Глава 7. 5. великий и неповторимый райкин

 5. ВЕЛИКИЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ РАЙКИН.
 Приведу еще один факт из жизни Аркадия Райкина. Мне об этой истории  рассказала  Мира Марковна, с которой мы дружили много лет. Суть такова. Работники торговли («Пусть всё будет, но чего-нибудь не хватает!..»), которые в эпоху советского вечного дефицита могли позволить себе буквально всё, решили залучить в концерт по случаю Дня работника торговли аж самого главного сатирика страны.  И только за то, чтобы его имя вписать в афишу праздника на стадионе, предложили гонорар в размере Ленинской премии!
Аркадий Райкин  отказался. Торгаши были в шоке от такой «наглости» и, посовещавшись, увеличили сумму вдвое! Но артист пояснил, что не будет выступать на стадионе  по другой причине: зрителям издалека не будет видно его  мимики,  а он не увидит их лиц и глаз! Какой же тогда контакт с публикой? Какая задушевность? Это получается заурядная халтура, профанация искусства…
Размышляя сегодня о такой высокой планке требовательности к себе и к искусству в себе, с  горечью припоминаю десятки бездарных телесериалов, в коих прекрасные  артисты - особенно прежних лет-  вынуждены  играть невесть что, не в силах отказаться от коммерческой составляющей… 

И зачастую это даже не их вина, а  беда…Ведь родное государство бросило их в мутные воды так называемого рынка, не оставив многим мастерам искусств  даже спасательного круга.

*    *     *
   Для молодых читателей, кому не  довелось побывать на спектаклях этого уникального артиста и кто не видел даже его выступлений по телевидению, приведу ниже лишь некоторые вехи его творческого пути.
В дальнейшем я планирую издать книгу публицистики, куда обязательно помещу и подробные воспоминания о наших встречах и мою юбилейную статья о нём в журнале «Советская эстрада и цирк» за октябрь 1986 года. в связи с 75-летием Аркадия Исааковича.
АРКАДИЮ РАЙКИНУ

         ЛИЦЕДЕИ

Если  честный  человек,
Не  скандаливший вовек,
Добрый  сын  и  семьянин,
И  чиновник- Гражданин,-
Только  маска, только щит,
Что  подогнан, ловко  сшит,
То поверьте, лицедеи
Он  срывает  маски  вмиг!
А в том, что на  сцене  он  гений-
По-моему,  нету  сомнений!
1986 г.
 Аркадий Райкин родился 24 октября 1911 года в латвийском городе Рига в семье портового бракёра строительного леса Исаака Давидовича Райкина и его жены Елизаветы Борисовны Райкиной. В детстве посещал  начальную школу. Позже, перебравшись в Рыбинск, юный Райкин факультативно обучался в драмкружке местной средней школы, с малых лет увлекался театром. В 1922 году семья Райкиных переехала в Ленинград, где будущий актёр, несмотря на многочисленные протесты родителей, поступил в Ленинградский техникум сценических искусств (ныне — Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). Студент Аркадий помимо непосредственно занятий в техникуме брал и частные уроки у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики М. Н. Савоярова. Савояров оказал молодому человеку большое сочувствие и поддержку. Окончив техникум в 1935 году, Райкин по распределению попал в Ленинградский Театр рабочей молодёжи — под звучной аббревиатурой ТРАМ — который, впрочем, был вскоре переименован в театр имени Ленинского комсомола. В 1938 году, играя в театре, Райкин не обошёл стороной и вовсю набиравший тогда ход советский кинематограф, снявшись сразу в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный». Хотя Райкин и начал свою актерскую деятельность фактически как киноартист, в целом его карьеру в кино едва ли можно назвать удачной — успех ждал великого артиста на другом поприще.
Настоящее признание пришло к актёру в Москве осенью 1939 года: в ноябре Аркадий Райкин стал лауреатом крупнейшего 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив на нём с танцевально-мимическими номерами «Чаплин» и «Мишка». В этом же году Райкина с распростёртыми объятьями приняли в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где спустя три года артист стал — ни много, ни мало — худруком театра.
В тяжёлые военные годы Райкин не оставил своего призвания и давал многочисленные концерты прямо на фронте.
После войны Райкин продолжил работу в Театре миниатюр, снялся в нескольких кинокартинах, в соавторстве с писателем-сатириком В. С. Поляковым создал театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Многочисленные обаятельные и неподражаемые выступления Аркадия Райкина на советском радио и телевидении, а также аудиозаписи миниатюр пользовались бешеной популярностью у благодарной публики. Его миниатюры необычайной остротой, но в то же время и кристальной интеллигентностью,  корректностью, насколько сатирические миниатюры в принципе могли быть корректными.
В 1965 году Аркадий Райкин со своим театром дал ряд выступлений в Англии, которые прошли там с небывалым успехом. Во время гастролей в Одессе Райкин заметил талантливых начинающих актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил в свой театр одесситов, которые впоследствии стали известны на весь Союз: Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. В сотрудничестве со Жванецким в 1969 году Райкин поставил программу под названием «Светофор».
В последние годы отношения Райкина с партийными властями Ленинграда стали ухудшаться, что было вполне закономерно и, в принципе, неизбежно. Однако, артист лично попросил у Брежнева разрешения перебраться с театром в Москву и в итоге получил добро: в 1982 году театр Аркадия Райкина действительно перебазировался в столицу и был переименован в Государственный театр миниатюр, а с апреля 1987 года стал носить название  «Сатирикон».
Аркадий Райкин умер 17 декабря 1987 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Руководителем легендарного «Сатирикона» после смерти Райкина-старшего  стал его не менее звёздный сын — Константин Райкин, а театр и по сей день радует столичных зрителей новыми и классическими постановками.
 

*    *     *
 
  Вдобавок замечу. что «Сатирикон» безусловно хорош: у него огромное число  зрителей, масса выдающихся спектаклей . Могу назвать навскидку «Квартет», «Жак и его господин», «Ромео и Джульетта», «Шантеклер».
У театра есть своё здание, своя щкола, Райкин-плаза, весьма приличный многомиллионный госбюджет…Артисты во главе с Константином Аркадьевичем энергичны, динамичны, явно талантливы. Сын в данном случае не подвёл великого отца. Константин Райкин отмечен десятком театральных престижных  призов и премий, он народный артист России. Театр признан, моден, процветает, но...Это уже совсем другой театр. Здесь много музыки, эффектных сцен,
шикарных костюмов, великолепного реквизита, поразительных современных сценических эффектов. Чего стоит только метель-завируха из целого океана птичьего пуха в финале «Шантеклера». Когда эти пёрышки вырываются со сцены в зрительный зал, перелетают в фойе и даже легко кружат на подступах к театру. Или мгновенные- в духе Аркадия Райкина- трансформации  молодого актёра Григория Сиятвинды, сыгравшего в одном спектакле аж 23 роли! .
Навороты, наподобие объяснения в любви, вися на турнике вниз головой. Эффекты, демонстрирующие явное мастерство, бесконечная динамика, вместо нормальной человеческой речи скороговорка, яркие массовки…
То есть, это уже не высокий душевный диалог со зрителем, когда глаза в глаза. От сердца к сердцу…
   Впрочем, дело тут даже не в жанре.
   А лично мне не хватает, особенно сегодня,  когда так много явного умения, движухи, этого давления и шума повсюду, проникновенного райкинского голоса и таких простых слов его песенки  «Я безбожно весь текст перепутал и споткнулся у всех на виду…Только «Браво» кричал почему-то добрый зритель в девятом ряду…»
Впрочем, это- дело вкуса добрых или  не не очень зрителей.
А о вкусах, как известно, не спорят!..
                *    *    *

                (Продолжение следует)


Рецензии