М. Фармер. Сила Джеронимо. Колдуны апачей

         Майкл Фармер.  Сила Джеронимо.  Колдуны апачей.

              https://www.facebook.com/wmichaelbooks/

 


Апачи верили в единого Бога-творца, Уссена, который сотворил и послал на Землю  Раскрашенную Белым Женщину, у которой было два сына - Дитя Воды, и Убийца Врагов,  и которые убили гигантов,  державших  всех людей в страхе.  Они считали, что Уссен дал особую Силу («сила» с заглавной буквы,  ибо обозначает именно Сверхъестественную Силу) людям, которые должны были использовать эту свою Силу,  для помощи своему Народу.  Дары  Силы предназначались  для использования на благо Людей,  но сами по себе Силы были морально нейтральными, ни хорошими, ни плохими.  Способности одаренных людей  варьировались в широком диапазоне возможностей: от церемоний исцеления больных,  определения направления,  где находятся  враги,  и до  розыска ведьм,  и ихней особой Силы.  Для апачей понятие «ведьма» (колдун)  было  вполне нормальным.  Ведьма - это та (или тот), кому были даны особые Силы, чтобы помогать людям, но вместо этого они использовали их во зло другим,  или  в своих собственных эгоистических целях.  Тех, кого поймали на занятиях колдовством,   убивали,  обычно сжигая заживо,  потому что только огонь был в состоянии уничтожить подобное зло.

Апачи считали, что каждому может быть дана особая Сила, и одаренные- мужчина или женщина - звались ди-йен (di-yen - то есть шаман). Апачи верили, что дары Силы могут прийти в любое время и разными способами, такими как драматические видения после длительного периода поста и самоотречения, сны или вспышки озарения. Сила пришла внезапно и неожиданно, жизненная сила Вселенной искала тех, через кого она могла бы действовать, и могла прийти к мужчинам или женщинам. Неспособность использовать дар Силы означал, что его могут отобрать.

Одним из самых известных ди-йенов апачей был Гойакла, «Тот, кто зевает» (некоторые апачи произносят это имя как Гоял и говорят, что оно означает «проницательный, или умный»), или как он был известен по своему мексиканскому имени, которое его собственный народ произносил по-испански – Херонимо; или, как мы его знаем в англоязычном произношени - Джеронимо. Исторические записи показывают, что Джеронимо обладал Силой видеть будущее или события, происходящие далеко, и что он проводил церемонии исцеления для своих людей. Было важно, чтобы лидеры апачей обладали Силой, особенно это было полезно на войне.

Кочис готовил своего старшего сына Таза стать вождем группы  чоконен-чирикауа. Когда Таза неожиданно умер от пневмонии, во время поездки на восток с Джоном Кламом в 1876 году, его младший брат Найче, тогда еще девятнадцатилетний парень, стал вождем. Он был плохо подготовлен к лидерству, и у него не было Силы. Его единственным руководящим принципом было обещание, которое он и Таза дали Кочису перед его смертью, а именно - не вступать в войну с белолазыми. Где-то между 1876 и 1881 годами, Джеронимо, обладавший Силой, стал ди-йеном и советником Найче. Найче передал Джеронимо некоторые из своих прерогатив, таких как ведение войны. Поэтому, когда Джеронимо и Ху вырвались из Сан-Карлос в 1881 году, и направились к горам Сьерра-Мадре в Мексике, то Найче, его воины и их семьи, ушли вместе с ними.

За эти годы Джеронимо приобрел множество видов Силы. Его первый из известных даров свыше пришел в 1850 году, когда Джеронимо и его семья отдыхали в лагере с Мангасом  Колорадасом, и торговали с мексиканцами в Ханос, штат Чиуауа. Военный командующий в Соноре проигнорировал государственную границу и мирное соглашение Чиуауа с апачами, и напал на беззащитный лагерь, пока мужчины находились на рынке в городе. Двадцать пять человек, почти все женщины и дети, были убиты, включая мать Джеронимо, его первую жену Алопе и их троих детей, в возрасте до десяти лет. Вернувшись из Ханос, он обнаружил, что вся его семья лежит в лужах крови. Мангас Колорадас увел всех выживших на север, пока они не смогли набраться новых сил для того, чтобы вернуться и отомстить сонорцам. Уединившись в горах в великой печали, Джеронимо услышал, как потусторонний голос четыре раза назвал его имя - магическое число для апачей - «Гоякла!» Затем он сказал: «Никакое оружие не может убить тебя. Я возьму пули из ружей мексиканцев, чтобы у них не осталось ничего, кроме пороха. И я направлю твои стрелы». Апачи мимбреньо, под предводительством Мангаса Колорадаса, чирикауа под командованием Кочиса, и недни под руководством Ху,  летом или поздней осенью следующего года вернулись к сонорцам в Ариспе (апачи похоже знали, что те, кто уничтожил их лагерь, находились там). После нескольких стычек в первый день, произошло генеральное сражение, которое не было обычным засадой в стиле апачей, против двух рот кавалерии и двух рот пехоты. Из-за больших потерь, Джеронимо было разрешено руководить боевыми действиями. Сражение длилось около двух часов, апачи сражались луками и копьями, а далее врукопашную. Многие были убиты, но когда бой закончился, то апачи все еще были на ногах, а мексиканцев  больше не было. По некоторым предположениям, именно после этого боя  Гоякла получил имя Джеронимо.


Двадцать лет спустя,  Джеронимо пережил еще один дар свыше, на вершине горы. Зимой 1869/1870 года его сестра Иштон, любимая жена Ху, должна была родить своего первого ребенка. У женщин в семье Джеронимо всегда были тяжелые беременности, и еще более тяжелые роды. Джеронимо любил свою сестру, и пошел служить ей ди-йен во время родов. Она ужасно страдала четыре дня. Джеронимо считал, что она умирает, и решил сделать для нее все, на что был способен. Пребывая в крайне угнетенном состоянии, он поднялся на гору за фортом Боуи, чтобы помолиться Уссену, и попросить о ее жизни. Когда он стоял и молился с поднятыми руками, Уссен сказал ему, что его сестра будет жить, а ему пообещал, что он никогда не будет убит врагами, доживет до глубокой старости, и умрет естественной смертью. Когда он вернулся обратно с горы, Иштон родила крепкого здорового ребенка, племянника Джеронимо, Аса Даклуги. Иштон дожила до еще одного ребенка, а Джеронимо стал бесстрашным воином. Его люди были с ним во многих опасных ситуациях, и видели множество чудесных спасений, как в бою, так и от его лекарств, при лечении ран и болезней. Они никогда не сомневались, что Джеронимо получил Силу от Уссена. В 1905 г. Джеронимо показал своему другу – художнику Элбриджу Айеру Бербанку поразительное количество шрамов (Бербанк считал, что их было не менее пятьдесяти) на его теле от пулевых ранений, некоторые из которых были достаточно большими, чтобы удерживать мелкие камешки, которые Джеронимо вкладывал в них с довольным видом, выкрикивая при этом звук выстрела.

Джеронимо обладал даром видеть будущее, или различные события, происходящие далеко от того места, где он находился, и что было подтверждено свидетелями. В 1883 г. генерал Крук с 193 разведчиками, пятью караванами с продуктами и боеприпасами, и пятьюдесятью всадниками, ушел в горы Сьерра-Мадре в Мексике, чтобы вернуть апачей, бежавших из резервации Сан-Карлос и форта Апач. Скауты-апачи Крука нашли один из лагерей высоко в горах, у истоков реки Бависпе, и совершили нападение на этот лагерь, уничтожив припасы, взяв пленных и убив нескольких из тех, которые сопротивлялись. Крук приказал больше не совершать набеги на лагеря, и послал выживших найти апачей и попросить их прийти к Круку,  для переговоров. Во время этих событий, Джеронимо и другие воины были в рейде в поисках пленных, которых они могли обменять на пленных апачей, включая жену Джеронимо и семью Чато, а также на крупный рогатый скот в Соноре, чтобы перегнать их через горы в свой лагерь. По пути в поисках пленных они остановились, чтобы отдохнуть и поесть. Свидетели говорят, что Джеронимо, отрезав кусок говядины, внезапно замер, уставился в пространство, выронил из руки нож и сказал что-то вроде: «Братья! В нашем лагере синие мундиры. Что мы будем делать?». Воины в замешательстве посмотрели друг на друга, не понимая, что имел в виду Джеронимо, но поверили ему, и вернулись обратно. Найдя оставленные стоянки, они увидели полное разрушение, и обнаружили, что разведчики и синие мундиры ждут их, а также что все их запасы на зиму - мясо, орехи, мескаль и ягоды - уничтожен.

Джеронимо также получил Силу для лечения некоторых физических и психических недугов.  Даже после того, как христианство прочно укоренилось в форте Силл, есть рассказы о Джеронимо, проводившем церемонии ди-йен от призрачной болезни, болезни койота и нервного расстройства, связанного с прикосновением к волку. Однако по мере того, как все больше чирикауа становились христианами, количество запросов на проведение ди-йен-церемоний Джеронимо уменьшалось, и полагая также, что его силы были уже в упадке, он редко возвращался к этой практике.

Джеронимо жил, в то время как очень многие умерли. Без сомнения, это вызвало у окружающих нездоровые подозрения в том, что он колдун, однако сам он никогда не рассматривал это, как возможность для продления своей жизни. Для Джеронимо, независимо от того, был бы он христианином или приверженцем апачских верований Уссена, Сила и ее использование были центром его жизни.

Апачи (мескалеро) крайне неоднозначно относились к ведьмам и колдовству. Когда в начале двадцатого века условия жизни в резервации были особенно плохими, количество случаев предполагаемого колдовства росло. Любое необычное действие человека могло сразу вызвать подозрение в том, что он ведьмак. Например, даже стоящего посреди дороги человека, размахивающего платком на восходе солнца, можно было легко заподозрить в том, что он колдун. Или тот, кто спонтанно репетирует танцевальные шаги, или церемониальные песни, вне обычного времени для подобного рода занятий, может также, попасть под подозрение в колдовстве.  Доказательством того, что человек был колдуном, мог быть инцест, или любое другое сексуальное извращение. Если группа убеждалась, что человек был колдуном, то его подвешивали за запястья, ноги отрывались от земли до тех пор, пока он не признавал свои злодеяния, а затем его сжигали. В дни, предшествовавшие резервации, колдунов привязывали к колесам фургонов вверх ногами, а под их головами наваливали раскаленные угли.  Кстати, это была та же самая пытка, которой разъяренные апачи иногда подвергали пленных белоглазых и мексиканцев, дабы не ломать голову в поисках чего-нибудь новенького. 

Колдун может быть спасен от злого влияния с помощью услуг ди-иена, в специальной уникальной церемонии преодоления определенного вида недуга. Однако ди-йен, тщательно ознакомившись с пациентом (изучив его «дело») мог решить, что жертва зашла слишком далеко в своих злых деяниях, или что злая Сила сильнее его собственной, и отказаться помочь подозреваемому. Если же ди-йен соглашался помочь колдуну, то его церемонии могли бы, например, включать в себя исполнение специальных песен в течение четырех ночей, или одно отдельное пение всю ночь,  с использованием специальных амулетов и лекарств, которые помогали ди-йен и руководили его Силой. В некоторых церемониях ди-йен мог  буквально высасывать зло из человека. Наблюдавшие за церемонией могли видеть, как он извлекает двух- или трехдюймовый осколок кости из тела пациента, в форме стрелы с красным наконечником и синим древком, обернутым прядями человеческих волос. В других случаях ди-йен мог  определить местонахождение источника зла  - возможно в виде шестидюймовой стрелы, обшитой кожей с бисером, украшенной перьями и прядями человеческих волос -  спрятанного под чем-то, находящимся в пределах жилой зоны подозреваемого в колдовстве.  Во всех случаях, это колдовское оружие сжигалось, и при горении издавало громкие взрывные хлопки, похожие на выстрелы из ружей.

Энджи Дебо в своей книге «Джеронимо» рассказывает, что примерно за год до своей смерти в 1909 году в форте Силл, штат Оклахома, Джеронимо подозревал, что злое влияние разрушает его семью через колдовство, воздействуя на его детей и внука, который умер в 1908 году, в возрасте девятнадцати лет.  Джеронимо пригласил шамана Lot Eyelash на специальный танец, чтобы выяснить, кто стоит за колдовством. После нескольких песен шаман остановил танец, и выкрикнул: «Ты сделал это! Чтобы ты мог жить дальше». Можно только догадываться, каково было Джеронимо, когда он услышал это обвинение. Он конечно был уверен в себе, что не виновен. Но более консервативные апачи (даже в наше время), подозревали, что Джеронимо использовал свою Силу для того, чтобы отвести смерть от себя, в сторону своих близких. 


Рецензии