Поэты и поэзия, ч. 2. Продолжение

При вёрстке второй части это пропустил.


М.Светлов: «У поэта  должен быть свой особый взгляд на мир. Он должен видеть то чего не видят  другие».



Вопреки правилам

«В XX веке была расшатана строгая силлабо-тоника*, и в поэзию вошли очень разные, вариативные ритмы, вольно играющие количеством ударений и слогов. Наконец, в мировой культуре уже больше ста лет с полным правом существует свободный стих, верлибр, не зависящий от ритма и рифмы…» (Л.Оборин — поэт, переводчик, литературный критик)
И как не нарушать дерзким поэтам  законы, не нарушающие благополучия в обществе, как не изменять общепринятые правила. На то они и поэты!


С.Гандлевский. «Теоретизировать можно сколько угодно, пока не ахнешь от восхищения над «неправильным», «быть вовсе не должным» стихотворением Иосифа Бродского:

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело…

В.Маяковский не знал и не изучал ни ямбов, ни хореев, потому что в «поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело».
«Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех.
В поэтической работе есть только несколько общих правил для начала поэтической работы. И то эти правила – чистая условность».

Разнообразие ритмов в свободе от жёсткого метра в стихах современного поэта Александра Кушнера:

Был туман, и в тумане
наподобие загробных теней
в двух шагах от французов прошли англичане,
не заметив чужих кораблей.

И ещё: из стихотворения "Сложив крылья"
"Крылья бабочка сложит,
И с древесной корой совпадет её цвет. Кто найти её сможет?
бабочки нет.

ах ах ах горе нам горе!
совпадут всеми точками крылья: ни щёлки ни шва.
словно в греческом хоре строфа и антистрофа".


А вот, что хотелось Р.Рождественскому:
«… я хочу, чтобы каждая строчка,
неожиданно
вырвавшись из размера
и всю строфу
разрывая в клочья,
отозваться
в сердце твоём сумела».

Что касается ударений.  У А.Кушнера относительно ударений в стихах, есть стихотворный пример их свободного использования выдающимися мастерами («В лазурные глядятся озерА»).

В лазурные глядятся озерА
Швейцарские вершины, — ударенье
Смещенное нам дорого, игра
Споткнувшегося слуха, упоенье
Внушает нам и то, что мгла лежит
На хОлмах дикой Грузии, холмится
Строка так чудно, Грузия простит,
С ума спрыгнУть, так словно шевелИтся.
Пока еще язык не затвердел,
В нем рЕзвятся, уча пеньЮ и вздохам,
РезЕда и жасмин… Я б не хотел
Исправить все, что собрано по крохам
И ластится к душе, как облачкО,
Из племени духОв, — ее смутивший
Рассеется призрАк, — и так легко
Внимательной, обмолвку полюбившей!

Он же о словах:
Тем слово жарче и чудесней,
Чем тише произнесено.
Чем меньше стать мечтает песней,
Тем ближе к музыке оно.
Тем горячей, чем бесполезней. (А.Кушнер)


«Невозможно определить (но, кажется, это случилось уже заграницей) точный срок перемены в отношении к стихотворчеству, - когда опротивела мастерская, классификация слов, коллекция рифм. Но как было мучительно трудно всё это сломать, рассыпать, забыть! Ложные навыки держались крепко, сжившиеся слова не хотели расцепиться. Сами по себе они не были ни плохи, ни хороши, но их соединение по группам, круговая порука рифм, раздобревшие ритмы, - всё это делало их страшными, гнусными, мертвыми». Так Набоков выразил своё отношение к необходимости творческого смелого подхода к стихотворчеству, к уходу от догм.

Получается, что главная особенность вещателей небесных откровений и высшее достижение поэтов – творить вопреки правилам, смело, дерзко и без оглядки.



ПРИЛОЖЕНИЯ

* Делят системы стихосложений на тоническое, метрическое, силлабическое; в первом господствует удар; во втором понятие о долготе и краткости произнесения, то-есть, время; в третьем -- количество слогов, строящих строку. - А.Белый.
* Силлабическое стихосложение — система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в России в 16—17 вв. и в первой трети 18 в. Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша — это двустишие, скрепленное рифмой. Силлабическими же они стали называться лишь в начале 19 в.
*  Тоническое стихосложение или акцентная система — система стихосложения, основанная на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.  Интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога.
Примером тонического стиха являются былины.


Рецензии
Дело в том, что нарушение правил, например, нарушение ритмической и ударной нормы, это не освобождение от правил, а некая особая игра, делающая особо выразительными те места, где правила нарушаются. Не будь правильного контекста, не будет и этой особой выразительности. Поэтому, слагая стихи, следует соблюдать меру отступления от правил и следить за этой мерой.

Возьмём, к примеру, Пушкина. Евгений Онегин. Ямб. Есть ли там нарушения ритмики?
А как же! Любой пиррихий это нарушение ритмической нормы. И Вы посмотрите, как эти пиррихии расположены:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку ЗАНЕМОГ,
Он УВАЖАТЬ себя заставил
И лучше ВЫДУМАТЬ не мог.

На пиррихиях замедляется темп чтения, а интонация меняется со стиховой на естественную. Поэтому слова, представленные в тексте пиррихиями, получают семантический акцент - их смысловое значение таким способом подчёркивается.
---
У Вас по поводу нарушения норм стихосложения подобраны очень интересные высказывания и примеры.

Дмитрий Маштаков   07.10.2023 07:42     Заявить о нарушении
Что касается верлибра, то он вовсе не свободен от ритмики. В нём ритмической единицей является не стопа, а синтагма.
И даже проза не свободна от ритмики (Орлицкий. Ритмическая проза).
Везде идёт подобная игра. Установление нормы и, следом за этим, её нарушение.

Дмитрий Маштаков   07.10.2023 01:04   Заявить о нарушении
Какой же Вы интересный, увлекающийся и неутомимый исследователь и творец!

И стихи Ваши читал на стихопортале. Они смелы и интересны по форме. Вот то что Вы описали про ритмы и ударные слоги любопытно. А главное с стихонаучным анализом. Я такое только интуитивно чувствую. Но раньше где-то пугался оставлять, то что само получалось. "Осудют!" Пробовал выравнивать - но живость терялась и привлекательность.

Смелость - города берёт и не только - а возводит новое необычное и интересное :)

С растущим интересом и уважением, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   08.10.2023 16:16   Заявить о нарушении
А я чувствую ритм прозы и стараюсь его выражать, хотя бы для себя. )

Александр Сергеевич Трофимов   08.10.2023 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.