100 процентов плюс 100 процентов равно спасение
Откровение, полученное Иеремией в доме горшечника (Иер.18), было источником, из которого Павел взял материал для рассуждений о сосудах гнева и сосудах милосердия (Рим.9:21-24). Может создаться впечатление, что Божье предопределение не изменишь, если ты уже создан сосудом гнева, то покаяться не сможешь, и твоя погибель предрешена (у меня была заметка на проза.ру на эту тему по Рим.9, но там я разбирал другой источник, использованный Павлом – судьбу фараона и Египта).
Полезно обращаться к ветхозаветным ссылкам. Так вот, в Иер.18, где Бог показан как горшечник, как раз выдержан баланс между Божьим всевластием и ответственностью/свободой человека. Здесь видно это очень ярко и достаточно очевидно. Например, с 7-го по 10-й стих показано, что если Бог решил покарать какой-то народ, но он обратиться к Нему, то Бог изменит Свое решение. Аналогично с ситуацией, когда Бог возвышает некий народ, а тот отворачивается от Него – это царство будет наказано.
И что главное – в Иер.18:11 приведен призыв, основанный на всей этой горшечной аналогии. Бог предупреждает Израиль, что уже собрался наказывать их, но для них есть шанс, если они обратятся к Нему и исправятся. Бог может из развалившегося сосуда сделать новый сосуд, взяв ту же глину (см. первые стихи главы). Бог создаст новый Израиль, когда люди проявят движение по направлению к Нему. Отличная ветхозаветная иллюстрация идеи синергии воль Бога и человека. На сто процентов решающее значение имеет воля Бога и на сто же процентов – воля человека.
27.09.2020
Свидетельство о публикации №220092700536