Великий провидец

                Роман Достоевского – «Бесы» заинтриговал меня ещё в далёкие девяностые годы прошлого века. Тогда о нём часто говорили. А может, и не так часто, но мне запомнились какие-то радиопередачи, посвящённые именно теме этого произведения. В ту пору, я много кое-чего слушала, именно по радио. Надо сказать, что в молодости, когда я просто запоем читала русскую классику, романы Достоевского долго оставались для меня тяжёлыми, я с большим трудом постигала их смысл, а мрачный колорит этих произведений меня просто угнетал. Однако, с годами это прошло. И перечитывая «Униженных и оскорблённых», «Братьев Карамазовых», «Идиота», и другие романы, я уже ( не без помощи  различных критических работ) постигала идеи и смысл этих произведений. Из тех же немногих прочитанных работ о творчестве Достоевского, я узнала, о его романе «Бесы», и, конечно же, о негативной оценке, которую давали ему советское литературоведение. Разумеется, такая негативная характеристика не могла не заинтриговать меня.  Хотя, по тогдашней наивности, даже не спрашивала книгу в библиотеке: была уверена в том, что её там нет и в помине. Однако же, совсем случайно, я узнала, что роман Ф.М.Достоевского «Бесы» в библиотеке, всё-таки, есть. Седьмой том собрания сочинений, изданных в 1957 году. В конце книги помещены довольно внушительные комментарии, поясняющие всю «крамолу» произведения, характеризующее его, как острый политический памфлет…..  Читала я и это издание романа, а чуть  позднее, перечитала «Бесов» уже в новейшем издании, с включённой в него главой «У Тихона», а вот недавно, перечитала заново.
       И всякий раз при чтении, как и в любом произведении Достоевского, на первый план выходят извечные человеческие страсти, и жуткие, немыслимые пороки.  И лишь во второй половине романа расположена глава – «У наших», описывающая, нечто вроде собрания заговорщиков. А до этого вся интрига, по большому счёту плетётся  вокруг загадочного Николая Ставрогина. И если читаешь роман не первый раз, то уж конечно помнишь, что он-то меньше всего тянет на революционера, какой бы то ни было масти.  А вспоминая главу – «У Тихона», которая уж действительно выглядит как злобная пародия на христианскую исповедь, вспоминаешь все его мерзости. Ведь Ставрогин, просто рассказывает о содеянных им преступлениях, без всякого покаяния. Он не просит прощения у бога  за своё мерзкое преступление. Он, якобы, сам себя наказывает, тем, что венчается с убогой «хромоножкой» Лебядкиной. Однако же, эта попытка, якобы отомстить самому себе, является ещё более страшным и циничным преступлением, нежели совершённое им растление малолетней девочки. Ведь подобное венчание являет собою страшное богохульство. Тем более, что в его поступке нет никакой жертвы; жертвой, напротив становится несчастная Лебядкина, на содержание которой он тратит большие деньги. Но при этом, ненавидит её до такой степени, что обрекает на страшную смерть. По сути, образ Ставрогина пополняет созданную Достоевским галерею прожжённых подлецов  и развратников. Будь то  князь Валковский, (Униженные и оскорбленные), Свидригайлов (Преступление  и наказание)  или мерзкий старик Карамазов  в романе – «Братья Карамазовы». И если иметь в виду, что главных  героев своего романа, автор косвенно называет бесами, то истинным бесом среди них является Николай Всеволодович Ставргин. А все остальные в сравнении с ним, это лишь  стадо безмозглых баранов, страдающих манией величия. Именно при этом сравнении, они и выглядят пародией на каких-то там реальных демократов, революционеров, нигилистов, и так далее… Впрочем, если рядом со Ставрогиным поставить даже не реальное лицо, а того же тургеньевского Базарова, который режет лягушек, то он будет просто смешон, и не более того. Ведь Ставрогин режет не лягушек, он режет живых людей, (пусть даже косвенно, не своими руками) калечит им судьбы. Достоевский показывает в образе Ставрогина злодея  вовсе не одержимого идеями какого-то социального плана. Это не анархист или нигилист, и ни что иное в этом роде. Потребность делать зло заложена в самой его природе. Оттого –то пляшет вокруг него мелкий бес Пётр Верховенский, потому что знает его способность совершить самое фантастическое злодейство. Писательский гений Достоевского состоит в том, что он открыл эту породу людей, или нелюдей…. Сейчас, в наше время тотальной вседозволенности, эта порода, как никогда ранее расплодилась по всему свету. Это они насилуют и убивают детей, сладострастно упиваясь издевательством. Далёкий предок сегодняшних маньяков – вот кто таков Николай Ставрогин. Будем помнить, однако, что это сложнейший художественный образ. Герой, как будто одержим этим стремлением делать зло, но даже попытки избавиться от этой одержимости, приводят его лишь к новым, преступлениям. Таким образом, загублена Лиза – прекрасная, безумно любящая Ставрогина, девушка. Этой трагической, жертвенной любовью к нему, автор, будто пытается хоть как-то оправдать своего героя. Хотя, в конце концов, он сам себе выносит самый беспощадный приговор….
           Однако, повторяясь, подчеркну, что образ Ставрогина, как бы то ни было, отличается своей крайней сложностью и противоречивостью. В нём, по сути дела происходит борьба добра со злом. Трудно даже представить, какой ад происходит в его душе. Хотя, побеждает, всё-таки, злые силы, но как долго и мучительно умирают в нём даже самые малые положительные начала. И, по сути, всё зло заложенное в его природе, оно – саморазрушительно. Оно гибельно для него самого, в первую очередь. А вот кто является главным бесом,
 так это            Пётр Верховенский. Уж он-то полностью одержим манией разрушать и уничтожать. Уж для него-то нет никаких противоречий. Он ни перед чем не остановится. И никакая катастрофа не заставит его полезть в петлю.
 Если даже просто от себя предположить, что прообразом Петра Верховенского стал реальный террорист Нечаев –организатор тайного общества – «Народная расправа», то по логике вещей, в образе Шатова, так или иначе, фигурирует  убитый им некто И.Иванов. И если говорить о Шатове, то рядом со злодеем Ставрогиным, он выглядит полным ничтожеством. Это жалкое, ни на что не способное существо. И даже его выступления против так называемого общества и заявление о выходе из него, это всего лишь бездумная болтовня, за которую он поплатится жизнью. Особенно жалок и смешон Шатов в конце романа, когда к нему приезжает, три года назад бросившая его жена. Приезжает, чтобы в его доме родить, неизвестно от кого прижитого ребёнка. По сути, сказать, Достоевский вложил немало злых насмешек и сарказма в созданные им образы «передовых людей» второй половины девятнадцатого века. Достаточно уже одного того, что он назвал их бесами…, Так или иначе, выдающийся русский писатель сумел высказать непреходящую  истину о том, что любое восстание против законного правительства; любая революция  совершается, как правило, кучкой прожжённых аферистов, с одной единственной целью – захватить власть. Ведь именно такими и были, все вместе взятые «революции» девяностых годов минувшего ХХ века. А читая роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы», чудится, будто он все их предвидел.


Рецензии