Отношения с военной кафедрой

Отношения с военной кафедрой

Я уже писал ранее в своих "повествованиях" о том, что в 1949-м году начал радиолюбительскую деятельность, собирая самодельные радиоприемники и усилители, в чем достиг немалых успехов. Во время учебы в старших классах школы весьма интенсивно посещал ташкентский радиоклуб ДОСААФ, который тогда размещался в Парке культуры и отдыха имени Максима Горького. В этом клубе работал великолепный радист Филипп Максимович Козак, который обучал таких старшеклассников, как я, работе на коротковолновых радиостанциях с использованием телеграфного ключа и азбуки Морзе. Мне удалось довольно быстро и успешно освоить технику такой работы, в результате чего, Филипп Максимович, довольный моими способностями в этом деле, стал доверять мне, время от времени, работать на коллективной мощной коротковолновой радиостанции радиоклуба с позывными UI8KAA, естественно, под его неусыпным контролем, осуществляя сеансы радиосвязи с радиолюбителями всего земного шара. Одним словом, я стал тогда уже весьма продвинутым радиолюбителем.

Передо мной вставал вопрос: в какой институт пойти учиться? Очень хотелось связать свою жизнь с радиотехникой, но в Ташкенте на тот момент не было ВУЗ'а с такой специальностью. И вдруг, где-то за год до окончания школы, узнаю новость, что в нашем городе создается электротехнический институт связи. Казалось бы, вот и решение моего вопроса! Но меня на этом пути постигла неудача. К моменту подачи документов в этот институт выяснилось, что в первый год своего существования институт проведет набор студентов только на отделение проводной связи. Перспектива получения профессии инженера-телефониста меня совершенно не устраивала. По этой причине пришлось срочно решать, какой другой институт может стать для меня родной alma-mater.

Один из моих приятелей, мама которого была инженером-электриком, окончившей в свое время Энергофак Среднеазиатского индустриального института (позднее переименованного в политехнический), сказал мне, что на этом факультете студенты мужского пола, наряду с обычными занятиями по электротехнической специальности, проходят обучение на военной кафедре этого института по специальности "войска связи", причем изучают именно радиотехнические устройства и, по окончании института, получают звание офицера запаса по данной военной специальности. Это меня вполне устраивало, поэтому после окончания средней школы я подал документы для поступления на Энергофак и был принят в ряды студентов.

В этом "повествовании" я постараюсь рассказывать только о моих отношениях с преподавательским составом военной кафедры института, осуществлявшим наше обучение. Тон на военной кафедре задавал ее начальник генерал-майор Антонов, боевой офицер, прекрасный человек и очень толковый руководитель, к величайшему сожалению, впоследствии погибший в автокатастрофе. На военной кафедре обучались студенты мужского пола всего института, но только студенты Энергофака проходили обучение по подготовке офицеров войск связи, студентов всех остальных факультетов обучали по программе подготовки офицеров пехоты ("общевойсковиков"). Но везение студентов Энергофака заключалось в том, что наши преподаватели военной кафедры были настоящими техническими интеллигентами, "академиками", то есть людьми, окончившими военную академию войск связи, радиоинженерами очень высокой квалификации, своего рода элитой офицерского состава Советской Армии. Я всегда с большим удовольствием вспоминаю полковника Костюрина, который ранее был командиром Отдельного полка связи, дислоцированного в Ташкенте, подполковника Лихтарева, который позднее стал начальником военной кафедры Ташкентского электротехнического института связи, подполковников Черняева, Блейхмана и Самсонова.
 
Думаю, что и преподаватели общевойсковых дисциплин у студентов других факультетов тоже были весьма достойными людьми, но среди них, к сожалению, иногда попадались офицеры, которых я бы не рискнул поставить в один ряд с нашими офицерами-связистами. Приведу небольшой пример. В одну из студенческих хлопкоуборочных кампаний нашу бригаду возглавил офицер-общевойсковик с военной кафедры института, майор У. Каждое утро, перед выходом в поле для сбора хлопка, он выстраивал нашу бригаду в одну шеренгу и, молодецки гарцуя перед нами гусарским шагом, скандировал "ценные руководящие указания" такого типа: "Или вы будете собирать! Или вы НЕ будете собирать! А также, и, наоборот, и другие товарищи!".

Таких "педагогов" среди наших офицеров-связистов не было и быть, изначально, не могло! Мои великолепные отношения с офицерами-связистами военной кафедры начались буквально в первый же день учебы. Подполковник Черняев, начавший обучать нас работе телеграфным ключом с помощью азбуки Морзе, вдруг с изумлением выяснил, что я уже прекрасно умею это делать. Каким образом пришло ко мне это умение? Я все вкратце ему изложил. Он об этом рассказал другим офицерам кафедры, и с тех пор они относились ко мне крайне благожелательно, как к их младшему коллеге. Это привело, в частности, к тому, что после окончания института в 1960-м году, когда все мы поехали в Кушку на военные лагерные сборы в Отдельном батальоне связи, предшествующие получению воинских званий офицеров запаса, подполковник Черняев назначил меня дублером начальника батальонной радиоремонтной мастерской, в то время как всех остальных выпускников он назначил дублерами командиров радиовзводов. 

Кстати, армии, а именно ташкентскому Отдельному полку связи, я обязан тем, что именно во время пребывания в нем на первых летних военных лагерных сборах в 1959 году, меня там основательно подлечили от какого-то серьезного заболевания сосудистой системы. В этом полку была превосходная медсанчасть во главе с полковником медицинской службы, великолепно оснащенная, по тем временам, медицинской техникой. У меня внезапно по ночам стали затекать руки, причем до такой степени, что при утренней побудке они висели, как плети, и мои коллеги-студенты вынуждены были подолгу их растирать, чтобы они начали шевелиться. Начальник медсанчасти, высококлассный профессионал, лично занялся моим врачеванием, назначив ежедневное прохождение сеансов лечения с помощью физиотерапевтической аппаратуры разного типа. Это длилось в течение месяца. Я до сих пор с огромной благодарностью вспоминаю этого талантливого военного эскулапа, который на многие десятилетия избавил меня от вышеуказанного недуга.

Я бесконечно благодарен и моей Судьбе за то, что в юности занялся радиолюбительством, никогда не пожалел о том, что поступил учиться на Энергофак, всегда с большим удовольствием вспоминаю своих преподавателей, самоотверженно впихивавших знания в мою голову, в том числе и прекрасных офицеров-преподавателей военной кафедры института.

Борис Пономарев


Рецензии