Горбачевская дистанция

  Расценив инаугурацию Лукашенко как "черт те что", бывший Генсек ЦК КПСС и первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, похвалил протестующих белорусов:"Молодцы, белорусы. Теперь они уже характер имеют. Это очень хорошо. Я слежу внимательно", назвав Беларусь "моя уважаемая республика, и белорусы, которых я люблю".
  Перед этим он похвалился тем, что "я знаю о них много, даже с тех времен, когда они приезжали заработать на хлеб в Ставропольский край".
  Интересно, когда это было? И было ли вообще? Горбачев не уточняет.
  И по ком он судил о характере белорусов - по такой же партийной номенклатуре, к которой принадлежал сам, и с которой встречался на семинарах в ЦК КПСС  или всесоюзных совещаниях "передовиков социалистического сельского хозяйства"?
  Вот о ней он действительно знает много.
  Приведенное выше мнение Горбачев озвучил в интервью одному СМИ, а в другом, несколько ранее, посетовал на то, что Лукашенко опоздал "за поддержкой рабочего класса".
  Более того, увидел в акциях протеста  "влияние из-за границы".
  За годы нахождения у власти Горбачев лишь единожды посетил Беларусь, тогда еще БССР, под финиш своей карьеры, за полгода до ГК ЧП.
  Приехать его звали неоднократно, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС, в результате которой республика сильно пострадала, но ЦК КПСС не признавал это.
  Что же его подвигло наконец приехать в конце февраля 1991 года?
  Как напишет позже в своих мемуарах "Уроки жизни"(книга вышла в 2006 году) бывший Председатель Верховного Совета БССР Николай Дементей, он не исключает, что "Михаил Сергеевич, отправляясь в Минск, прежде всего, хотел показать мировому сообществу, что большинство населения страны по-прежнему на стороне единого государства, а заодно и узнать общественное мнение, реакцию людей на его новые инициативы по сохранению Союза".
  В БССР были "за", хотя в республике уже вовсю гудел Белорусский Народный Фронт, выступавший за ее суверенитет.
  Большинство же народа, и, разумеется, особенно партийное и советское руководство республики даже теоретически не хотели представить себе разрыв с Москвой.
  Свой двухдневный визит в БССР Горбачев завершил встречей с активом республики в Академии наук. По словам Дементея, выступление Горбачева "было страстным, эмоциональным. Зал, и я в том числе, были восхищены патриотизмом, смелостью и актуальностью мыслей лидера государства. Выступавшие активно поддерживали Михаила Сергеевича, обещали оказывать ему всяческую помощь в его благородных намерениях по укреплению Союза, наведении порядка в обществе и на производстве".
  Удивительно, как все собравшиеся на встречу с Горбачевым не чувствовали, что скоро грянет буря и продолжали тешить себя иллюзиями, что ее удастся избежать.
  Особенно коммунистическая верхушка БССР, которая даже нападала на Горбачева и жестко критиковала его(разумеется, за глаза, когда тот находился в Москве)за то, что тот слишком цацкается "с врагами советской власти".
  Поэтому обиженный на нее Горбачев предпочел провести свое пребывание в Минске в компании Дементея, который сопровождал его в поездках на заводы и в Могилевскую область, ничем особенным, впрочем, не запомнившиеся.
  Вот такая вышла у Горбачева "любовь" с Беларусью.
  Позже Лукашенко хвалился, что Горбачев его приметил, когда стал президентом СССР, и когда Лукашенко как депутат Верховного Совета БССР приезжал в Москву, интересовался его мнением и слушал его советы по экономическому развитию СССР.
  Ныне, небось, обиделся на Горбачева, назвавшего его инаугурацию "черт те чем", и, вполне возможно, что-то скажет ему в ответ, как сказал Макрону, предложившего Лукашенко добровольно уйти в отставку, напомнив ему о протестах "желтых жилетов". Сам почему не ушел в отставку, ведь протесты длятся месяцами?
  Лукашенко забыл всего лишь о значимой разнице в ситуации. "Жилеты" борются за улучшение социально-экономических условий жизни, белорусская оппозиция -против фальсификации итогов выборов.
  И французы не считают своего президента нелигитимным.
  Впрочем, Лукашенко всячески демонстрирует, что ему наплевать на чье-то мнение извне, кроме Путинского, разумеется.
  И о чем бы он теперь не говорил, неизменно возвращается к "старшему брату" и всячески демонстрирует, что отныне он будет иметь дело только с Россией.
  "Мы договорились с Президентом России, что активизируем региональное сотрудничество,- сказал Лукашенко на встрече с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым.- Это очень важно, потому что,- я часто об этом говорю, практически каждому губернатору,- в свое время губернаторы спасли союз Беларуси и России, еще во времена позднего Ельцина, когда этот союз никому не нужен был".
  Самому Лукашенко он всегда был нужен, особенно "на бумаге". Можно постоянно требовать экономической помощи от России, уклоняясь от выполнения собственных обязательств.
  А уж теперь, когда Россия  единственный "друг, соратник и брат",- нужен в разы больше.
  Недавно на еще одной встрече с губернатором, на этот раз Ленинградской области, он предложил построить совместный морской порт. Якобы он говорил об этом с Путиным.
  Но при этом Лукашенко "забыл" сообщить нынешнему губернатору, что еще в 2006 году президенты России, Беларуси и Казахстана подписали документ о совместном использовании порта Усть-Луга для перевозки грузов, и Беларусь изъявила желание  построить в нем терминал для экспорта минеральных удобрений.
  На этом "деловая" активность Беларуси и завершилась, больше об этом намерении здесь не вспоминали.
  И вот теперь опять вспомнили, когда экономическое положение республики намного хуже, чем прежде. За какие средства Беларусь может построить терминал?
  Лукашенко утверждает, что кредит, данный Беларуси на постройку АЭС, использован ею не весь. И "остаток", примерно три миллиарда долларов, нужно переоформить в новый кредит для Беларуси, и на эти средства построить порт.
  То есть, построить за российские деньги, но - "белорусский".
  По сути предлагает пробежать дистанцию между СССР-БССР и Россией-Беларусью в обратном направлении, вернувшись в Горбачевские времена, когда о БССР в едином государстве думала и заботилась Москва.
  Понимает ли это, "внимательно следящий" за событиями в Беларуси Горбачев?
  Кого одобрит и полюбит он завтра? 






















 


Рецензии