Вечер памяти Эдуарда Лимонова в ЦДЛ

Оказавшись благодаря Лене Курапиной в списке гостей, я смог поприсутствовать на мероприятии в честь Эдуарда Вениаминовича, превзошедшем самые смелые ожидания!

Вечер памяти пролетел быстрой чередой выступлений людей, в той или иной мере знавших Лимонова-Савенко: перед гостями продефилировали живые страницы многолетней истории великого писателя.

Смоленский издатель «Анатомии героя» запомнился рассказанной им историей, когда в ответ на его предложение Лимонову похлопотать о переносе Днепра с Украины Лимонов посоветовал более реалистичный сценарий: вместо настоящей деятельности в этом русле, которую всё равно не допустит правительство, собрать пару экскаваторов и в присутствии кучи журналистов замутить дичайший пиар на этой теме!

Следующим говорил Сергей Бабурин, а затем на сцену с помощью ведущего взошел смогист Слава Лён (в созданную им школу поэтов-квалитистов одно время входил аж Венедикт Ерофеев, с которым они в один год поступили на филфак МГУ!). Годы взяли свое: поэт еле ходит, еле говорит. Иногда выражается весьма сумбурно, порой теряя свою мысль. Но говорит всё очень важное. Начал с цитирования по памяти стихотворения Генриха Сапгира («Лимонов – президент ЮНАЙТЕД ФРУТ»). Вот стихи Лён читает до сих пор хорошо — те, что еще помнит! Это как с безумным Врубелем по наблюдениям Брюсова: когда брал кисть, мастер в нем становился сильнее человека, от которого уже мало что оставалось.

Лён вспоминал: в 60-ых Лимонов должен был приехать к Губанову (другой смогист), в башню на «Болоте» — Болотниковской улице. Но остановился в другом месте. Раз в две недели проходили выставки и чтения. Лимонов писал и читал написанное у смогистов, которые его «зачислили» в большие писатели сразу же после первого стихотворения («По улице идет Кропоткин»). По Лёну, Лимонов пришел к обэриутству после того, как переписал от руки около двух тетрадей со стихами Хлебникова. Старый литератор долго пытался вспомнить еще одно стихотворение, но в результате сдался. Правда, сказал еще, что «Это я, Эдичка!» первоначально было собранием писем, высланным Лимоновым из США московским коллегам по перу, с совсем другим текстом.

После Лёна Александр Проханов по видео рассказал об НБП и Эдуарде Вениаминовиче. Упомянул, что идеологию партии придумал Дугин, а саму партию создал уже Эдуард Лимонов. Также Проханов сказал, что деньги за нацбест перевел сидевшему в тюрьме Лимонову, за что тот поблагодарил его. Александр отметил пустоту после ухода Лимонова, которую нечем заполнить.

А.Ф. Скляр сам не доехал до ЦДЛ из-за болезни, но прислал видеоклип на песню «Мальчик Эдик». Лимонов — самый любимый современный герой Александра.

Некий петербургский активист НБП со стажем рассказал о том, как группировка Губанова «захватила» по приказу вождя НБП «Аврору» и, следовательно, власть внутри партии. Также мы узнали любимое место Лимонова в Питере: это — Дворцовая площадь. Эдуард Вениаминович вообще предлагал снести Зимний и проводить масштабные парады на освободившемся месте. Лимонов часто цитировал Мандельштама («Дымок костра и холодок штыка…»). Также Дед любил Кронштадт. Хотел сделать там «бункер» партии, но мешала удаленность от города.

Из отрывка документального фильма Даниила Духовского мы узнали историю про «здоровенного охранника и удар головы Лимонова о дверной косяк». Неадекватный и злой тюремщик толкнул Эдуарда Вениаминовича, и тот ушиб голову. Другой тюремщик поинтересовался у Лимонова, будет ли он писать жалобу на данные действия. Писатель и политик подумал, и мудро рассудил, что не будет, ведь ему еще жить с этими людьми, а у них возможностей сделать ему плохо больше, чем у него — ответить им тем же.

В этом же фильме Лимонов рассуждает, что самая безболезненная смерть — от героина: «Даже не заметишь!»

На выходе из зала, в холле, висел крупный портрет писателя.
На улице часть народа бухнула за Деда. Здесь же рядом стояла интересная девушка в чулках — видимо, тоже партийная. А я— беспартийный и непьющий. Я просто иду к метро мимо зоопарка и знаменитой «сталинки» под песню Stalin Stars в плеере. Очередная страница прочитана… Едем дальше!


Рецензии