de omnibus dubitandum 118. 567

ЧАСТЬ СТО ВОСЕМНАДЦАТАЯ (1917)

Глава 118.567. ЭВАКУАЦИЯ ПЕТРОГРАДА…

    Заявление А.Ф. Керенского.

    Секретное заседание Временного Правительства 4 октября явилось решающим моментом в решении некоторых серьезных вопросов. После доклада военного и морского министров о положении дела и весьма серьезном положении наших военных операций А.Ф. Керенский, в качестве верховного главнокомандующего, заявил, что в виду угрозы Петрограду последний должен быть включен в район военных действий, и таким образом столица становится одним из серьезнейших пунктов фронта.

    Такое положение дел обязывает к принятию решительных мер, и на первую очередь выдвигается вопрос не только относительно ряда важных правительственных учреждений, но и самого правительства. По мнению министра-председателя, правительство не может работать в Петрограде. Раз сюда переносится фронт, то военные условия особенно будут напряженные, и, конечно, все это не может создать тех условий, при которых правительство могло бы спокойно развивать свою деятельность в нынешний серьезный момент, когда спокойствие особенно необходимо.

    В силу этих обстоятельств министр-председатель и высказался за немедленный перевод правительства в Москву и указал, что серьезность момента обязывает относиться к этому спокойно, что эвакуация правительства отнюдь не означает опасения, что немцы возьмут столицу. Об этом говорить сейчас не приходится. Эвакуация правительства необходима только в целях создания возможно более благоприятных условий для руководства страной в нынешний тяжелый момент. Примеры перевода правительства из столицы имели место в истории несколько раз и даже в этой войне во Франции.

    Далее, по мнению министра-председателя, в тех же видах создания надлежащих условий управления необходим перевод в Москву и Совета Российской Республики. Нынешний момент более чем когда-либо обязывает правительство к работе в полном единении со всеми элементами страны. Конечно, это отнюдь не обозначает, что правительство должно ставить эти условия категорически, но оно обязано представить все соображения, которые должны убедить совет в том, что планомерная работа не может производиться нормально, если правительство будет в Москве, а Совет Российской Республики в Петрограде.

    Резюмируя все вышеизложенные соображения, министр-председатель пришел к тому заключению, что в первом заседании Совета Российской Республики необходимо сделать обстоятельное и мотивированное заявление, в котором должно быть подчеркнуто, что эвакуация правительства производится именно по изложенным мотивам, а не в силу того, что правительство допускает мысль о скором занятии Петрограда. Заявление это должно быть сделано в открытом заседании, и население должно быть осведомлено об этом.

    Все сообщения о возможной панике среди населения должны быть отброшены. Население в этот серьезный и острый момент должно проявить твердость духа, ибо только в этом случае мы можем выйти из критического положения.

    Временное Правительство единодушно согласилось со всеми доводами и соображениями министра-председателя, и тогда выступил Н.М. Кишкин с подробным докладом по вопросу о возможности осуществления эвакуации как самого правительства, так и некоторых правительственных учреждений. Он заявил, что осуществить это мероприятие возможно в очень короткие сроки и что в бытность свою комиссаром в Москве, когда вопрос шел о возможной эвакуации правительства и ставился в связи с различными событиями, то он, Н.М. Кишкин, по поручению правительства был занят этим вопросом и приискал помещение, которое может быть предоставлено правительству в любой момент.

    По мнению Н.М. Кишкина, эвакуация может быть осуществлена успешно еще потому, что в течение последних недель был достигнут значительный результат в области разгрузки столицы, и можно немедленно поместиться в Кремле.

    Значительная часть подготовительных работ уже сделана и в случае, если это решение будет принято в окончательной форме, то все дело эвакуации правительства может быть осуществлено в несколько дней.

    Далее Н.М. Кишкин указывает на то, что нечего опасаться могущих возникнуть вопросов о перегрузке Москвы из-за переезда правительства и правительственных учреждений, сравнительно с размерами столицы и количества ее населения. Увеличение жителей от эвакуации правительства и некоторых его учреждений не может считаться сколько-нибудь значительным; если же принять во внимание, что меры разгрузки Москвы уже приняты и осуществляются, что въезд в Москву новым жителям воспрещен и что будет предпринят ряд мер к разгрузке Москвы от наносных элементов, то нет никаких решительно оснований полагать, что эвакуация правительства может внести какое-либо расстройство в дела Москвы.

    После того, как правительство в принципе приняло решение о переводе, был возбужден вопрос о дне переезда.

    Вопрос этот, впрочем, остался открытым и определится на одном из ближайших заседаний, но весьма возможно, что эвакуация состоится 10 октября. Решено также, что вместе с правительством переедут в Москву представители иностранных держав, для которых по распоряжению Н.М. Кишкина уже приискивают подходящее помещение.

    Соответственно с этим решением отдано распоряжение по всем ведомствам о подготовке к эвакуации. Отдельным министерствам поручено немедленно выработать план постепенной эвакуации вверенных им ведомств с тем, чтобы в первую очередь эвакуировались те отделы, которые более всего необходимы правительству для нормальной и правительственной работы. По сообщению министра путей сообщения, железные дороги в настоящее время в значительной степени освободились благодаря тому, что главные операции по разгрузке уже осуществлены.

    План Эвакуации. Утреннее заседание Временного Правительства 5 октября было преимущественно посвящено вопросам, находящимся в связи с предстоящей эвакуацией правительства и правительственных учреждений. По этому вопросу высказались Н.М. Кишкин, председатель особого совещания Пальчинский и председатель экономического совета С.Н. Третьяков.

    Наиболее серьезным представляется вопрос об эвакуации предприятий, работающих на оборону. Оказывается, что в этой области произведено много работы частью подготовительного характера, вследствие чего вопрос этот представляется легко разрешимым, и эвакуация будет произведена без особого ущерба для дела обороны, тем более, что в настоящий момент имеется не мало хорошо оборудованных фабричных предприятий, находящихся на полном ходу или вполне приспособленных для немедленного начала работ.

    Так как вопрос об эвакуации заводов, работающих на оборону, в особенности наиболее крупных, принципиально решен в положительном смысле, то поручено Н.М. Кишкину совместно с С.Н. Третьяковым и Пальчинским немедленно заняться приисканием мест для эвакуации крупнейших заводов и принятия всех необходимых подготовительных мер.

    Попутно при обсуждении вопроса об эвакуации заводов выяснилось одно любопытное обстоятельство: оказывается, что в Петроград за последнее время неведомо для каких целей стали привозить огромное количество меди. Чем объясняется это явление, до сих пор не удалось выяснить.

    Временное Правительство поручило министру торговли озаботиться расследованием этого дела.

(Утро России)


Рецензии