Сквозняки

 
У меня есть товарищ, который за всю жизнь прочитал несколько книг. Причем, сперва нюхает и если запах понравился,  читает.  Начинает с конца и не более десятка страниц. Затем посередине столько же и захлопывает книгу. Прочитал.  Интересуется всем на свете. Но, примерно, также как читает книги. Хваткая выборочная память. Не глуп и весел. Этого интеллекта,   ему хватает   во многих  сферах жизни, быть, почти,   докой.  Вот и история мне напоминает моего товарища. Да, специалисты, делают ссылки на труды историков и авторов, как сами.   Где  угадали, где – нет. Строчатся диссертации. Учителя задают по их книгам задания ученикам. Дети, убеждены  в святости написанного.  Вот возьмите в магазине стащите бутылку водки или коробку конфет. Если  поймают, заведут дело, чтобы осудить. Доказательных документов за бутылку водки, потребуется целый том. А хитрый адвокат способен привести такие  аргументы в которых получится, что охранник  сам сунул посудину. Я уже не говорю о десятках томов в отношении серьезных дел. А в истории, все значительно проще. Возьмем Европу. Кто – то когда – то настрочил манускрипт, кто – то выкопал пояс верности и все. Осветили данный исторический период. Вспомните, что говорили в школе о средневековье. Период застоя во всех сферах жизни. Инквизиция.  Затем братья во христе,  покаялись и, на тебе,  ренессанс. Рассвет. Да. Бесспорно, объективность играет роль в истории, но не на столько, чтобы остановить развитие мысли, таланта.  Они будет просто мимикризироваться под состояние общества. Возьмите собор Парижской богоматери. Какой застой?!    Но взлеты  падения все – же имеют место быть. Это уже другое. Может, действительно,  так встали  звезды? Радиация или что – либо другое? Вспомним  прошлый век. Музыкальная эстрада. Битлз, Ролинг стоун, Самоцветы, итальянцы. До сих пор слушаем ретро и восхищаемся красотой мелодий.  И какая музыкальная серость сейчас.
Читаю об удивительны вещах,  изготовленных в миниатюрный для истории период.  1500 – 1530 годы в Нидерландах или во Фландрии. Как утверждают историки. Ладно, поверим этому. Ведь, существуют радиоуглеродные анализы и прочие  прибамбасы.  Вещи имеют религиозный характер. Это миниатюрные молитвенники из самшита, размером,  в среднем,  с орех. На них композиционно грамотно изображены многофигурные религиозные  сюжеты. Историки и искусствоведы в замешательстве. Что за мастера их делали? И, почему они появились в эти жалкие тридцать исторических лет.  Разделяю их восторженные вопросы. Но они, эти лысые и не лысые  ребята с умными серьезными лицами, сами ни  разу не брали в руки резцы. А, это крайне важно для  объективности  и глубины изучения этого культурного феномена. Теперь, что вам, ребята,  скажу по этому поводу. У меня за плечами тридцатилетний с гаком,  опыт  резьбы по дереву.  И, меня потрясают  два аспекта этих работ.                1. Сама многоплановая высокохудожественная тончайшая  резьба.                2.Техническая сторона.
Первое. Да, при изучении мини молитвенников, специалисты нашли замаскированные шиповые соединения и вклейки. Это уже говорит, что работы выполнял смертный. Но как мог этот смертный без приборов увеличения резать объемы с тончайшей деталировкой? Хорошо, было у него древнее увеличительное стекло.  Но требуются специальные резцы, имеющие миниатюрные фрезерные проточки. Их вручную не сделаешь. Только на станках по металлообработке. А, какие такие станки в позднем средневековье? Согласен с тем, что высокоуглеродистая сталь была давно и прекрасно калилась в кузнях. Дальше. Самшит, из которого изготовлялись изделия, материал плотный, но очень  колкий. Даже при наличии хорошего специального инструмента, во время работы нельзя избежать сколов. Это дерево. Со своими физико – химическими свойствами не предназначенными для тончайших ювелирных работ.   Мельчайшие детали  скалываются,  сыпятся.  Но сколов нет. Носики, ушки у святых на местах. Склеек нет. Тончайшие рельефные четкие ободки по диаметру и периметру изделий. Они словно выточенные на станках. Буквы, ровные, как на печатных шрифтах. Уверяю вас, сделать так  филигранно ровно вручную на дереве, почти,  невозможно.  Да еще и по миниатюрному диаметру. Что увеличивает сложность дизайнерского  расчета и самой  резьбы.      
Второе. Технологическая часть. Закрывающиеся створки, например,   молитвенника яйцеобразной формы,  подогнаны тончайше. В закрытом состоянии, отсутствуют  щели и смещения. Петли, замечу, как элементы единого куска дерева подогнаны также идеально. У меня в руках современная шкатулка в три раза больше яйца - молитвенника с такими же петлями. Но они врезные и  выполнены  на фрезерных современных станках.
Вывод   Работал один уникальный мастер с помощниками. Слишком сложно и эксклюзивно, чтобы были еще подобные специалисты. Да  и секретами мастерства редко делились.   Тем более,  хорошо  прослеживается авторский стиль. Мастер, использовал передовые для того времени, станки.  Откуда они?  Вопрос. Великий художник исчез. Возможно,  умер. Замены не оставил. Второго  такого  не должно было быть. Как и получилось.  Станками никто воспользоваться.  Не сумел. Не хватило знаний  и навыков. И они затерялись в морщинах истории. 
КТО ТЫ ВЕЛИКИЙ  МАСТЕР  ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ?   Гений или инопланетянин?  А может тебя кто – либо из более  неизвестных  чем ты, научил всему? Сейчас, уже никто не даст на это ответа.


Рецензии