Что нужно каждому индейцу

     Что нужно каждому индейцу
   "Рождение мира" - согласно мифу народности арарау, мир был создан, когда Тирава, верховный дух и великий охотник пошел в джунгли за куропатками. Эта версия мне нравится чем-то больше, чем известная история, случившаяся с Брахмой, который просто все проспал: просыпается, а уже и Яйцо есть, и ему из него только выбраться и все такое.
   - То есть, как это пошел? - спрашивает Леви-Стросс, будущий создатель новой науки - ведь, и мира, и сельвы, и куропаток еще не было? А это не важно, отвечают ему индейцы, и мне кажется, что это занятно. Я представляю себе лицо знаменитого французского антрополога в этот момент. Возможно, тогда он осознал, что что-то с чем-то у нас с вами не сходится. 
     И написал в итоге в своей книге - не важно, что противоречие, неважно, что каждый раз история рассказывается  по-разному: не бывает одной и той же истории о том, как охотник победил леопарда, даже если сесть на тоже самое дерево, на котором сидел рассказчик, от которого ты ее услышал, и ты будешь, точно также вскакивать и делать огромные прыжки, когда рассказ подойдет к тому  самому месту, где предыдущий рассказчик вскакивал и, раскачиваясь всем раскрашенным телом, изображал то, как Таквари вскакивал и делал смешные  прыжки, и одновременно в этом рассказе показывал то, как  более ранний рассказчик, тот, который приплыл из деревни с другой стороны озера,  пел о том, как пантера: сделав прыжок, была сражена копьем бесстрашным Карамуа, изображая при этом,  как он сам - Топехи рассказывает эту историю, оставаясь и собой, и охотником убивающим  пантеру, и пантерой, и джунглями, и порхающими куропатками, сливаясь с рассказом, не имеющим начала и конца, который уводит за пределы времени туда, где еще не начался мир.
     Леви-Стросс об этом и о многом другом  написал, но написал он не становясь ни пантерой, ни храбрым индейцем Карамуа, ни тем Таквари, который рассказал ему эту историю, написал не делая огромных прыжков, а сидя вечером  в свой палатке, думая то ли о том, что деньги экспедиции подходят к концу, а материал по племенам еще не собран, то ли о том, как все это пересказать не становясь пантерой.  Он что-то придумал, этот Леви-Стросс.
     В общем, как здесь видно на фотографии – иногда рождение мира происходит и из кофейного зерна. Главное, об этом рассказать, наверняка, у нас что-то получится не хуже, чем у Тиравы с его куропатками и допотопными луком со стрелами. И представьте себе откровенно завидующее выражение лица того Леви-Стросса, которому вы будете все это излагать, поэтому  вы, конечно, добавите в конце: "Жаль, что вас не было с нами..."
     Всякий рассказ — это маленькая катастрофа, «big ban», как говорят в астрофизике, иначе бы мы не рассказывали о той пантере, которая чуть вас не растерзала. И это о том, как вы ее обязательно победили, иначе бы не было рассказа, и охотник не вышел бы из сельвы. Как Тирава вы просто входите в джунгли и мир возникал из вашего рассказ, пока вы шли, и вы превращались в великого охотника на всех пантер. "Пошел как-то Тирава, верховный дух и великий охотник, пошел в лес за куропатками...и видит под деревом стоит больша-ая такая микроволновка, которую принесли туда боги Panasonica..."  Ну, это, про мое сегодняшнее утро. В общем, каждому индейцу найти своего внутреннего Леви-Стросса, а если кто отважится, то можно и Дон Хуана. И жаль, конечно, что вас не было с нами...


Рецензии