Его звало море и небо!

Друзья!

Мне не довелось встречаться с этим  знаменитым уральским детским писателем, хотя с 1966 по 1968 год жил в Свердловске и учился в УрГУ! Знал Владислава, так сказать, заочно! И вот печальное сообщение. Уральский писатель Владислав Крапивин умер утром 1 сентября в Свердловской областной клинической больнице №1 (ОКБ №1), сообщила его невестка, командор юношеского отряда «Каравелла» Лариса Крапивина. «Ему стало хуже, его отвезли в реанимацию. Врачи нам сообщили, что он умер от сепсиса. Мы думаем, что он появился из-за гематомы на правой ноге, которая образовалась в 40-й больнице. Его смерть — катастрофа для всего мира, нам звонят из многих стран и выражают соболезнования»,— рассказала она. Прощание с писателем состоится 3 сентября в 13:00 в Храме-на-Крови, где пройдет отпевание. Похоронят Владислава Крапивина на кладбище на Широкой Речке
Наша справка.
 «Каравелла» — пресс-центр и парусная флотилия, созданная 2 июля 1961 года в городе Свердловске писателем В. П. Крапивиным и группой детей.  В 1965 году шефство над «Каравеллой» взял журнал «Пионер». Основные направления «Каравеллы» — морское дело, журналистика, фехтование, история флота. Ранее отряд имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». В. П. Крапивин руководил отрядом более тридцати лет, а в нынешнее время во главе «Каравеллы» стоит жена сына писателя Лариса Крапивина. Девиз отряда: «Tamborileros, аdelante!» (по-испански — «Барабанщики, вперед!»).
 …Почетный гражданин Екатеринбурга, Тюмени, Свердловской области Владислав Крапивин родился 14 октября 1938 года в Тюмени, позже переехал в Свердловск (сейчас Екатеринбург). Публиковать рассказы начал в 1960 году в журнале «Уральский следопыт», в основе его творчества — детская романтика. Героями рассказов становились подростки с обостренным чувством справедливости. В 26 лет Крапивин стал членом Союза писателей СССР. В мире на разных языках выпущено более 400 изданий книг Владислава Крапивина, среди них «Дети синего фламинго», «Мальчик со шпагой», «Трое с площади Карронад». Некоторые произведения экранизированы. Писатель имеет государственные награды, среди которых Премия президента России, орден Почета, орден Трудового Красного Знамени и другие. В 1961 году в Свердловске Крапивин создал команду воображаемого корабля «Бандерилья», который позже превратился в подростковый отряд «Каравелла», он существует до сих пор. В нем детей обучают морскому делу, истории флота, фехтованию и основам журналистики. В отряде Крапивин был командором, но к нему любой мог обращаться на «ты» и называть его Славой. Большую часть жизни Крапивин прожил в Свердловске (Екатеринбурге), однако в 2007 году он переехал в Тюмень по приглашению правительства Тюменской области, предоставившего писателю квартиру. Он получил ученое звание профессора и создал Школу литературного мастерства на базе филологического факультета в Тюменском государственном университете (ТюмГУ). В 2013 году писатель вернулся в Екатеринбург.
Соболезнования близким писателя выразили губернаторы Свердловской и Тюменской областей Евгений Куйвашев и Александр Моор. «Владислав Крапивин оставил после себя великое наследие, которое будет служить людям. Почти в каждой российской семье есть его книги, поднимающие важнейшие жизненные и нравственные проблемы»,— отметил господин Куйвашев. «Словно в одно мгновение осиротели “Всадники со станции Роса”, “Оруженосец Кашка”, “Мальчик со шпагой” — герои его книг, все взрослые и юные читатели. Пусть каждый из нас сегодня откроет любимую книгу Крапивина, самую зачитанную, и проживет с героями вечер»,— написал в своем Instagram господин Моор.
…Что еще важно? Владислав Крапивин был  в жизни настоящим сухопутным моряком и … севастопольцем! «При всём великом наследии Владислава Петровича есть люди, которые относятся к нему совсем по-особенному – это севастопольцы. Ведь множество произведений Крапивина связано с городом-героем – в них он описывает его улочки, лестницы, которые по-морскому называются трапы, скамейки, дома.
Оказывается, так бывает, да, когда писатель, родившийся в Тюмени, живший в Свердловске, воспел далёкий белокаменный город у Чёрного моря. И сделал это одновременно и фантастично, и реалистично. Ведь, с одной стороны, крапивинский Севастополь – могучий форпост, бастион, город-герой, выдержавший столько испытаний, а с другой - место сакральное и мистическое, прописанное в иной, почти магической реальности, вроде Макондо Гарсии Маркеса».
Светлая мечта вела писателя и героев его книг! Мечта о граде  земном и …Небесном, Вышнем, Вечном! Его сознание вместило бы и Шамбалу! Но тогда «Агни-Йога» была запрещена коммунистической властью! Хотя другие писатели знали и читали ее («Туманность Андромеды» Ивана Ефремова). А великие кинорежиссеры (Сергей Бондарчук) тоже не обошли вниманием  эти книги, данные через Е.И.Рерих с Гималайских гор. В удостоенном американского Оскара фильме «Война и мир» плененный французами Пьер Безухов (в исполнении С.Бондарчука) обращается ко Вселенной , к звездам, воспевая свою свободную бессмертную душу, пришедшую на Землю из Миров Высших, Божественных.
Так что наш  огненный путь туда- к БОГАМ!
Вл.Назаров
***************
1.УМЕР ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР ТЫСЯЧ РОССИЯН: МИСТИКА ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА
Не просто «детский писатель»
На 82-м году в Екатеринбурге ушёл из жизни писатель Владислав Крапивин. Человек, по книгам которого дети учились самым важным и правильным вещам на планете: отваге, чести, достоинству, мужеству, состраданию, милосердию. Вещам, которые, несмотря на всю свою первостепенность, оказались скорее помехой, нежели подспорьем в жёстком и циничном мире. Но в то же время лишь благодаря им он, этот мир, ещё не разлетелся на щепки.

Владислав Петрович, на самом деле, не был просто писателем, создателем фантастических (а, по сути, реалистических) миров. Нет, он являлся своего рода духовным наставником для тысяч людей. Пусть такая формулировка и старомодна – не важно.
Крапивина называют детским писателем. Да, это так во многом. Ведь он создавал книги для детей, но вот говорил в них по-взрослому и как со взрослыми. Сейчас сонмы психологов, дипломированных и так, учат родителей общаться со своими отпрысками серьёзно, как со сверстниками. Однако часто подобный диалог сводится к примитивно-потребительским, а подчас и дурным вещам. Крапивин же выстроил совсем иное общение: он задал уникальный по своей глубине и душевности формат, в котором дети понимали и принимали большие красивые ценности через приключения, через путешествия в мир, принадлежавший исключительно им.
Опять же старомодная точка зрения, как и формулировка, собственно, что писатель – инженер душ человеческих, кто-то вроде пророка или мессии. Пусть до торжества постмодернизма подобные воззрения и были распространены. Но как бы ни осмеивали их, такие формулировки и тезисы, они по-прежнему распространены в русском сознании. Даже сейчас, когда дети воспитываются не книгами и не родителями, а гаджетами и соцсетями.
Впрочем, не «даже», а именно сейчас. Ведь писателя, подобного Крапивину, нет сегодня. И близко нет. То, что предлагают нам под видом детской литературы – это продукт коммерческий, продукт на потребу, созданный не для воспитания, но для реализации. Я сейчас даже не говорю о столь рудиментарных вещах как доброта, самопожертвование, патриотизм, которые когда-то присутствовали в книгах. Суть в другом – в том, чтобы стать своим для ребёнка, чтобы говорить с ним одновременно поучительно (но без менторства), глубоко и увлекательно. Крапивин мог это делать. Мог, возможно, как никто другой.
Тысячи писем неслись автору с просьбой познакомиться с его героем Сергеем Каховским. Настолько убедительным и реальным казался этот мальчик со шпагой. И невозможно представить сейчас, как современные дети караулят крапивинский текст у почтового ящика, а после, добравшись до романтических букв, отгораживаются ото всех, погружаясь в совсем иной мир.
Да, времена ныне другие. И жить по крапивинским идеалам в них значит обречь себя на страдание, на борьбу с ветряными мельницами, которые, меж тем, ощетинившись насилием и меркантильностью, бьют больно, а подчас и убийственно. Потому нелегко пришлось тем, кто, впитав, вырос на книгах Владислава Петровича. Однако только так и должен идти по жизни русский человек, преображающий её материальную часть высшими идеалами. Иначе всё это бессмысленно, пусто, отвратно, тоскливо. Иначе и не жизнь это вовсе, а симулякр, обрекающий на угасание и распад.
Не знаю, с каких пор мы решили, что школа воспитывать не должна. В 90-е, наверное, да? Предоставлять услуги по получению знаний – так это теперь звучит. А позднее мы решили, что воспитывать в принципе никто никого не должен. Ради чего? И с таким подходом воспитательная функция исчезла и из литературы, и из кино, и из медиа. Остались только развлечения – и ничего больше. Пусть так удобнее, пусть так безопаснее, но разве есть смысл, ради которого стоило приблизиться к смерти в этой вяжущей бессодержательностью пустоте?
Владислав же Петрович своими книгами отправлял в путешествие по иному компасу, по другим координатам, сделав не меньше лучших педагогов страны – он именно что воспитал тысячи девчонок и мальчишек. «Воспитал» не в казённом, бюрократическом смысле, а в особенном полнокровном духе, когда дети начинали видеть мир и людей в нём во всём их многообразии. Только за это ему можно и нужно ставить памятники. За мистический опыт, облечённый во вполне осязаемую форму.
И ведь не только в литературе Владислав Петрович исполнил великую педагогическую миссию, реализовав свой дар. Ему удалось, казалось бы, невозможное – в советское время он создал отряд «Каравелла», проходивший в статусе отдельной пионерской дружины. По сути, движение это являлось автономным, что, ясное дело, вызывало немало нареканий. Шутка ли сказать, целый отряд, маршировавший отдельно от пионеров. И Владислав Петрович ведь не только создал, но и в будущем отстоял «Каравеллу».
Мне доводилось встречать людей, прошедших этот отряд. В нём они стали романтиками, но не в облачно-витающем смысле, а скорее в героическом, в сопереживающем и сострадающем. И во многом мечта, рождённая в «Каравелле», несмотря на все приземлённые мерзости жизни, помогала им двигаться вперёд, воспаряя над обыденностью расчётливости и тоски.
И вот ещё что важно сказать. При всём великом наследии Владислава Петровича есть люди, которые относятся к нему совсем по-особенному – это севастопольцы. Ведь множество произведений Крапивина связано с городом-героем – в них он описывает его улочки, лестницы, которые по-морскому называются трапы, скамейки, дома.
Оказывается, так бывает, да, когда писатель, родившийся в Тюмени, живший в Свердловске, воспел далёкий белокаменный город у Чёрного моря. И сделал это одновременно и фантастично, и реалистично. Ведь, с одной стороны, крапивинский Севастополь – могучий форпост, бастион, город-герой, выдержавший столько испытаний, а с другой - место сакральное и мистическое, прописанное в иной, почти магической реальности, вроде Макондо Гарсии Маркеса.
Именно в этот чудесный мир и стремились попасть сотни и тысячи людей со всей России, со всего русского пространства. Через книги Владислава Крапивина они влюблялись в Севастополь, проникались и очаровывались им. Я встречал десятки таких людей, известных и не очень, музыкантов и инженеров, писателей и строителей – их детская мечта исполнялась, когда они приезжали в город-герой. В веке девятнадцатом его канонизировал Толстой «Севастопольскими рассказами», а в веке двадцатом традицию своими книгами продолжил Крапивин.
И, к слову, в 2014 году Владислав Петрович, человек аполитичный, открыто поддержал возвращение города-героя в Россию. Тогда он, написавший до этого такие строки: "В погребах спрессован старый порох. Пусть он никогда не пригодится… Мальчики, храните белый город. Помните, что вы его частица". Сказал о Крымской весне: «История показывает, что севастопольские мальчики разных поколений не разучились хранить свой Город». И подобные слова классика значили куда больше длинных патетических речей политиков.
Севастополь и Крапивин – они навечно связаны друг с другом. И мне видится единственно правильным - зафиксировать это не только в сознании, но и фактически. Несколько лет назад я предлагал дать Владиславу Петровичу Крапивину статус почётного гражданина города-героя Севастополя. К сожалению, эта идея не была поддержана должным образом – ни власть имущими, ни моими коллегами-писателями.
Что ж, возможно, теперь пришло время. И это будет важный шаг – один из – в увековечивании памяти о великом писателе, воспитателе, мистике и педагоге.
https://www.mk.ru/
***********************
2.ПРОЩАНИЕ С КОМАНДОРОМ
Ушел Владислав Крапивин.
Обратила внимание, что чаще всего сегодня пишут добрые слова и с горечью прощаются с писателем мужчины – вчерашние мальчишки.
Вспоминают «Мальчика со шпагой», «Голубятню на желтой поляне", «Колыбельную для брата», «Бабочку на штанге»...
Настоящие живые, не книжные ребята, вступавшие когда-то в отряд «Каравелла», который создал писатель, давали клятву:
– Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.
Над отрядом шефствовал журнал «Пионер», который еще и печатал его повести писателя. А книги получались такими пронзительными, потому что он видел своих героев каждый день. Он жили ими и для них. И в предисловии к «Мальчику со шпагой» ясно об этом сказал:
«Рядом со мной, вместе со мной рос и работал, шагал через поражения и радовался победам такой же, как «Эспада», пионерский отряд – отряд юных моряков, юнкоров и фехтовальщиков.
Я точно знаю: не будь этих ребят – не было бы и «Мальчика со шпагой».
И потому эту книгу я посвящаю своим лучшим друзьям:
матросам, подшкиперам и барабанщикам, штурманам и капитанам,
флаг-капитанам и флагманам отряда «Каравелла».
Как жаль, что больше нет таких журналов. Чудовищно, что нет таких писателей – детей войны, выросших романтиками, мечтателями, героями, уверенными, что кто-то со шпагой должен спасать этот мир. Никого не спрашивая. Несмотря ни на что.
Его шпагой было перо. Простая писательская ручка.
Никто не сказал о нем лучше, чем он сам. В предисловии к повести «Тень Каравеллы», которую он посвятил женщине. Своей матери – первому своему читателю, критику и другу.
«Один раз, когда я был маленьким, мне очень повезло: у меня прохудились ботинки и пришлось сидеть дома. Не смейтесь. Если бы не этот случай, я не построил бы корабль.
Был март. Под нашими окнами сверкала синевой и солнцем лужа. В луже, как в сказке, ходили эскадры. Только паруса у них были бумажные: в мелкую клетку и косую линейку.
А мне было грустно. И чтобы прогнать плохое настроение, я пошел в кухню, отколол от полена кусок сосновой коры и начал строить свой кораблик. Первый.
Потом за свою жизнь я построил целый флот. Были в нем и сосновые лодочки размером с ладонь, и модели каравелл, и настоящие яхты, которые не прочь поспорить с крепким ветром. Одной из самых больших радостей я считаю тот миг, когда парус набирает ветер, кренится мачта, натягиваются шкоты, а за рулем вырастает на воде бурлящая струя.
Это так же радостно, как найти хорошие слова для новой книжки.
И сейчас, когда я с мальчишками снаряжаю эскадру, чтобы уйти в настоящий парусный поход, кое-кто из взрослых, серьезных людей с упреком говорит мне: «Ты, как маленький, все еще играешь в кораблики».
Ну и пусть. Эта повесть не для них. Они все равно не поверят, что, не будь у меня первого бумажного паруса, размером с половину открытки, я вообще бы не написал ни одной книжки.
А эта книжка про самое начало. Потому что все начинается в детстве: первые паруса, первые стихи и первые неудачи. Первая любовь и первый смелый поступок.
Иногда меня спрашивают: «Это ты про себя написал?» И очень трудно отвечать. Кое-что про себя, кое-что про таких мальчишек, каким был сам. Про мальчишек, росших в суровые военные годы и в первые годы после войны.
Может быть, кто-то узнает себя в этой книге, а другие могут сказать, что все было не так. Но тут не стоит спорить. Детство – это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нем все равно всегда остается: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы. Словно ранним утром ты вышел за калитку на улицу, на которой родился, на которой живут твои товарищи.
Я уверен, что каждому человеку хоть раз в жизни выпадало такое утро».
https://zen.yandex.ru/id/
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
26 сентября 2020 года.


Рецензии