Кырк-Ер в Крыму
=======================================
Также Кырк-Ор. С 17-го века Чуфут-Кале, Джуфут-Кале, Кале, Гевхер-Кермен, Села-Юхудим, Села-Караим.
Историки полагают, что город возник 5-м веке, а крепость при нём была ставлена византийцами в середине 6-го века. Ещё раньше, начина с 1-го века по Рождеству Христову, сюда бегут монахи и селятся в пещерах скалы, на которой была позже ставлена крепость.
Кырк-Ер историки считают первым именованием, которое дал ему в середине 13-го века Рубрук, переведший его на свой французский как Сорок замков. Считается, что это крымско-татарское название, которое использовали также и караимы, жившие в Крыму. Это название используется до 17-го века.
Во второй трети 13-го века город входит во владение хана Хаджи-бека Крымского Юрта Золотой Орды.
В конце 14-го века город был разрушен ордой Ногая. В это время Кырк-Ор был центром княжества, зависимый от Золотой Орды.
С конца 14-го века в городе с разрешения Великого Князи Литовского Витовта начинают селиться караимы. Они называют эту крепость Села Юхудим, что с еврейского языка обозначает Скала иудеев.
С 14-го века город становится главным среди городов Крымского улуса, который относился к роду Тохтамыша, одному из наследников Чингисхана. По легенде в городе правила Джанике, дочь Тохтамыша. В городе прятались многие знаковые фигуры из правящей элиты Золотой Орды. Здесь был и муж Джанике Едигей, и Кадыр-Берды, её брат.
В 1420-м году после стычки между Едигеем и Кадыр-берды, оба скончались и правление перешло к Джанике, которая правила тут весьма успешно вплоть до своей смерти в 1437-м году.
Считается, что правительница Кырк-Ер Джанике стала основательницей освободительного движения складывавшегося тогда крымско-татарского этноса, в чём она опиралась на поддержку Хаджи-Герая, возглавившего эту борьбу.
В 1441-м году Хаджи-Герай объявляет Крым независимым от Орды, а Кырк-Ор становится столицей нового государства.
В 1470-м году Менгли Герай, шестой сын Хаджи Герая строит новую столицу Крымского ханства на месте теперешнего Бахчисарая.
Однако город не обижает своими событиями история. Его крепость всегда считалась непреодолимой для врагов, поэтому здесь держали знаковых и знатных пленников, поскольку и убежать отсюда было невозможно.
К 17-му веку караимы уже составляют большинство среди населения Кырк-Ор.
С конца 17-го века этот город начинают называть Чуфут-Кале и Джуфут-Кале. Это было время окончания истории Кырк-Ор.
Именование Гевхер-Кермен применялось в литературе и обозначало Крепость драгоценностей. Считалось, что ворота и башни приворотные обсыпаны драгоценностями.
Название Кале стало применяться с первой трети 18-го века, когда Крымские ханы начали здесь книгопечатание, которое им, по всей видимости, организовали тут караимы.
Тогда же караимские мудрецы подарили Екатерине Второй легендарный Сонник Кананита, одного из сподвижников учения Христа, мученически погибшего в Абхазии.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220092701181