Судьба певчего Черноморского войскового хора

Из книги "Кубанское духовенство. 1790–1990".

Кирилл (Балюк [Болюк] Константин).

«Потомок запорожских казаков», в юности был привезён отцом из Полтавской губернии в Черноморию. Обучен грамоте по церковнославянским книгам.

В 1825 г. поступил на службу в ЧКВ рядовым казаком. Обладая очень сильным «и стройным голосом тенора», обратил на себя внимание войскового начальства – оно определило его в число певчих войскового хора.
Наряду с другими певчими нередко подвергался жестоким побоям со стороны регента хора.

В 1855 г. с чином хорунжего был уволен от действительной казачьей службы, которую нёс «с редким благодушием и покорностию».
С трудолюбием занялся хозяйством, усугубил усердие к молитве. Кроме ежедневного совершения обычных молитв вычитывал по нескольку кафизм из Псалтири. Когда бывал свободен от полевых и домашних хозяйственных работ, прочитывал и акафисты, стоя при этом на коленях и делая по несколько сотен земных поклонов. От продолжительного коленопреклонения во время молитв на коленях образовались наросты. Перевязывавший его голени и увидевший на обоих его коленях синебагровые наросты значительной толщины настоятель Екатеринолебяжской пустыни архимандрит Самуил спрашивал старца незадолго до его смерти: «от чего это у вас, отец Кирилл, такие наросты?» – Старец с детскою застенчивостью отвечал: «се колысь приходилось молиться Господу Богу; та воно ничого».

Жил на хуторе верстах в 10-ти от ст. Староминской. По воспоминаниям, отличался редким добродушием и благотворительностью к ближним: каждому нуждающемуся помогал, чем только мог, а когда встречал какого-либо странника, то непременно приглашал его в свой дом и радушно предлагал трапезу. Посещая церковные службы по воскресным и праздничным дням, всегда брал с собою что-нибудь для раздачи бедным и для жертвы в пользу церкви.

В 1865 г. умерла его жена. Передав своё имение и заведование хозяйством сыну, в 1870 г. поступил в Черноморский Екатеринолебяжский Николаевский монастырь. Охотно принятый в число братии, был определён смотрителем монастырских пчёл, тогда находившихся на войсковых дачах в Красном лесу (в 100 верстах от пустыни). Ходил пешком в ближайшую приходскую церковь, несмотря на немалое до неё расстояние.

В 1871 г. был принят в число действительных послушников пустыни и переведён из пчельника в саму обитель, где получил клиросное послушание. Обрадованный этим, с горячим сердцем занялся келейными подвигами и назначенными ему работами, особенно чтением и пением на клиросе. «Ни одного часа он не проводил в праздности, или пустом и бездельном посещении братских келий и безполезных разговорах, а постоянно был занят или чтением душеспасительных книг и молитвою, или монастырскими работами». Последними, несмотря на старость, занимался усерднее всех: прежде всех являлся на работу и после всех оставлял её, не показывая вида усталости.

4 ноября 1872 г. настоятелем пустыни архимандритом Самуилом пострижен в мантийного монаха и назван Кириллом. После этого «совершенно предался самой строгой подвижнической жизни... никто из братии и приходящих богомольцев ниразу не слышал от него укорительнаго слова, или пустаго; все, что он говорил, было полезно... но он говорил мало, а более всего поучал своею кроткою, трудолюбивою и подвижническою жизнию».
Бывало, его бранили за медлительность при чтении молитвословий в церкви, но он переносил это с совершенным незлобием и редкой кротостью, как бы не слыша брани. «Не чую, братику, що ты кажешь», говорил он обыкновенно в таких случаях, поклонится и пойдёт восвояси.

2 июня 1874 г. удостоился архипастырского рукоположения во иеродиакона.
«Служил у престола Божия со страхом и любовию серафима». Произносил ектеньи и читал Евангелия «самым высоким тоном и внятно и раздельно произносил каждое слово, дабы все молящиеся могли вполне разобрать все сказанное... Его служение было глубоко трогательно, как исходившее из глубины искренно благочестиваго сердца. И так служил человек, уже согбенный от многотрудной и долголетней жизни, нисколько не тяготясь своим служением, а исполняя оное с радостию, до самой своей кончины».

В первых числах декабря 1881 г., в воскресный день после утрени, презирая холод и свою слабость, остался в монастырской церкви и по своему обычаю читал на клиросе Псалтирь; после прочтения 2 кафизм почувствовал большую тягость и слабость во всём теле, а когда пришёл в свою келью, от слабости и головной боли слёг в постель и спокойно стал готовиться к смерти тела.
За несколько дней до кончины принял таинство елеосвящения, приобщился Тела и Крови Христовых. До последних минут жизни сохранял память и рассудок.
Умер 75-летним 20 декабря 1881 г.

«Во всю свою жизнь, и будучи мирянином, и неся подвиги иноческой жизни, отличался глубокою и пламенною любовию к Богу, редким терпением в житейских невзгодах и лишениях, младенческим незлобием и непоколебимою твердостью веры и преданностию св. церкви, постоянством в благочестивых подвигах и благотворительностию ближним... Свет его добродетелей виден был для всякаго, кто имел к нему какия либо отношения; для всякаго из знавших его лиц благочестивая жизнь его представляла живой пример назидания и образец».


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →