Седьмой вал

Танкер «Владимир Колечицкий»  подходил к  базе 10-й оперативной эскадры в южновьетнамском порту Камрань. Нужно было слить в береговые цистерны базы оставшееся горючее и пресную воду, привести себя в порядок и следовать в главную базу Тихоокеанского флота - порт Владивосток.
Боевая служба в Индийском океане  закончилась, 11 месяцев напряженной работы  остались позади, впереди маячил долгожданный и заслуженный отдых.
 
Служба выдалась действительно боевой - в яваре 1986 г.  танкер ,войдя  в порт Адена, попал в самую гущу государственного переворота .Кругом летали снаряды и пули, ревели самолеты, горели и взрывались боевые корабли и транспортные суда. И посреди этого ада, у нефтяного терминала бухты стоял советский танкер, «под жвак» нагруженный горючим , имея на палубе еще 30 тонн бензина в бочках.

Снаряды  противоборствующих сторон пролетали между мачтами танкера, пули на излете  падали на палубу.
Обе воюющие стороны, понимая, что взрыв танкера  разнесет вдребезги весь Аден , старались вести себя осторожно.
 Кроме  безбашенных  йеменских катерников, которые вели огонь из 30-мм пушек по зданию Министерства обороны, коварно прикрываясь бортом «Колечицкого».
Что при этом чувствовал экипаж танкера нетрудно догадаться, но люди держались.

Через два дня каким – то чудом ночью танкеру удалось, обрубив швартовы, без буксиров развернуться и  тихо выйти из бухты.
Но еще неделю пришлось ,вместе с кораблями советской эскадры, участвовать в работе по эвакуации населения Адена и посольств соцстран, перевозя на верхней палубе  беженцев в порт Джибути.
И снова под огнем береговых батарей мятежников! На глазах экипажа снаряд разнес в клочья шлюпку с моряками английской королевской яхты, «Британия»тоже участвующей в эвакуации.

Так что последующая работа показалась экипажу просто  прогулкой. Но изрядно затянувшейся! Поэтому моряки, обуреваемые радужными надеждами, рвались в Камрань, считая  по карте, вывешенной в кают-компании, оставшиеся мили и отмечая оставшиеся дни.
В то время «Деревня Камраневка» у военных моряков считалась  фактически уже пригородом Владивостока, поскольку весь персонал базы был из тихоокеанцев.
До родных причалов бухты Улисс оставались сущие пустяки - пара недель средним ходом. Но обычно механики  накручивали обороты  и выигрывали пару суток.
Наконец танкер  ошвартовался у «авианосного пирса» базы в бухте Бинь-Ба и капитан с первым помощником отправились на доклад к командующему эскадрой.

Бунт на корабле

Возвращение капитана  экипаж  не обрадовало. Капитан Киреев Геннадий Иванович, один из старейших и уважаемых на военном флоте судоводителей был необычайно взволнован. На нем буквально не было лица!
Обычно  спокойный, хладнокровный  моряк, повидавший всякое, собрав комсостав в кают компании, с трудом сдерживаясь, объявил, что командование 10-й оперативной эскадры решило задержать танкер на месяц .
Переждав бурю возмущенных криков, он устало сказал, что пытался объяснить ситуацию адмиралу, но слушать его никто не стал, объяснили это выходом из строя имеющегося танкера «Иркут», вставшего на срочный ремонт. Эскадра не может быть полностью боеготовой без наличия исправного танкера с горючим.
Можно было понять командование, которое явно перестраховывалось (все корабли находились в базе, в море были только  корабли охранения) , но кто поймет нас?
Новость вызвала  шквал протестов в каютах и кубриках команды, среди экипажа назревал настоящий бунт. Возмущались даже женщины – повара и дневальные, грозя прекратить работу камбуза. Ситуация стала напоминать броненосец «Потемкин»…
Общесудовое собрание экипажа ,несмотря на увещевания политработников штаба эскадры, показало, что измотанные длительной службой в океане  моряки  не хотят  оставаться  неизвестно на какой срок в Камрани.
 Даже сообщение о надвигающемся тропическом шторме никого не напугало – переживали,мол, и не такое. А люди, хотя и служат в ВМФ, не являются военнослужащими,  и приказом тут не поможешь. Нервы у всех были на пре- деле и даже партийное собрание экипажа не смогло разрядить ситуацию. Только домой!
Пообещав всякие кары, которые неизбежно падут на наши головы в главной базе, недовольные офицеры базы сошли с борта судна.
Капитан связался  с главной базой, доложив   о ситуации на борту и состоянии главного двигателя. Штаб Тихоокеанского флота, скрепя сердце, разрешил следовать во Владивосток, пообещав крупные разборки на берегу.
На следующее утро танкер ,отдав горючее в береговые резервуары, в балласте покинул Камрань. Экипаж, занятый привычным трудом, постепенно успокоился.
Шторм.
На следующий день  после выхода радист передал капитану штормовое предупреждение. На Вьетнам шел  не просто обычный шторм, это был настоящий тайфун, уже наделавший бед в Японии.
Прикинув метеосводку к карте перехода, штурманы задумались - в любом случае правым крылом тайфун зацепит пароход и придется штормовать в открытом море. Оставался еще шанс повернуть назад в Камрань , полным ходом успеть добежать  до порта и там переждать непогоду. Но все его единодушно отвергли-только вперед, ведь каждая пройденная миля приближала к дому , а шторм-дело  моряку привычное.
На танкере закипела работа по подготовке к шторму - принайтовили бочки на танкерной палубе, раскрепили по - штормовому грузы в трюмах, протянули штормовые леера, закрепили  стрелы кранов и лебедок, задраили окна и иллюминаторы на «броняшки», раскрепили мебель в каютах и посуду в буфетных, подготовили сухой  паек для экипажа, запретили выход на верхнюю палубу. Аварийная партия приготовилась к работе. Как оказалось-успели вовремя .
Уже на рассвете, милях в двадцати, была заметна иссиня-черная туча, закрывшая все небо. В этой черной ,беспросветной массе зловеще и пока беззвучно сверкали извилистые стрелы молний.
По волнующемуся, кипящему  морю понеслись  белые полосы пены, сорванной с верхушек волн, в левую скулу ударил первый мощный порыв ветра с каплями дождя, засвистел ветер в антеннах и такелаже. Громыхнули первые раскаты грома, скоро слившиеся в сплошную канонаду.
Громадная волна захлестнула  полубак, вода покрыла танкерную палубу,  из бушующей воды торчали мачты, клочья пены долетали до мостика. Шкафуты обоих бортов  залило сразу, потоки воды неслись по верхней палубе. Нос судна нырнул в волну, корма оголилась,  и раздался вой бешено вращающегося винта. Танкер затрясся всем корпусом ,влезая на вершину очередной волны и ухнул к подножию следующей. Пошла  изматывающая  душу килевая качка, когда палуба уходит из-под ног, и моряк просто повисает в воздухе, держась за штормовые леера и коридорные поручни. В душных каютах и кубриках с задраенными «броняшками» наглухо иллюминаторами моряки сидели в ожидании худшего, хотя особой паники не наблюдалось-в экипаже не было новичков.
А худшее  не заставило себя ждать. В ходовой рубке  заметили надвигающуюся волну величиной в полнеба, На судно шла настоящая темно-зеленая стена с белыми зубцами пены сверху. Все, что оставалось в этой ситуации - направить нос  судна перпендикулярно волне  и надеяться на чудо.
На танкер обрушился тяжелый удар тысяч тонн воды, заскрипели переборки, кое-где сорвались с креплений огнетушители и слабо закрепленная мебель.
кают-компании  сорвало с креплений массивный диван, который стал носиться от перебори к переборке, круша по дороге подвернувшиеся кресла.
На мостике было видно  как весь бак и верхняя  палуба исчезли под водой до середины мачт и волна  ударила в остекление ходовой рубки, на несколько тяжких минут  погрузив всех в темноту. Затем через  мостик  черной стаей полетели сорванные с креплений  полубака бочки и два, казалось намертво закрепленных металлическими цепями пневматических кранца. Сорвало антенну - танкер лишился связи с базой. Дальнейший путь в « глаз  тайфуна» грозил смертельной опасностью.
Капитан  внезапно осевшим голосом проговорил – Это был  седьмой вал!
Вахтенный штурман удивленно спросил-  А почему седьмой? Ведь самый страшный девятый!
- А потому, что после девятого мы бы уже были на дне !Это  тебе не картиной Айвазовского в столовой любоваться.Тут,брат, без вариантов!Тридцать лет в морях-сам впервые вижу.Все,поворачиваем!

Капитан, побледневший ,но внешне спокойный  отдал приказ готовить судно к развороту обратно, что было не менее опасно. Нужно было, улучив момент,  попасть в интервал между волнами и резко повернуть пароход. Ювелирная операция, ведь танкер могло положить на борт и следующим ударом волны перевернуть или переломить корпус.
В океане ломало даже супертанкеры водоизмещением до 500 тыс.тонн, что уж говорить о «Колечицком» с его 22 тыс.т.
По трансляции вахтенный штурман передал приказ экипажу подготовиться к повороту. Опытным морякам  танкера больше ничего не надо было объяснять - будет сильный крен и надо удержаться на своих  постах. Танкер, задрожав всем корпусом, накренился и начал поворот влево. На мостике ,затаив дыхание ждали развязки…
Танкер  опасно накренился на левый борт и медленно начал поворот. Очередная волна ударила в корму слева, выправив крен и резко ускорив разворот. Повезло!
Следующая громадная волна  ударила уже прямо в корму, вздыбив танкер, который   через мгновение   форштевнем уже  зарылся в очередной промежуток между волнами. Мачты и баковые надстройки снова скрылись в пенящейся  круговерти. Потом, стряхивая с себя воду, танкер встал на ровный киль  и снова началась изматывающая душу качка.
На мостике облегченно вздохнули, вахтенный рулевой безуспешно пытался  разогнуть побелевшие пальцы, намертво вцепившиеся в штурвал, штурман, согнувшись, собирал разбросанные по линолеуму карандаши и линейки . Капитан  только молча переглянулся со старпомом. Самое страшное ,казалось, осталось позади .
Но все равно, танкер бросало как щепку, скрипели шпангоуты и потрескивало в районе навесной палубы, откуда был вырван кусок металлического настила. Менялись вахты, но ни капитан со старпомом, ни стармех со своих мест не уходили. Раскаты грома слились в сплошной грохот, извилистые молнии  сверкали без перерыва ,потоки дождя  неслись почти горизонтально, подгоняемые шквальным ветром.
К исходу дня  изрядно потрепанный  штормом танкер, подгоняемый  волнами и ветром , входил в узкую горловину бухты Бинь Ба. Пронесшийся тайфун оставил множество разрушений  в строениях базы - сорвал часть крыш, сломал и вырвал корнем половину пальм, потоки воды вызвали оползни, утонуло несколько вьетнамских джонок. Затем, теряя силу, ушел в  юго-западном направлении, оставив  после себя мелкий ,семенящий дождь и мертвую зыбь  .
Буксиры с трудом преодолевая высокие  волны, пришвартовали танкер  к тому же «авианосному пирсу» базы. Раньше к нему швартовались американские авианосцы, и пирс  гидравликой поднимался до уровня их палуб, позволяя перекатывать самолеты и грузы. Перед эвакуацией американские саперы  подорвали подъемные механизмы пирса и посбрасывали  танки, автомашины и прочую технику в  бухту и заминировали акваторию.
Два года назад «Колечицкий» чуть не пропорол днище об  вертикально стоящий на дне ствол зенитки. Бухту потом долго чистили от хлама и углубляли.
На пирсе уже ждали командир базы и штабные офицеры - флагманские специалисты. Предстояло осмотреть судно, определить ущерб, нанесенный тайфуном и объем предстоящего ремонта.
На удивление всех повреждения не затронули основных  агрегатов, в нескольких местах  погнуло фальшборт с корнем выдрало крепления двух превмокранцев на бывших орудийных платформах, выбило стекла на будке кормового крана, пролетавшие с бака бочки сделали несколько глубоких вмятин на дымовой трубе и левом крыле мостика, залило водой форпик, вывернуло несколько леерных стоек по правому борту. Ну и требовался косметический ремонт с покраской. Побитую мебель, посуду и камбузный инвентарь списали, под шумок посписывали еще много всякого барахла, годами числившегося по заведованиям штурманов и механиков.
По молчаливому обоюдному согласию никто не вспоминал больше ни об усталости, ни о конфликте с эскадренным начальством. Все это были уже малозначащие мелочи по сравнению с пережитым стрессом.
А четвертый помощник Андрей  постарался побыстрее забыть, как ,сдав вахту, отпросился с мостика и пошел в амбулаторию - попросить чего-нибудь успокоительного. Все-же в такие жестокие штормы ему ни разу не довелось попадать. Доктор спокойно сидел в своем кресле - Слава Леонов был фаталистом по характеру. Тем более, что он сам ничего не видел из-за задраенных иллюминаторов.
Выслушав взволнованного Андрея, он хладнокровно вкатил ему шприцом кубик реланиума, при этом согнув иголку- так были напряжены мышцы, да и качало изрядно. Держась за поручни ,Андрей добрел до каюты и повалился, не раздеваясь, на диван.На душе стало спокойнее...Но до сих пор он (и не он один)вспоминает потрясение от этого шторма.


Рецензии
Здравствуйте, Станислав! Впечатляет ваш рассказ. Особенно при художественном воображении. Правдиво и подробно изложенные подробности не оставляют сомнений, что так оно и было. Шторм - грозное состояние природы. Вас спасло чудо, и это замечательно! Удачи вам!

Наталья Коноваленко   21.02.2021 17:28     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.Наталья!Если описать все что там было, да прибавить художественное воображение -такая жуть получится...

Станислав Сахончик   22.02.2021 10:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.