Революционеры пензенской глубинки

В начале XIX века Пенза была тихим, спокойным купеческим городом. Вдали от столичной суеты жизнь чекла тихо и спокойно. Но выдающиеся люди здесь тоже рождались. Правда им в этой глубинке было скучновато, и они, стремясь к великим свершениям, рвались покорять столицы.
Село Тарханы, где рос Лермонтов, находилось в 18 километрах от Чембара Там в это же время жил будущий литературный критик Виссарион - он был старше поэта на два года. Но ни детьми, ни подростками они не встречались. Не пересеклись они и в Московском университете, где учились в одно время, но на разных факультетах. Возможно, они слышали друг о друге – один из героев студенческой драмы Лермонтова «Странный человек» носил фамилию Белинский.
Их первое х знакомство состоялось в Пятигорске в 1837 году. После горячего спора о Вольтере, Белинский называл Лермонтова «пошляком», а Лермонтов оппонента – «недоучившимся фанфароном». Это обычный случай при встречах ярких и самобытных личностей.
Но чуть позже Белинский был покорен стихами своего земляка -  их с 1839 года стали печатать в журнале «Отечественные записки». По словам Павла Анненкова, Белинский «носился с каждым стихотворением поэта и
«прозревал в каждом из них глубину его души, больное, нежное его сердце».
А от прозаических произведений пришел в полный восторг:
«Вышли повести Лермонтова. Дьявольский талант!
Можно предположить, что «ген революционности» они оба подхватили в пензенской глуши еще в юном возрасте. Здесь контрасты были очень заметными: "высший свет" и "низшая чернь" - рядом.
Вот, что отметил в своей статье о Лермонтова Анатолий Луначарский:
"Но был ли Лермонтов революционером?
Если он был им, то мы должны воздать этому молодому поэту особую хвалу, ибо одно дело – быть революционером вместе со всеми, а другое дело - быть революционером почти в одиночестве.Можно сказать, что декабрьский бунт, представлялся Лермонтову, чем–то демоническим, аналогичным с бунтом дьявола против бога…"

Действительно, мистика сопровождала Лермонтова и в жизни и после. Например, даты рождения и смерти поэта через столетие стали годами вступления России в мировые войны.
У Лермонтова в 16 лет уже проявлялся пророческий дар:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь.
И пищей многих будет смерть и кровь…

… …В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож
И горе для тебя! –
твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Будучи представителем мелкопоместных дворян, Лермонтов ненавидел большой свет, смотревший на него сверху вниз, и жандармское самодержавие.
Более азартный Пушкин отойдя от революционных идей стал фаталистом. В 1826 году после личной встречи с Николаем I он соглашается на  личное цензорство императора  и его «творческую стипендию» из казны. Эта договоренность мучила поэта. Пушкина нещадно критиковали бывшие соратники по борьбе. И тогда он пустился во все тяжкие - стал заядлым игроком и ловеласом. Карточные долги, скандалы, громкая женитьба, 29 вызовов на дуэли.
Более утонченный Лермонтов видел в происходящем участие демонических сил. И его "Демон" - это революционер- одиночка - то во что превратился герой нашего времени не понятый и не принятый высшим светом. Уезжая навстречу смерти, в 1841 году он писал Отчизне свое прощальное стихотворение:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих нашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Примерно тоже произошло и с Белинским. Он отказался от цензорства и стал независимым критиком.  Под конец жизни он написал письмо Гоголю, ходившем среди разночинцев в рукописном виде. В нем были такие строки:

"Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет, не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей".

Это письмо стало его ярким «прощанием» с нищей и бесправной Россией. Точно таким же как стихотворение Лермонтова.
Дальше их пути опять разошлись.

Гроб с телом Лермонтова был привезен в Тарханы и захоронен в семейной усыпальнице. Белинский же был похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.  В архиве церковного кладбища сохранилась запись:
«Виссарион Григорьев Белинский. За копку могилы 1 руб. За катафалк 2 руб. За место по 5 разряду 5 руб.». Место по тем временам было не престижным, сырым и топким - ходили между могил по доскам.
После того, как рядом с Белинским в 1861 году был похоронен Николай Добролюбов, эта часть Волковского кладбища стала популярным местом упокоения русских писателей и литературных критиков, получив название «Литераторские мостки».
 


Рецензии