я пою и значит я живу, я живу и значит я пою

Умирала крупнейшая певица….

От  наркомании, которую не удавалось вылечить ни в психиатрическом стационаре, ни постепенным снижением дозы и переходом на метадон. Общий вид «обезобразился» так, что людям на глаза показываться нельзя, не то, чтобы в концерте… Сил нет даже передвигаться…. Алкоголизм, наркомания накатываются волнами, но к середине 80-х вроде бы «стихают»,… - так появилась другая болезнь – булемия (болезненно повышенный аппетит - почти круглые сутки еда, еда, еда…)

А ведь Джеймисетту Хокинс весь мир знал и любил,… правда,  по имени Етта Джэймс, красавица «белая» афро-американка с соловьиным голосом. Примерно один человек на 500 тысяч рождается у родителей негроидной расы альбиносом – такой «белой вороной» появилась на свет девочка Етта.

Она родилась в Лос-Анджелесе. Её мать, 14-летняя незамужняя афро-американка,  совсем не заботилась о ребёнке, и её детство прошло в различных семьях приемных родителей.

Уже в пять лет маленькая Етта начала петь в церковном хоре лос-анжелесской баптистской церкви.
 
В 1950 году Этта переехала в Сан-Франциско, где вскоре она, вместе с двумя девочками из школы, создала музыкальное трио «The Peaches  Персики». В 1955 году трио исполнило песню «The Wallflower», которая стала хитом №1 в США.  В 1961 году она выпустила альбом «At Last!», три лучших сингла из которого - «At Last и Don't Cry Baby» и «Trust in Me», сразу же попали в десятку лучших. Постепенно ритм-и-блюз уже связывали с именем Етты Джеймс, а затем в её репертуаре стали появляться рок-композиции.

Считается, что первый рок-н-ролл «разлетелся» по Америке из пластинки Билла Хэйли
"Rock Around the Clock – Рок круглые сутки" в 1955 году. Этот гениальный «настоящий» белый преуспел в исполнении негритянского залихватского мотива, который привлёк молодежь возбуждающим ритмом, призывом всё бросить и танцевать. Хэйли стал пионером рока в результате совпадения обстоятельств, ему, можно сказать, повезло, что после долгого периода «полузапрета» на неприличную «черную» музыку и поощрения спокойных сентиментальных баллад кантри, широким массам белой молодежи, наконец, стали доступными песни «черных». Билл Хэйли был замечательным исполнителем и гитаристом, но пел песни других композиторов и поэтов.

Чак Бэрри сам писал все свои песни и мелодии к ним и исполнял их. Пытались найти тех  рок-музыкантов, которые бы за всю свою концертную деятельность хотя бы раз не исполнили что-нибудь из его репертуара. Все песни, которые написал Чак Бэрри, неоднократно повторялись в концертах и записях на дисках практически всеми без исключения его последователями. Лишь только «Лед Зеппеллин» никогда и ни в какой форме Чаковское наследие не использовал. Свое имя и популярность, с другой стороны, такие столпы рока, как The Beatles и The Beach Boys, завоевали благодаря Бэрриевской «Музыке по имени рок-н-ролл – Rock and Roll Music». О Роллинг Стоунз, как говорится, и заикаться не будем – они никогда не скрывали того, что своим появлением на свет обязаны Чаку Бэрри.

В 1957 году Чак Бэрри написал стихи и музыку песни "Rock and Roll Music". Как и в большинстве песенок Чака, не было в ней глубокого смысла: любит парень рок-н-ролл, как и Чак его любил, и где бы не заслышал знакомую музыку, тут же «ударяется» в танец. Хочешь и ты со мной пляши. Вот и весь смысл песни.

Песня осталась малоприметной, и в 1958 году занимала 8 и 6 места и не долго держалась в чатах. То есть хитом во время создания, когда она еще совсем «с пылу, с жару», не стала.

Чак Бэрри работал, как машина по выпуску новых композиций, и никогда по долгу не задерживался на исполнении какой-либо мелодии: каждый год он записывал по 3-4 новых. Каково же было его изумление, когда, освободившись из тюрьмы за неуплату налогов, он обнаружил, что его Rock and Roll Music стал любимой песней… англичан и всего мира в исполнении The Beatles, The Beach Boys, Willie Dixon,  Роллингов и т.д.

Вот Rock and Roll Music в исполнении автора: http://www.youtube.com/watch?v=IH8IrcvdiD8

Послушаем как пели Rock and Roll Music только что «родившаяся» группа The Beatles  во время своего первого турне в Мюнхен (1966 г.): http://www.youtube.com/watch?v=QCzRDiRN2Ok&feature=related

А это хорошая студийная запись The Beatles: http://www.youtube.com/watch?v=TBiLhQpaUaM&feature=related

В 1986 году в концерт, посвященный своему 60-летию, Чак решил пригласить Етту Джэмс, наряду с другими выдающимися мастерами. Долго пришлось уговаривать Етту, которая находилась в самой отвратительной форме и … не до публичных выступлений ей было. С конца 70-х и до середины 80-х в карьере Этты наблюдается, мягко говоря, небольшой застой. Есть проблемы со здоровьем. Она достигла в весе 400 фунтов (160 кг), появилось воспаление суставов, она стала менее подвижна и часто пользовалась инвалидным креслом. Хотя она по-прежнему выпускала альбомы, они скорее всего являлись жалкой пародией на её успешное творчество в 60-е годы.

Она говорила Чаку: «Когда я была молодая и только начинала петь, меня не интересовало, что я пою. Сейчас я более или менее знаю, что мне надо петь». Чак ей говорил, что он ей платить не собирается, а лишь предоставляет право собственного выбора, что она захочет спеть – то так и будет. В свое время Етта Джэймс пела и джаз, и блюз, и ритм-и-блюз, и рок-н-ролл. В творчестве Чака Бэрри есть много, из чего можно выбрать что-либо подходящее для любого певца. Условие было только одно – петь только из его репертуара.

Что же выбирает певица? Конечно, - Rock and Roll Music:
http://www.youtube.com/watch?v=8Z2wuVp00-o
 
Весь юбилейный концерт был записан, и выпущен фильм «Слава Рок-н-ролу Hail, Hail Rock n' Roll». Благодаря этому сохранилось это мгновение – повторить его нельзя: ни  пластинка, ни  пленка, ни какой другой носитель не могут передать живого впечатления от живой музыки. Такое исполнение возможно только раз в жизни – спели  и вместе с оркестром «могут умереть» (увидеть Париж и умереть).… Что касается меня, то я не могу без слёз смотреть на это действо: за три минуты с Еттой Джеймс и Чаком Бэрри перед глазами вся жизнь пролетает, как у тех, которые в клинической смерти побывали, а потом «брешут» о своих видениях.

Посмотрите на эту «девочку» (Чак приветствует появление этой «бегемотихи» на сцене, которую доставили туда на инвалидном кресле – «Вот она, моя девочка»!)…. Она ужасна. Она ходит как каракатица, она подстрижена под неизвестно кого, она не имеет и следа косметики на одутловатом лице, с маленькими круглыми дырочками-глазами. А наряд… Позор всей честной Америке – ничего лучше кургузого пиджачка, не покрывающего могучий зад и наполовину, не нашла.

Проковыляла, переваливаясь с боку на бок, «девочка» к руководителю оркестра Чаку Бэрри и прошептала на ухо (только ему), что она собирается петь, и не дожидаясь знаменитого гитарного риффа, коронного для этой песни, произнесла в микрофон скрипящим, хрипящим, прокуренным и пропитым голосом, даже не голосом, а звуком, который «рождается» при зевании «Just let me hear some of that rock’n’roll music – Стоит мне лишь краем уха услышать ту музыку рок-н-рола». И дальше, как электричество, как молния её поразили – это уже не гиппопотам, не испившаяся и обколотая груда жира перед вашим взором, а КОРОЛЕВА, её величество ЛЕГЕНДА всей и для всех музыки.

Да, для тех, кто не знает, что такое настоящий негритянский блюз, трудно представить как и из чего «сделан» настоящий рок-н-ролл. Етта блюз поёт с колыбели, она знает, что блюз – это негритянское «фламенко»: для блюза нужна внутренняя красота и ШАРМ неповторимости, как и для испанского танца. В этом жанре, если не понимаешь его, не поможет никто – нанимай хоть дюжину чемпионов мира и не только по фигурному катанию на коньках, а даже по прыжкам с трамплина, всё равно провалишься.
 
Боже, всесильный и милостивый, с каждым новым словом песни она преображается, она хорошеет и молодеет, она… наконец, теряет в весе и, пардон, в свои «за сорок пять» «не баба, а ягодка опять»!

Почему это Чак считает, что Етта – его девочка, говорит ритм-гитарист Кит Ричардс бас-гитаристу Брюсу Спрингстину, она и «наша девочка», ну-ка, покажем всем, на что мы способны! Сделаем этот рок, как в последний раз, чтобы все музыкальные школы мира наш урок во веки вечные проходили «If you wanna dance with me – Почему бы и тебе со мной не сплясать!»

Гром и молния!

Рок за три минуты десять раз трансформируется из блюза в соул, из госпел в кантри…. Губной гармошки только и не хватает. Артисты, да вы сказились, вы в каком жанре работаете? Мама дорогая!

Мы делаем все, что своими флюидами нам приказывает ЛЕДИ Етта, мы чувствуем её персональный стиль и ритм в каждом слове, в каждом слоге и даже букве стихов: прислушайтесь в этом месте её трактовка монотонна… и мы, кроме одной ноты, ничего другого не нажимаем, а вот она «sounds like symphony – звучит как симфония» - нам надо это передать. Вот Етта превращается «в ураган», и мы ей не уступаем (“…going like a hurricane…”).

Етта Джэймс была КОРОЛЕВОЙ этого юбилейного Чаковского концерта, она «похитила»
именно на этом представлении славу у других замечательных певиц (Aretha Franklin, Pattie Le Belle, Mavis Staples и других).

Она сама не ожидала, что у неё так получится и вглядитесь, насколько искренним былo её чувство благодарности в первую очередь Чаку Бэрри, Киту Ричардсу, которые пригласили ее в концерт, и публике, которая не перестала любить и поддерживать её.
А дальше она стала жить, просто жить и… петь.

В 2003 году у неё появилась звезда на Голливудской аллее славы. В 2004 году, согласно журналу «Rolling Stone», она заняла 62 место в списке 100 великих артистов всех времён.

Вскоре после этого знаменательного события она решилась на проведение серьёзной операции с целью снижения веса (желудочное шунтирование), в результате которой она сильно похудела, также она сделала пластическую операцию. Етта Джеймс до сих пор продолжает гастролировать и выпускать новые альбомы, последний из которых вышел в 2006 году и называется «All the Way».
 
Рок-н-ролл – это доктор и медицинская сестра, это - радость и грусть, это – вечная молодость и счастье. Живи, рок-н-рол, и не умирай!


Рецензии