Границы девероизации

Безальтернативный для сбережения человеческого сообщества мегапроект - ДЕВЕРОИЗАЦИЯ - содержит стратегию изобличения, потеснения и ущемления ВЕРЫ. Границы Проекта должны перехватывать не только область существования, но и область неосознанно-ошибочного упоминания ВЕРЫ. С обустройством надёжного пограничья появится надежда на то, что бацилла ВЕРЫ не проберётся на прежде свободные от неё территории и не заразит миллиарды людей.

Сплошная граница - полное окружение ВЕРЫ - дело близкого будущего, а пока мы строим умозрительную модель.

Вся территория, занятая противником и простодушными его союзниками разделена на три зоны.

Первая (внешняя, область неосознанно-ошибочного словоупотребления).
Зона отсутствия ВЕРЫ и даже существенных признаков ВЕРЫ. Но эта зона полна наивно-странными выражениями, как то: "проверить своё давление", когда речь об измерении давления; "проверка билетов", где речь идёт о контроле, а не о признании в пассажирах или участниках мероприятий истинных джентльменов, которым, видите ли, "верят на слово". Здесь же системно-ошибочные конструкции
по образцу: "вера в себя" или "вера в человека" (человек - на призрак и не привидение, чтобы "верить" в него).

Вторая (промежуточная).
Она как бы служит питательной оболочкой для собственно ВЕРЫ.
Здесь рождаются, развиваются и становятся популярными пропагандистские штампы - такие, как "вера в партию", "вера в отечество", "вера в народ", "вера в правду и справедливость"... У людей, обитающих в этой зоне, время  от времени возникают иллюзии обретения истинной, крепкой, глубокой, пламенной веры. При всём том у обитателей второй зоны остаются возможности (разные) для пересмотра личной картины мира, а следовательно, и шансы на перезагрузку - перемену уже, казалось бы, сложившегося убеждения или потерю ещё недавно столь привлекательного убеждения, без всякого замещения.
Здесь, кстати, рассмотрим словцо "вероломно". Мы много раз слышали (в том числе с весьма высоких трибун), как "гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз"... Что же тогда получается - советское руководство до поры очень верило Гитлеру или, хотя бы, в его договороспособность? А потом этот гадкий фашист взял сломал хорошую ВЕРУ?.. Но нет же. А то какой-то туризм получается по владениям ВЕРЫ.
Согласно предварительным выводам, во вторую зону придётся бросить главные силы Проекта и обеспечить не только творческое, настойчивое просвещение и осмеяние пропагандистских ужимок, но и умелую критику исторически перепревших качеств - таких, как гордость и патриотизм.

Третья зона (зона собственно ВЕРЫ).
ВЕРА - реально сильная штука, а следовательно, итоговые границы следует проводить по сильнейшим её проявлениям - войнам, пыткам, убийствам и массовым изнасилованиям - эволюционно укоренённым в агрессиях homo.
 В наши дни наиболее массовые и свирепые виды агрессии - хищническая и территориальная - запускаются и питаются по преимуществу ВЕРОЙ.
В меньших объёмах ВЕРА питает такие агрессии: межсамцовую, половую, инструментальную и правовую (агрессию самозаявления, которая охватывает и рецидивы патологического властолюбия); материнскую и страховую (возвратную).
Таким образом внутри контура третьей зоны остались: ВЕРА в вождя, фанатичная ВЕРА в Бога, агрессивно-преступная ВЕРА в нацию или класс, ВЕРА во всевластие денег, ВЕРА пробившихся или пробравшихся куда-то "в верха" людей, в свою вседозволенность и безнаказанность, ВЕРА в себя любимого (в частных случаях сросшаяся с патологическим властолюбием).

Эволюционно рефлексия ВЕРЫ не ранняя. Она появилась существенно позже - к примеру, способности homo мысленно моделировать ситуации, весьма далёкие от текущей действительности и сиюминутно не мотивированные. Но если такое творчество присуще и одиночкам, то ВЕРА никак не возможна без относительно развитых общественных отношений, без многократных её отражений, риторики и психического нажима, дидактики, принуждения и пропаганды. Во всех случаях она размножается и вымирает в контексте общественной жизни, поэтому ВЕРА обязана и несёт на себе груз оценок этического порядка.
Этот груз, если чуть-чуть задуматься, очень тяжёл, так как ВЕРА есть величайшее и НАИБОЛЕЕ ОБЩЕЕ зло. Она служит универсальным приводом к проявлению фанатизма, жестокости, лживости, наглости и скудоумия. Она является по существу тяжёлым моральным увечьем, нравственной инвалидностью 1-й группы.

Принципиально важной задачей будет переменить позитивно-хвалебную коннотацию слова "вера" на справедливо ему положенную - негативную.


Рецензии
Ваша трактовка мыслительному процессу, обозначаемому словом "вера", абсолютно справедлива по отношению, допустим, к вере в Бога.
Но что делать с историческими фактами?.. Стоит ли сомневаться в реальности Наполеона? Может и Гитлер "был, но как-то не очень чтобы"?

Евгений Попов-Рословец   20.04.2021 01:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.