Шедевры яхтостроения

                ШЕДЕВРЫ  ЯХТОСТРОЕНИЯ

В  КОНЦЕ  XIX – НАЧАЛЕ  XX  ВЕКОВ  ПО  ЗАКАЗУ  БОГАТЕЙШИХ  ЛЮДЕЙ  АМЕРИКИ  КОНСТРУКТОРЫ  СОЗДАВАЛИ  ПРЕВОСХОДНЫЕ  ЯХТЫ, КОТОРЫМ  ЕЩЁ  НЕ  БЫЛО  РАВНЫХ  В  МИРЕ.

«МАРГАРИТА»  И  «САИОНАРА».

Подлинным  шедевром  яхтостроения  называл  своё  детище  английский  конструктор  Джордж  Уотсон, а  один  из  репортёров, освещавших  появление  новых  судов, охарактеризовал  её, как  яхту, созданную  для  удовольствия. «Маргарита», имевшая  длину  323  фута  и  водоизмещение  1830  т, считалась  верхом  яхтостроения  для  своего  времени  (1889 г.)
Антон  Дрексель – филадельфийский  банковский  партнёр  Д. П. Моргана, заплатил  за  «Маргариту»  100  тысяч  долларов. Мощность  её  двигательной  установки  (5000  л. с.)  соответствовала  мощности  океанского  лайнера  «Британик». Двойной  корпус  и  десять  водонепроницаемых  переборок  способствовали  безопасному  плаванию. Впечатляли  удобства  внутренних  помещений  яхты. Изысканные  балюстрады  и  лестницы, панельные  салоны, украшенные  истинными  произведениями  искусства, роскошные  каюты  радовали  глаз  своим  великолепием. Мощная  электростанция  давала  свет  800  лампам  и  питала  энергией  холодильные  установки. Яхту  обслуживал  экипаж  в  количестве  почти  ста  человек. Сам  Дрексель  хвастался, что  мало  кто  ещё  в  этом  мире  имеет  возможность  содержать  чудо – яхту, напоминавшую  Ньюпортский  дворец  на  плаву.
Он  использовал  «Маргариту»  в  течение  11  лет, затем  она  была  продана, переименована  в  «Семирамиду»  и  совершала  круизы  в  Европе. Во  время  Первой  мировой  воны  её  приобрёл  ВМФ  США. Позднее, с  течением  времени, практика  показала  нецелесообразность  эксплуатации  такой  дорогой  яхты. В  1947  году  пришёл  конец  былому  великолепию  «Маргариты», и  она  отправилась  на  слом.


Ещё  одна  яхта, построенная  на  средства  банкира, называлась  «Саионара». Она  была  меньше  по  размерам  (только  186  футов  длиной), но  прославилась  как  настоящий  плавающий  сад. На  её  палубе  размещался  большой  розарий. Когда  все  розы, не  выдержав  суровых  морских  ветров  и  солёных  водных  брызг, погибли, Дрексель  решил  заменить  их  на  искусственные  цветы, которые  долго  украшали  «Саионару».


«ОНЕЙДА».

Эта  паровая  яхта  была  построена  в  1883  году  на  верфи  Poyr & Son  в  Честере  (штат  Пенсильвания)  и  первоначально  называлась  «Утована». Первым  её  владельцем  стал  коммодор  Бостонского  яхт – клуба  У. Е. Коннор. Яхта  перепродавалась, претерпев  изменения  в  конструкции (длина  сокращена  с  135  до  121,6  фута),  получив  название  «Онейда», пока, наконец, не  стала  собственностью  банкира  Э. Бенидикта.
Свою  известность  «Онейда»  приобрела  в  связи  с  необычным  событием  в  жизни  тогдашнего  президента  США  Гровера  Кливленда  (1837 – 1908). В  июне  1893  года  американские  врачи  диагностировали  у  него  злокачественную  опухоль  в  ротовой  полости. В  это  время  страна  находилась  в  очередном  финансовом  кризисе, и  советники  Белого  Дома, испугавшись  панических  настроений  в  сфере  бизнеса, которые  могли  возникнуть, если  общественность  узнает, что  жизнь  президента  в  опасности, решили  не  распространяться  об  этом  известии. А  так  как  президент  Кливленд  был  частым  гостем  банкира  Э. Бенидикта  на  яхте  «Онейда», то  операцию  по  удалению  опухоли  назначили  тайно  провести  в  главном  салоне  судна, который  временно  превратили  в  операционную.
Группа  врачей  во  главе  с  доктором  Эрдманном  поздно  вечером  30  июня  1893  года  поднялась  на  борт  «Онейды». Всё  было  как  обычно  в  конце  недели, когда  президент  отдыхал  на  яхте. Только  во  время  этого  круиза  он  был  успешно  прооперирован. Яхта  вернулась  из  круиза  через  пять  дней, а  общественность  «просветили»  о  зубных  проблемах  Кливленда. Только  через  два  месяца  в  стране  узнали  об  истинном  положении  дел, но  к  этому  времени  президент  уже  выступал  с  речью  перед  Конгрессом. По  прошествии  двух  лет  Кливленд, встречаясь  на  борту  «Онейды»  с  банкиром  Морганом, договорился  о  большом  займе  в  связи  с  тяжёлым  финансовым  положением  США.
Знаменитая  яхта  после  Первой  мировой  войны  была  переоборудована  в  буксир  USS «Adelante  SP – 765», в  марте  1920  года  снова  продана  и  ещё  20  лет  находилась  в  строю, пока  в  1941  году  не  оказалась  совершенно  заброшенной.



«КОРСАРЫ».

На  средства  нью – йоркского  миллионера  Д. П. Моргана  были  построены  три  паровые  яхты, сменявшие  друг  друга. Все  они  имели  название  «Корсар»  и  служили  для  выполнения  различных  целей  огромного  бизнеса  магната.
В  1885  году  Морган  использовал  свой  первый  «Корсар»  для  урегулирования  финансового  спора  между  управлениями  центрального  Нью – Йорка  и  Пенсильванской  железной  дороги. Приглашённые  на  борт  яхты  военные  не  разрешали  сойти  на  берег  представителям  железных  дорог  в  течение  всего  плавания  по  Гудзону, пока, наконец, не  согласились  разделить  сферы  влияния  в  пользу  центрального  Нью – Йорка.

Яхты  внесли  свой  вклад  и  в  военное  время. В  годы  американо – испанского  конфликта  в  ведение  военно – морского  флота  от  Нью – Йоркского  яхт – клуба  поступила  21  паровая  яхта, включая  и  второй  «Корсар» Моргана, значительно  больший  по  размерам, чем  первый. Сначала  это  вызвало  раздражение  миллионера, который  к  тому  времени  был  избран  коммодором  клуба  и  лишился  своего  флагмана, но  когда  «Корсар», переименованный  в  USS  «Gloucester», потопил  один  испанский  корабль  и  повредил  другой  в  битве  при  Сантъяго, раздражение  Моргана  сменилось  гордостью  за  яхту.
Миллионер  не  мог  долго  оставаться  без  яхты, поэтому  до  того, как  «Корсар»  вернулся  к  прежнему  владельцу, Морган  пожелал  построить  третью  яхту. В  1899  году  она  сошла  со  стапелей  верфи  в  Хобокене  (штат  Нью – Джерси).Её  длина  составляла  304  фута, и она  значительно  отличалась  размерами  от  предшествующих, хотя  и  копировала  их.
Ко  времени  Первой  мировой  войны  этот  «Корсар»  перешёл  к  сыну  Моргана, носившего  то  же  имя. ВМФ  США  купил  его  за  символическую  цену – один  доллар. Сменив  обшивку  и  перестроив  внутренние  помещения, которые  стали  способны  вместить  более  значительный  экипаж  в  12  офицеров  и  122  матроса, «Корсар»  превратился  в  боевой  корабль «SP – 159  USS  Corsar». В  составе  его  экипажа  были  резервисты  из  Принстона. На  палубе  корабля  установили  орудия, снарядили  противолодочным  вооружением – глубинными  бомбами.
«Корсар»  отправился  в  Атлантику  на  боевое  дежурство. В  районе  Сент – Назара  (Франция)  он  присоединился  к  флотилии  других  яхт, переоборудованных  для  ведения  боевых  действий. После  войны  вновь  вернулся  к  Моргану. Претерпев  очередное  переоборудование, сменив  угольные  бункеры  на  топливные  танки, «Корсар»  стал  флагманской  яхтой  Нью – Йоркского  яхт – клуба. Младший  Морган, также  как  и  его  отец, стал  коммодором  яхт – клуба. Послужив  американским  яхтсменам, «Корсар»  оказался  в  распоряжении  морской  береговой  охраны, а  затем  использовался  в  качестве  научно – исследовательского  судна  вплоть  до  1940  года  под  названием  «Oceanographer  AGS – 3». В  1942  году  был  сторожевым  катером  «Natcher  PG -85». Ввиду  суровых  условий  Аляски  вернулся  на  Тихий  океан  уже  как  исследовательское  судно  после  ремонта, а  в  сентябре  1944 года  был  выведен  из  эксплуатации.

P.S.  Этот  очерк  под  названием  «Паровые  яхты  заокеанских  магнатов» был  напечатан  в  журнале  «Катера  и  яхты»  №- 2  март – апрель  2014  года, стр. 157 – 159.
На  фото - яхта  "Онейда".
                Вячеслав   Прытков.    


   


Рецензии
Необычные яхты, необычные морские судьбы.
Очень интересно.
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   30.09.2020 14:46     Заявить о нарушении
Приветствую,Виктор! Спасибо,что читаете, и это вызывает интерес.Также можете просмотреть у меня же - "Роскошные яхты с женскими именами".
С уважением,Вячеслав.

Вячеслав Прытков   30.09.2020 20:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.