Ладога на реке Ладоге
====================================
В древние времена здесь стояла вода, и только на отдельных возвышенностях жили люди, присутствие которых обнаружено в эпоху неолита, в последний век до Рождества Христова.
В начале первого тысячелетия уровень воды упал почти на 10 метров, местность становится пригодной для заселения.
Около 4-го века по Рождеству Новой Веры тут проживают разные северные племена, но они в основном кочевали, хотя с начала 5-го века тут были отдельные вспашки плодородных участков земли, насыщенной торфом. По своей культуре это были племена близкие финно-угорцам, которые были хорошо приспособлены к жизни в местах, насыщенных водой.
В 7-м веке тут появляются первые славяне, они ставят временные скиты, в которых не живут постоянно, но несколько раз в году возвращаются.
Первое поселение постоянного типа археологи присваивают скандинавам, это происходит в середине 8-го века. Но на поселении видны остатки древнеславянской архитектуры вперемежку со скандинавской. По всему однако видно, что свеи были лучше организованы, и, хотя их было меньше по численности, именно они верховодили на поселении и в окружающей местности.
Новому протогородскому образованию свеи дают именование по нижнему притоку озера, который именовался ими как Альд-ейгья, в переводе на славянский нижнее место, нижняя вода. Они строят тут пристань, судостроительную верфь, склады под рыбу. Это место археологи назвали Земляным городищем.
Славяне именовали это место на свой лад, как Ладога, вкладывая в это название свой смысл, ладное место. Действительно, много рыбы, зверья в лесах, место поселения красивое, сухое, на возвышенном месте.
Согласно германской версии слово «альд» означает старое место, возможно Старый Город, который существовал ещё в готские времена, легенду о котором готы передали в германские сказания.
С самого начала своей истории Ладога была основным центром взаимодействия варягов и местного населения, которое временами принимало острые формы, доходящие до махания оружием.
С конца 8-го века Ладога постоянно переходит из рук в руки, о чём свидетельствуют пожары и разрушения на поселении. Но по численности славян было больше, к тому же они смогли завоевать доверие местных финно-угорских племён.
В начале последней трети 8-го века славяне получают значительное подкрепление от своих сородичей Днепровского Левобережья. Вся инфраструктура поселения была разрушена и вновь создана уже по зодческим канонам славянской культуры. Хотя свейское присутствие по-прежнему сохраняется.
Общими усилиями устанавливается единая систем управления природными ресурсами, поселение приобретает основные черты города, население выбирает себе вождём Гостомысла, которого часто в русских летописях именуют Князем.
С его приходом скандинавское влияние сводится только к организации их купцами своих факторий, археологи не наблюдают в это время их новых культурных остатков.
Первое поселение, которое можно было бы назвать городом, скорее городцом, занимало площадь в 4 гектара. Здесь появляются амбары, объёмы которых предполагают запасы товаров, значительно превосходящие нужды жильцов городца.
Ближе к середине 9-го века Ладога начинает подвергаться скандинавскому давлению, которые к этому времени уже создали в общих чертах Шведское государство и могли собрать внушительную рать. Начиная с 840-года они властвуют в Ладоге, здесь появляются множество строений скандинавского зодчества.
После смерти первого единого правителя Ладоги Гостомысла на правление Северной Русью был призван Рюрик, внук Гостомысла от его средней дочери Умилы. Это событие произошло в 862-м году, и было названо в соответствии с норманнской версией происхождения Руси призванием варягов на Русь. Можно считать, что Ладога теоретически стала первой столицей Руси.
Рюрик не жил в Ладоге, он поставил свой княжеский шатёр в том самом месте, где правил Гостомысл, не имевший привычку строить вокруг себя крепостей. Это место получило в истории название Новоград, недалеко от которого был позже ставлен княжеский город Новгород.
В 870-м году в городе появляется крепость в культуре древнерусского зодчества. Строятся крупные деревянные сооружения срубового типа для купцов, для хранения оружия, товаров.
Важность места расположения Ладоги и такая отчаянная борьба за овладение им, была связана с тем, что с момента появления тут постоянного поселения, здесь начал складываться торговый путь, получивший название «Из варяг в греки».
Говорят, что на кладбище рядом с Ладогой в 912-м году был погребён Вещий Олег, Князь Киевский.
В конце 10-го века Ладога подвергается атакам норвеев, нового своего северного неугомонного соседа. Это давление заканчивается нападением норвежского вождя Эйрика, который полностью уничтожил крепость.
В начале 11-го века жена Ярослава Мудрого, шведская принцесса Ингигерда, получила себе в приданое Ладогу, что предполагает владение на тот момент Ладогой Королём Швеции.
Только в начале 12-го века в Ладоге закладывается каменная крепость. Средства на строительство собирали местные и новгородские посадники, они же и занимались строительством под присмотром Киевских зодчих, уже поднаторевших к тому времени в строительстве каменных крепостей на рубежах Киевской тогда ещё Руси.
Строительство каменной крепости и переход свободолюбивой земли ладожской под попечительство Новгорода сыграло положительную роль в истории города. Город в середине 12-го века успешно отражает нападение норвеев и свеев, которые несут у стен Ладоги жестокие поражения.
Следом за каменной крепостью в середине 12-го века был построен каменный Собор Св. Климента, началось строительство каменных инфраструктурных сооружений и жилья. Количество пожаров в городе значительно снизилось, о чём говорят результаты раскопок.
В конце 15-го века Ладога представляет собой город, состоящий из нескольких лучевых посадов и крепости.
В 1704-м году история Ладоги заканчивается в связи с основанием Петром Первым в устье реки Волхов Новой Ладоги, который взял на себя все городские функции Ладоги. С этого момента Ладога становится простым поселением с названием Старая Ладога.
+++++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220092701453