Друг шахтёра

Англия к началу 16 века начала испытывать недостаток «вьючных животных» - лошадей, мулов, пони, ослов. Не хватало их количественно и качественно.

Взять, хотя бы, добычу угля…

Угольные «ямы» приходилось копать все глубже и глубже (свыше 200 футов; 1 фут = 30,48 см = 6,85714 вершка). Воду «откачивали» с помощью связки ведер на веревке, которую крутили по кругу лошади с завязанными глазами. Не успевала такая «водокачка» уследить за скоплением новой порции подземных вод, а лошади – живая скотинка, им перерыв на обед, сон и прочее нужен.

Основным потребителем угля в Англии тогда были стекловары – в очагах беспрерывный огонь поддерживался. Текстильный бум еще не начался, но уже и не за горами был….

Каждый знает, что такое кастрюля-скороварка. Появилось это чудо техники на кухнях всего советского народа в середине 80-х годов 20 столетия, но является нетленным достоянием французского народа, поелику было предложено в 16 веке ИХНИМ ситуайеном Дионисием Папэном.
 
Великая Неоктябрьская, но Индустриальная революция, как известно, в Англии началась с конца 17 века, а главный «борец» за её правое дело, герой нашего рассказа, уже умер… но дело его живым долго ещё оставалось.

Примерно в 1650 году в преуспевающей и богатой семье в городе Шилстон, что на ДевонширЩИНЕ – самой «английской из всех английских» земель, родился Томас Сэйвери. Он получил хорошее образование и стал военным инженером. Знал хорошо математику, как водится, натурфилософию, но не успокаивался на достигнутом уровне теоретических знаний, лёжа на диване и покуривая… (а курили ли уже тогда люди?.., это надо два на три столетия умножить, три на ум пошло,… в общем, сами посчитайте – курили ли табак в 17 веке в городе Шилстон или только ждали, когда их тёмные туземцы этому научат!).
 
При своем таком благородном происхождении и «эполетах» на плечах любил этот Томас поэкспериментировать с железяками-болтами-гайками, поизобретать чего-нибудь такого-этакового. И не хлеба насущного для, а так для АНТИРЕСУ, чтобы не скучно в этой глуши девонширской было.
 
Например, часы состряпал собственноручно и до сих пор вроде бы и где-нибудь эти часы в семейном  поместье Сэйвери экспонируются. Затем он замахнулся на улучшение мореходных качеств судов, коими Англия владела немерянно, по крайней мере, больше всех в мире их у неё было. А что вы хотите, ИТЬ – владелица морей и ‘rule Britain on the waves’….

Порешил изобретатель Сэйвери резко изменить парусную тягу, от природы сильно зависимую, на независимую от всяких воздействий «механическую вёсельную». Атаковал Британское Адмиралтейство и Коллегию по штормам (такая была!) своими прожектами, но получил полный ОТЛУП, а также прозвище «человека, который вмешивается не в свои дела, отвлекая госслужащих от дел, притворяясь, что изобрел что-то грандиозное».
 
Ах так, сказал или подумал Сэйвери-капитан, раз вы такие-сякие, то будете у меня знать! Пристроил свой АППАРАТ на шлюпочку и по реке Темзе шмыгал туда-сюда перед окнами Адмиралтейства бюрократического и ретроградного. Это же надо, на дворе 17 век кончается, а они ни БЭ, ни МЭ в техническом прогрессе, куда только король смотрит…. В общем, неудача его постигла, но здорово он научился бумаги технические и патентопригодные сочинять, что и пригодилось ему вскоре.

Давайте посмотрим на «светлый образ» Томаса Сэйвери. Сохранился он для истории.
 
Долго ли, коротко ли горевал наш горемыка-изобретатель, так бесславно потратив годы ради морского могущества острова своего любимого, но как-то плавно и быстро его «беспокойное сердце» застучало с большими перебоями в отношении Парового Двигателя, что по-английски звучит steam engine. Неясно и необъяснимо это его неожиданное смещение в сторону такого грандиозного «проекта» - не было тогда в 17 веке еще никаких намёков на двигатель этот и ВАЩЕ на какие-либо двигатели, окромя пит-пони шетлэндские, кони-битюги стаффордширские и прочие животноводческие «лошадиные силы».
 
Есть, правда, одно предположение историков, что попалась на глаза капитану из Дэвоншира книжечка маркиза Ворцестера под названием «Пригодный для любых работ и работающий на воде двигатель "Semi-omnipotent and water-commanding engine"».

 Маркиз этот самый написал книжечку и издал  небольшим тиражом за свой счёт (как принято было тогда), никаких патентов не покупал и не интересовался внедрением – так для ради АНТИРЕСУ своего маркизовского всю эту кашу заварил.
 
Не таким был изобретатель наш Сэйвери, который уже прошёл огонь и воду изобретательские и сразу углядел в ЭНДЖИНЕ этом рациональное зерно. Для верности и чтобы не было разговоров каких лихих (наслушался он уже всяких эпитетов бранных от лордов адмиралтейства в морском ведомстве), закупил он перво-наперво весь тираж книжечек Ворцестера и спалил в камине «под крышей дома своего». Нету с тех пор доказательств, концы в воду,… хотя под конец жизни Сэйвери упоминал о прототипе и его авторе и благодарил его за идею.

Но зачем книжки было палить, омрачил он этим свое изобретение, любовь к нему англичан и всего прогрессивного человечества заметно поубавилась,… хотя и нет достоверных источников-доказательств этого его нехорошего поступка.
Прежде всего Thomas Savery решил оформить все необходимые бумаги и купить патент, что ему удалось – 2 июля 1698 года он получил привилегию в изобретении парового двигателя для откачивания воды из угольных копей (впрочем, не только угольных, любых, где копались глубокие колодцы-ямы, например, в Корнвалле).
 
Для создания опытного образца, как говорят наши изобретатели, а в Англии – это ‘а working model’, капитан Сэйвери затратил огромную сумму денег и в 1699 году выставил для обозрения в Королевском Научном обществе в Лондоне. Модель эта под названием «Огненный мотор "Fire Engine"» был показан королю Уильяму III в присутствии высоких лиц его двора в Гэмптон Корте.

 То, что сейчас называется формулой изобретения, а в 1698 году в Англии – титулом патента, звучало таким образом: «Жалуется привилегия Томасу Сэйвери за проведенное им одним испытания нового изобретения для подъема воды, вращения любых видов мельниц путем сил огня, что будет очень важно для осушения шахт, снабжения городов водой и вращения всех видов мельниц…. Патент  будет действовать 14 лет при соблюдении всех его пунктов».

В 1702 году Сэйвори опубликовал брошюру под названием «Друг шахтёра или описание двигателя для подъема воды из шахт с помощью огня». Сразу же появились заказы от владельцев шахт, увидевших большую перспективность «Друга». Ещё бы, в некоторых шахтах работало до 500 лошадей, по очереди впрягаемых в поворотные механизмы с неисчислимыми вёдрами на веревках.

Несколько машин было построено и установлено в шахтах Британии при жизни её изобретателя. Однако скоро обнаружились её недостатки, главным из которых – незначительная высота, на которую можно было поднимать воду (чуть выше 40 футов), а шахты делали уже глубже – и до 200 футов, бывало. Потребление топлива (дров, угля) в паровой машине Сэйвери было чрезвычайно высоким, производство пара было неэкономическим из-за формы бойлера и площади контакте огня с котлом (не было технической возможности  изменить форму).

После смерти Томаса Сэйвори в 1702 году, его «Друг шахтёра» перешел в качестве эстафеты к другому выдающемуся англичанину, который также преуспел на ниве свободного предпринимательства. Томас Ньюкоумен (Thomas Newcomen), его земляк-девонширец, тоже не дожил до светлых дней Индустриальной Революции, но своим паровым двигателем «этот день победы приближал, как мог».

Ежели кто не знает или ‘не знает и к тому же ещё забыл’, то напоминаю, что Чёрная страна  или Black Country – эта такая микроскопическая точка на карте мира возле города Дадли в West Midlands. «Страна» это, может, и не страна вовсе, а лишь несколько городков или деревень,… и кто их разберёт этих англичан, которые не придумали никаких орфографических различий для обозначения таких по-нашему разных понятий как «деревня» и «страна». Мало им этой неразберихи, которую они на весь мир распространили, так они еще додумались понятие «графство» сюда припутать, убрав лишь одну букв. А так, в остальном, - хороший язык, лёгкий – нет ни падежОв, ни родов у прилагательных, грубого ТЫ ‘на языке’ и в помине не оставили где-то в 18 веке…. И все друг к дружке на ВЫ обращаются, даже когда посылают … куда подальше.

Имеются такие анкетные данные на одного человека-англичанина (характер нордический, хороший семьянин, спортсмен, в порочных связях не замечен, родственников за рубежом не имеет, на оккупированной территории не проживал, под судом и следствием,… в выборных органах,… отец умер в… похоронен в… девичья фамилия матери…. Это всё пропускаем):

ФИО: Thomas Newcomen.
Пол: мужской
Дата рождения: 28 февраля 1663 года
Место рождения: г. Дартмаут, Девоншир, Англия
Религия: Баптист
Раса или этническая группа: белый
Национальность: Англия-англичанин
Профессия: инженер, изобретатель (Inventor)
Умер: 5 августа 1729 года
Место смерти: г. Лондон, Англия
Причина смерти: не указывается.
 
Называть себя англичане любили (и любят до сих пор) громкими словами, например, инженер, а понимают под этим словом совсем не то, что мы имеем в виду.

Энджин, по ИХНЕМУ, как мы знаем, - любой двигатель (мотор), а соответственно, engineer – это любой механик, ‘гайкокрут’ или, там, ‘наливатель’ cмазки в мотор этот самый. Так  что – никакого высшего образования, а тем  более – блестящей дощечки, как на могилке, Академик левого болта из Инженерной Академии леворуких – на дверях кабинетов английских ‘обслуживателей’ разных и всяких двигателей вы не встретите.

Долгое время преподобный Томас Ньюкомен вёл тихий и неприметный образ жизни, отдавая всего себя служению в общине в чине «мирского» проповедника, то есть на неполную зарплату от общины. Когда его назначили «на полную ставку» старшего учителя (teaching elder), церковь не сочла нужным платить ему в полном объеме в соответствии с саном.

Ему не хватает денег на жизнь, что и подвигло его на стезю малого бизнеса.
 
Стал он торговцем железа. (Опять этот странный английский язык…. Есть у них такое непонятное слово ironmonger, а каким железом торгует человек, стоящий за этим словом, кастрюлями ли, гвоздями ли, подковами для лошадей, нам они не объясняют. Железо продаем и… всё. Как когда у нас были люди, которые ходили по улицам и кричали «Точу ножи-ножницы!»).
 
Баптистские и пуританские общины в Англии поддерживали тесные связи. Известно, например, что Томас Ньюкомен узнал о работах француза Папэна и своего соотечественника Эдварда Сомерсета при переписке с братьями по вере. Его лично представил капитану Томасу Сэйвери знакомый баптист то ли стекольщик (glazier), то ли скотовод (grazier). Видите как трудно изучать английскую историю – одну букву стоит неправильно написать и… вся история искажается и появляются замечания, навроде «несколько сумбурно и маловато исторической преемственности», да ещё и бабл-гам испускают, показывая твою несостоятельность….

Но… «не виноватые мы-ы-и-и-и, они сами буквы перепутывают в словах, а потом или «Экипаж подъехал к парадному подъезду или Экипаж космического корабля сел на Луну»….

Однако точно известно, что не было бы материальной поддержки религиозных организаций Англии, не получила бы Англия для грядущей Индустриальной революции этот главный движитель, который стал и «вместо сердца», и буквально, «пламенный или Огненный мотор "Fire Engine"».

Если подходить с технической точки зрения, то двигатель Ньюкомена резко отличается и не является усовершенствованием уже запатентованного и действующего в некоторых шахтах аппарата Сэйвери. Не вникая в подробности, можно твёрдо сказать, - подай заявку, выдали бы ему свой собственный патент и… обогатился бы несказанно изобретатель. Но не таков баптист Ньюкомен. Он создает собственный аппарат в 1710 году, через 2 года – на шахте возле городка Дадли Кастл в Стаффордшире задымила труба его «качелей» с производительностью откачки 10 галлонов (1 г. = 3,8 л) воды в минуту за один ход поршня в цилиндре с глубины 150 футов, но Сэйвери при этом не забывает.

В соответствии с условиями патента, выданного Томасу Сэйвери, ему ежегодно выплачивалось огромная сумма от установленных качелей Ньюкомена – 400 фунтов стерлингов в течение многих лет. Это, действительно, тогда была «сумма», если весь, от первого кирпича до первых галлонов откачиваемой воды, Ньюкомен-энджин обходился шахтовладельцу в 1000 тогдашних фунтов.

В 1986 году на том же месте близ Дадли Кастла  заработала точная копия в масштабе 1:1. «Пламенный мотор» - это впечатляющее по размерам здание из кирпича. Из одной из её стенок торчит толстый деревянный рычаг, связанный со стержнем, качающим воду из «шахты». Посетители этого музея могут увидеть все в таком виде, как это было почти 300 лет назад. Особенно впечатляет бойлер – круглая «кастрюля» с крышкой, от которой идет трубка к цилиндру из чистой бронзы (как у Ньюкомена). Цилиндр – страшный «монстр»: 2 м длиной и 52 см в диаметре. Полезная мощность такого двигателя – 20 лошадиных сил.

Ньюкомены работали надежно, некоторые из них по нескольку раз «переносились» из отработавших свой ресурс шахт во вновь строящиеся. Одна шахта Британии использовала качалку Ньюкомена до 1957 года. В этой угольной шахте местечка Вудпарк вода выкачивалась с глубины 510 ярдов (1 ярд = 0,9144 метра = 1,28571 аршина).

Некоторые качели работали почти до 100 лет с 1760 до 1840 г.
 
В 1929 году Генри Форд получил право разобрать всё и увезти «с собой» в США. В музее города Дирборна (штат Мичиган) «прибор» занял достойное место среди других машин, обогативших человечество знаниями и облегчивших его труд.

Гениальное всегда оказывается до примитивизма простым. Основной принцип, который был положен в основу качелей Ньюкомена – это впрыскивание порции холодной воды в цилиндр. Конденсация пара вызывала появление частичного вакуума (ниже атмосферного давления) и поршень совершает «холостой ход» в исходное положение.

Как говорится, такой принцип - «не погубишь, не убьешь», поэтому почти 2 века прослужили приборы эти на пользу развития английского Королевства – не одного предпринимателя-шахтера от банкротства спасли.

А потом, пришли другие времена и… другие песни в моду вошли. Через 70 лет миру были преподнесены паровые машины Смитона, а затем и Уатта.

Ту-ту!, или, как говорят англичане… чу-чу.


Рецензии
Получил невероятное удовольствие от прочтения этой статьи. Когда-то спорил на эту тему с друзьями, почему англичане самые лучшие в мире механики изобретатели? Мое мнение всегда было непоколебимым и вот, я убеждаюсь... Но причины этому у Вас в статье , конечно, не указаны.

Неагент09   27.09.2020 19:09     Заявить о нарушении