, с эспаньолкой и вверх закрученными усами».

Горячая любовь

Федерико Гарсиа Лорка – великий испанский поэт. Как известно, мужчины гомосексуальной ориентации обладают повышенной эмоциональностью. Не потому ли Лорка смотрел на женщин несколько отстраненно, с точки зрения устоявшихся традиций патриархального общества? Он повествовал о горькой, трагической судьбе испанок, которые стали для него символом печали, одиночества и жгучей, испепеляющей любви. Поэт-гей по-своему понимал заповедные тайны женской души!

На краю жизни

Героиня романа «Три товарища» Ремарка существует между жизнью и смертью, надеждой и отчаянием.

Любовь Пат в романе Ремарка трогательная и нежная – такая, какой она может быть только у смертельно больной молодой женщины.

В романе Ремарка полюбившая женщина умирает в начале весны. Это очень трагично, ибо смерть несовместима с любовью и весной!

 Один из героев Ремарка уверен, что чайные розы, преподнесенные любимой женщине, могут завянуть, но любовь к ней останется даже после ее смерти.

В объятиях любовниц

Прославленный американский композитор Джордж Гершвин любил музыку, женщин и себя. Он создал несколько сот джазовых произведений и переспал с не меньшим числом любовниц. Правда, себя он любил больше всего. Смерть от опухоли мозга настигла джазмена в возрасте 38 лет. Он так и не женился. В нравственном отношении это был примитивный человек.

Для людей с кипучим художественным темпераментом секс выступает в роли стимулятора творчества. Женщины не играют в их жизни первостепенных ролей: любовниц слишком много, чтобы выделить одну. Это было характерно для Гершвина, одаренного американского джазового композитора.

Сексуальное бесовство

Лаврентия Берию, сталинского наркома внутренних дел, на Западе считают законченным развратником. Известно, что его подчиненные доставляли ему молоденьких девушек для сексуальных развлечений. А чем лучше президент США Джон Кеннеди, которому привозили в Белый дом девиц с сомнительной репутацией? Или вспомним президента Аргентины Хуана Перрона. Он создал скандально известный «союз школьниц», основной задачей которого являлся подбор «кадров» для интимных услуг. Чему удивляться – власть развращает людей!

Две любви

Владимир Набоков любил Россию отстраненно и порывисто, рассеянно и жгуче, словно вспоминал упоительно счастливое прошлое. Пятьдесят лет писатель прожил со своей женой Верой Слоним, которую называли его вторым «я». Как видим, в его душе обретались два благородных чувства: к родине и супруге.

В конце творческого пути Набоков обратил внимание и на закрытую сторону жизни. Он пишет роман «Лолита» о том, как рано созревшая несовершеннолетняя девочка ублажает взрослого, рассудительного мужчину. Когда в его разгоряченном воображении начинают мелькать эротические видения, а в теле клокочет жаркая страсть, доводы рассудка отступают на задний план. Таких юных соблазнительниц Набоков удачно окрестил «нимфетками».

Читая «Лолиту» Набокова, вдыхаешь горьковатый аромат белых ромашек. Удивительно, как старику-эмигранту удалось создать такую нежную повесть!
Вовсе не пошлость и не разврат главенствуют в «Лолите». Сквозь низменные страсти и похоть пробивается наружу чистый, сверкающий на солнце ручеек любви. От непристойности читателей ограждает шелковый занавес радуги. Над миром витает дух юности и красоты!
Несмотря на правдивое отображение жизни Америки, Набоков сочинил наивную русскую сказку, в которой добро побеждает зло.

Дамский угодник

Чернокожий американский король джаза Дюк Эллингтон, отличавшийся безукоризненными манерами и умением изысканно одеваться, слыл одним из самых известных донжуанов своего времени. Тем не менее он был женат всего один раз, да и то в возрасте 19 лет, на подруге детства Эдне Томпсон. Какое бы давление ни оказывали на него сексуальные партнерши, он неизменно отвечал: «Моя любовница – музыка, и только она может играть первую скрипку».
 
Расплата за эгоизм
 
Трудно привлечь внимание мужчины, который наряду с американским писателем Эрнестом Хемингуэем считает, что любая женщина – это «масса проблем». Будучи женатым четыре раза, нобелевский лауреат оставался в душе свободным, независимым, и вместе с тем эгоистичным человеком, не способным полюбить женщину.

Хемингуэй как-то заметил, что мужчина на склоне лет иногда встречает «настоящую последнюю и единственную любовь». Неудивительно: такой мужчина уже успел познать человеческие ценности в их истинном значении.

У сибарита, сладострастника и пьяницы Хемингуэя чувственное начало стояло на первом месте. В его любовных историях, биографических и вымышленных, не было ни прошлого, ни будущего. Бесконечное наслаждение жизнью утомляло, опустошало разум писателя, наводило на мысли о смерти. Первые признаки психической депрессии появились у него осенью 1960 года. И вскоре убежденный эпикуреец, подобно своему отцу, закончил жизнь самоубийством.

Хемингуэй добровольно ушел из жизни, а через 35 лет трагически погибла его внучка – супермодель 70-х годов Марго Хемингуэй. У нее был целый комплекс проблем: алкоголизм, булимия, эпилепсия, отягощенные психическими последствиями сексуального насилия в раннем детстве со стороны опекуна. И еще одно: дислексия. По иронии судьбы, внучка великого писателя не умела читать и только в 39 лет впервые познакомилась с книгами своего легендарного деда. На протяжении десяти лет она пьянствовала, вела разгульный образ жизни. Наконец взяла себя в руки. Но было уже поздно… Не приняв таблетки от эпилепсии, она умерла. Жесток западный мир! Ни к кому нет снисхождения, если сам не будешь сопротивляться его бесчеловечным законам!

Жена-муза

Писатель Андрей Платонов был женат на Мане Кашинцевой, с которой прожил 30 лет. Она стала Музой писателя. Он называл ее «Вечной Марией», нежно любил и посвящал стихи вплоть до смерти в 1951 году.


Рецензии