Незабвенный

       Вернувшись в родной город после десятилетнего отсутствия, я сразу же направилась в музей - в наш удивительный, единственный в округе культурный центр.
      Стоял солнечный октябрьский денек. Когда же я уезжала, лил проливной дождь. Родной город точно оплакивал меня. А вот я слезы сдерживала. Все же грешно плакать, когда судьба открывает новые дороги. Я тогда закончила филологический факультет и решила посвятить жизнь журналистике. И как раз представилась великолепная возможность отправиться работать подальше от дома во вновь созданную газету, освещающую в основном проблемы культуры.
      Переехала. Жила в съемных квартирах, ездила в командировки, общалась со множеством интересных личностей. Вот только время от времени все же одолевали меня воспоминания из прошлого. Уносили, уносили и вот я, будучи школьницей, в очередной раз прихожу с классом в музей на экскурсию, а Вениамин Львович - невысокий, нескладный, но невероятно красивый и добрый - мило беседует со своей коллегой.
      Ему тогда уже было под сорок. Этот человек жил неподалеку от меня, всю жизнь работал в музее и был невероятно образован: знал абсолютно все про каждую картину и каждого художника, защитил диссертацию по искусствоведению и читал у нас в институте лекции по культурологии. Где бы я не была, меня словно преследовал невероятно мягкий и в то же время беспощадно пронзительный голос этого человека. Одному Богу известно, сколько раз я пыталась влюбиться. Неважно в кого, лишь бы любить. Обзавестись, наконец, семьей, детьми. Но разве это возможно, если сердце с душой пребывают в плену этого беспощадного голоса.
      Все эти годы со своими родственниками я встречалась на нейтральной территории. Пару раз мама с бабушкой заезжали ко мне. Отдельно гостил отец. А как-то мы с матерью встретились на курорте, когда у меня впервые за долгое время выдался отпуск, совпавший с ее окончательным выходом на пенсию. Матушке тогда исполнилось пятьдесят семь. Всю жизнь она обучала детей игре на скрипке. Надеялась, единственная дочь пойдет по ее стопам. Я ведь тоже все детство занималась на этом инструменте и делала успехи. Но, к счастью, вовремя осознала, что душа моя по-настоящему радуется лишь в процессе создания текстов. Неважно о чем. Лишь бы эмоции уходили не в пустоту, а на бумагу. Затем перечитываешь написанное и, кажется, что одержана бесспорная победа в борьбе с самим собой. И неважно, что выиграна лишь битва, а не война.
     То же самое можно сказать и в отношении моей матери. Она тоже всю жизнь боролась. Сначала со своими родителями. Затем с младшим братом - тоже скрипачом, но, в отличии от нее, лауреатом множества отечественных и международных конкурсов. Ведь одно дело взращивать гениев и совсем другое - самому быть таковым. Ну, а насчет борьбы с мужем и говорить не приходится.
      Надо сказать, выход на заслуженный отдых пошел матери на пользу. Она заметно похудела, из седеющей шатенки превратилась в блондинку и начала учиться радоваться жизни в полной мере.
     -Ты бы приехала хоть раз домой, - сказала она мне, когда мы были на пляже. - Бабушка постоянно болеет. Мало ли что.
      Приехать мне удалось ровно через год как раз к бабушкиному восьмидесятилетнему юбилею. К счастью, на здоровье она в то время не жаловалась.
       И вот, наконец, я в музее. Множество картин, а в самом дальнем углу, до которого, как специально, не доходило сияющее солнце, доска  с фотографиями умерших сотрудников. И среди них...М-да! И случилось это ровно за месяц до моего приезда. Ему было всего лишь пятьдесят два. Я пулей вылетела из музея. Мать была одна дома.
       -Ты знаешь, от чего умер Вениамин Львович? - спросила я, едва переступив порог.
       Услышав мой вопрос, она заметно побледнела.
       -Вениамин Львович? А...зачем тебе?
       Я сняла плащ и бросила его куда-то. Облокотилась о стену. Меня бросило в жар.
      -Я хочу знать, мама. Что случилось?
      Разумеется, мама была знакома с ним. Люди искусства в провинциальном городе. Совместные мероприятия, командировки даже. О любви к нему я никогда не рассказывала, но о восхищении постоянно.
      Мама отвела глаза.
      -Сердце. Сердце...болело уже давно. Второй инфаркт и...Так зачем это тебе? Я...Мы с ним...
      -Что вы с ним? - не поняла я.
      -Ох! - она взялась за грудь. - Какая же я дура! Мне показалось, ты знаешь.
       -О чем?
       -Ну...ты ведь уже взрослая. Лет двадцать назад мы  с Вениамином встречались.
       -Вы с Вениамином?!
       -Да. Да, я тогда поступила нехорошо. Твой отец хотел, чтобы я оставила преподавание и занималась только домом. Говорил, ну...что, мол...все-равно одни копейки получаю и перспектив особо никаких. То ли дело он - старший юристконсульт. Вот я и связалась с Вениамином на зло ему. Очень уж хотелось отвести душу с тонкой творческой натурой. И отвела. До сих пор жалею.
        -Почему?
        -Ну ведь я же его никогда не любила. А он жутко страдал. Умолял уйти от мужа. После меня так и не женился. Замечательный был человек, что уж там говорить.
        Жар резко отступил. Сделалось безразлично спокойно. Я подошла к окну. Солнце. Улицы. Дома. Деревья. Никого. Пусто и тихо. Даже шум машин, всегда доносившийся с другой стороны двора, не смел беспокоить меня в то мгновение.


                22.10.13 г.


    


Рецензии