Свёл случай

    От ведь планида у меня така, все мои проходки, странствия ведут к встречам, и зачастую с лосями.
    Днесь решила двинуть опеть в лес. Пристав ко двери. Дак нет никого в дому. Транспорт лисапедный на взводе, а я берилку в котомку и в путь. Нать брусницы набрать. Она то уже ядрёной спелости. Еду, педали ходко крутят. Гляко, кочки краснотой обсыпаны. Лисапед к дереву и по ягоды.
    Гребу брусницу. Ох, хороша! Сыпется перекатом. По сторонам нековды оглядеться. Ох ведь скока брусницы! Вдруг слышу, шаги увесистые, невдали. И быдто хекает кто-нито басисто так. Я сторожко голову без тулова вертаю взад, глазамы местность щупаю.
 - Ой-ёшеньки, опеть меня свёл случай!
Стоит лось на пригорке, смотрит со вниманием, носом воздух втягиват. А в меня исполох втянулсе. Окосилась я одними глазами усторонье, есть ле дерево, на которо можно вздынутце. Высмотрела одно, тулово само взнялось по сучьям вверхь, видать мысель глубокая по сохранности себя сработала. Сижу на дереве и сама себе дивуюсь. Из последных разов, ковды я по деревам лазила уж пол ста лет прошло. Ишь ты, не обронила сноровку.
    Си-и-жу, наблюдаю лося. А он бо-о-ольшой, рога пораскинул над главой, глянул на меня вандышами, а в них сумление. Нюхат воздух шумно, понять хоче, с кем его свел случай. Ох-ти, головой мотат да с небрежением на меня зрит, понял видать: "Нет, не лосихина это натура, не лосихина". Постоял невдолги, копытамы землю порыл да и погнал дале.
    Выпомнила я тут, что время у лосей-то настало гонкое, потому и гон называется. Лоси в поисках пары по лесу рыщут.
    А я-то на лосиху не тяну, мелковата, да вот по деревам скачу, быдто векша.
Пождала я которо время, исполох уняла.Сижу на дереву така одинокая да исполохнутая. А дело ить к вечеру иде.
    Посидки мои мысль в голове перебила: домой надо бы. Стекла втихую с дерева и с оглядом к лисапедке. Не выпомню как катила, опамятовалась в дому у печки. Сижу и дрова вбрасываю. Огонь взыграл, стало меня теплом греть. А с им и страх мой истопилсе.

Словник:
Планида - судьба
Проходки - прогулки, хождение по лесу, по дороге
Пристав- палка, посошок, приставленные к двери, для обозначения, что хозяев нет дома. На Севере пристав, заменяющий замок, употребляется в отдаленных от города деревнях, где ещё сохраняется патриархальная честность.
Берилка - приспособление для сбора ягод в виде совка с зубьями
Векша - белка


Художник Ярослав Колобаев


Рецензии
С удовольствием прочитала.
Близок к говору вологодскому.
Я, бывшая городская и уральская, кое-что успела у старших услышать и удивлялась, как глубоко в людях этот чудный язык.
Но некоторые слова и выражения мне было не понять.
Редко, кто из уехавших далеко, в столицу, сберёг язык родной сторонушки.
Спасибо.

Лося и я видела не раз, потому что часто хожу фотографировать в лес и на болото за клюквой.
Лося выгнала на бору лайка.
Хозяин был далеко и без ружья.
И гнала она его,судя по приближающему хрусту,прямо на меня.
Инстинкт подсказал мне спрятаться за сосну, Успела крикнуть:
- Вера! Берегись! Лось!
И вот он, взлягивая копытами, ломая всё погромными рогами, промчал метрах в трёх рядом.
И ручной был лось, который прижимал каждого, кто шёл из магазина.
Спасибо Вам за яркий и редкий рассказ.

Татьяна Пороскова   23.10.2021 14:14     Заявить о нарушении
Спасибо! Когда фактически в лесу живешь и речь какая-то складывается, из памяти сами слова выскакивают. Отец был с Поморья и речь у него была заковыристая, с прибаутками и поддевками. Может и я в детстве все это приняла, и только сейчас память мне выкладывает. Но только когда я по лесам брожу, одна на своем отшибе пребываю.

Лилия Крошнина 2   01.11.2021 08:18   Заявить о нарушении
Да, и у меня вдруг вырвутся наружу слова моего детства, от уральских бабушек.

Татьяна Пороскова   01.11.2021 11:10   Заявить о нарушении