Слово Яства

Я, когда писал статью «Слова «Явства», не представлял, что слово «яства» введут в оборот два авторитетных писателя-историста – Мельников-Печерский и Владимир Даль. Мне, пожалуй что, было бы «умыться», да и свалить «по-тихому», да вот в чем проблема: оба учились русскому языку на моей родине, где я лучше их знаю русский язык!

Не было в заволжских лесах слова «яства», так же, как и слов «яда», «ясть» и прочих чужеродных словообразований. Может быть, где-то они и были, но не у нас. У нас перемену блюд называли «переменами», как, собственно, зовут и сейчас. «-Девки, подавайте вторую перемену», - кричат организаторы застолья. Или: : «Третье подавайте, что-ли». «Давайте горох»! Это четвертое блюдо. И так далее… Каждое блюдо имеет название. К примеру, щи, кисель, брюкву, малину, и так далее… На всей Нижегородчине одни правила. Так откуда же взялось слово «яства» в столь авторитетных источниках?

Мельников-Печерский – очень авторитетный писатель, великолепно описавший быт XIX – начала XX-го веков, иногда «застревает» на старых словах, которые не только не употреблялись в данное время, но и употребляет их незаслуженно часто. К этим словам относится и слово «яства». Именно так он и пишет, именно так и употребляет это слово – «яства». Не менее 12 раз в книгах «В лесах» и «На горах» он использует это слово. Но чтобы убедиться в том, что слово это не только не употреблялось на Нижегородчине, но и является неким «паразитом», достаточно нескольких цитат из этих произведений.

«Трапеза совершалась по чину. Чередовой чтец заунывным голосом протяжно, нараспев читал «синаксарь». Келарь, подойдя к игумну, благословился первую яству ставить братии, отец чашник благословился квас разливать, отец будильник на разносном блюде принял пять деревянных ставцев с гороховой лапшей, келарь взял с блюда ставец и с поклоном поставил его перед игумном…»  (Мельников П.И. (Андрей Печерский) В лесах: Роман. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 944 с., ISBN 5-699-00518-8, с. 212. )

Итак, слово «яства» по-мнению Мельникова-Печерского, одновременно является единственным числом женского рода и одновременно множественным числом. Я не говорю, что это совершенно невозможно. Я говорю, что слово «явства» во множественном числе имеет лишь одно выражение, а в среднем роде единственного числа «явство». То есть «явство» среднего рода и «яства» женского рода - это два разных слова, как я и предполагал в статье «Слово «Явства».


Рецензии