Петербургский урок зарисовка

Петербургский урок
по мотивам сцены из фильма «Одесский пароход» - «У тебя было два яблока...»

Утро вторника, как «день сурка». Будильник – кнопка, таблетки, мытье, завтрак, короткие сборы. Улица. Глаза открываются, и мозг считает, что организм проснулся. Метро. Час и я открываю дверь в кабинет, запускаю учеников. Точнее, учениц. По вторникам первым – гуманитарный класс. В этом ничего страшного, если бы не один нюанс – двадцать девочек и двое мальчиков. Глядя на заспанных от бесконечных домашних заданий учениц, понимаешь, что им закон Ома или правило буравчика звучит в равной степени, что на русском, что на пинхуа*.
Минута до звонка. Я захожу в кабинет, направляюсь к столу. Девушки уныло отрывают головы от парт и вяло готовятся к уроку.
– Опять до двух «дз» делали?  – пытаюсь оживить класс.
– Конечно. Мы же железные. Мы же можем без сна весь год, – тяжело вздыхает одна.
Звонок. Ну что же, надо как-то приводить в чувства десятый класс. Попытался применить ФГОС - дери его – вывести вопросами на тему урока. Мимо. Ученические мозги еще не поняли, что начался урок. Приходится диктовать: «Запишем тему: Электрический ток. Условия существования». Начинается вялотекущий процесс поисковой беседы. Несколько наводящих вопросов, и общими усилиями формулируем, что такое ток. Еще чуть-чуть и выясняем условия его существования. Открываем учебник. Читаем. Совместно решаем задачку – подставили цифры в нужную формулу. Уфф. Ну, думаю, пошел процесс. Тяжко, со скрипом, как старый локомотив-тяжеловоз, но пошел. И тут я совершаю роковую ошибку. Дай, думаю, посмотрю, что да как они поняли про ток. «А теперь вопрос на десять баллов», – мотивирую девичий коллектив к активному мышлению. Головы приподнялись, глаза раскрылись до нормальных размеров. Я беру со стола эбонитовую палочку, кусочек шерсти и встаю перед классом аккурат напротив среднего ряда. Тру шерстью о палочку:
– Что сейчас произошло с палочкой? – с выражением аниматора спрашиваю.
Глаза учениц полны ожидания продолжения шоу. Тишина. На улице дети визжат на физкультуре. Копер метрономом отсчитывает уходящие в небытие секунды.
– Что с палочкой стало? – интонации меняются на удивление.
– Нагрелась? – робко спрашивает один из двух мальчиков.
Пару секунд я осознаю, как такое могло прийти ученику в голову.
– Я натираю кусочком шерсти эбонитовую палочку, – интенсивно тру, чтобы всем было видно. – Что стало с палочкой?
Ученицы смотрят чистым взглядом невинного ребенка. Раздражение запершило в горле. Я сглотнул.
– Дети, месяц назад мы с вами изучали. Что происходит с эбонитовой палочкой, если ее натереть шерстью?
На этот раз в классе воцарилась растерянность. Точно. Надо подсказать. Я подношу палочку к макушке. Чувствую, волосы зашевелились в сторону палочки.
– Она стала электрической? – осторожно предполагает одна.
– Да! Точно! – счастью нет предела. – Что значит, стала электрической? Как мы это называем? Она... – я делаю паузу, но дети молчат, – она… на .. эле..ктри.. – девочки едва кивают в такт, словно помогая самому вспомнить, – наэлектри..зо…
– …валась, – завершает второй мальчик.
– Точно! Наэлектризовалась. Значит, на ней образовались… что?
– Что? – синхронно повторяют гуманитары.
– Это я вас спрашиваю, что на ней теперь?
Но девушки в упор ничего на палочке не видят и потому не понимают, о чем их спрашивают. Начинаю нервничать.
– Почему она наэлектризована?
– Потому что вы потёрли ее шерстью, нет? – робкий вопрос с дальних парт.
Захлестнул спектр чувств от обиды до ярости. Чеканя каждое слово, я формулирую вопрос, тряся палочкой перед собой:
– Я тру! Эту эбонитовую палочку! Этой! Кошачьей шерстью! Что на палочке?!
В углу жужжит муха. Детский визг с улицы стих. Копер усердно вбивает сваю.
Каменным истуканом стою я перед двадцатью двумя гуманитариями шестнадцати лет. Рука с палочкой застыла на замахе. Я облизываю губы. Слова вылетают, словно заклинание:
– Я! Натер! Эту вот эбонитовую палочку! Этим куском шерсти, – шерсть лезет в рот и в глаза. – Что собралось на палочке, раз она наэлектризовалась?
– Шерсть, – в звонке с урока растворяется последняя надежда.

-----------------------------------------------------

* пинхуа - Китайские диалекты Пинхуа является частью кантонского диалекта, они представлены наньниньским говором. Ткже, пинхуа — это произведения, рассчитанные на чтение про себя, а не вслух для слушателей.


Рецензии