Сверяясь по ангелу

                СВЕРЯЯСЬ  ПО  «АНГЕЛУ»

ТАКОЕ  НАЗВАНИЕ  У  МОРЯКОВ  ПОЛУЧИЛ  МЕХАНИЧЕСКИЙ  ЛАГ, ИЗОБРЕТЁННЫЙ  АНГЛИЧАНИНОМ  ТОМАСОМ  УОЛКЕРОМ. ОН  ПРИШЁЛ  НА  СМЕНУ  ДАВНО  ИСПОЛЬЗОВАВШЕМУСЯ  РУЧНОМУ  ЛАГУ, ТОМУ  САМОМУ, КОТОРОМУ  ОБЯЗАНЫ  ПОЯВЛЕНИЕМ  УЗЛА – ЕДИНИЦЫ  ИЗМЕРЕНИЯ  СКОРОСТИ  ДВИЖЕНИЯ  СУДНА. СЧИСЛЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ  НА  ЕГО  ПОКАЗАНИЯ, «ГРЕШИЛО» МНОГИМИ  НЕТОЧНОСТЯМИ  УЖЕ  ПОТОМУ, ЧТО  ПРИМЕНЯЛИ  ЕГО  НЕ  ПОСТОЯННО, А  ТОЛЬКО  НА  СМЕНЕ  ВАХТ.


Моряки  всего  мира  приписывают  изобретение  ручного  лага  португальскому  мореплавателю  Бартоломеу  Крессенсио, разработавшему  его  в  конце  XV или  в  начале  ХVI  века. Первое  документальное  упоминание  об  этом  приборе  датируется  1574  годом. Скорость  по  нему  вычисляли, измеряя  длину  вытравленного  за  определённую  единицу  времени  линя, а  с  введением  в  качестве  стандартной  единицы  измерения  расстояния  в  море  морской  мили  на  лине  ручного  лага, который  называли  лаглинь, стали  отмечать  узлами  равные  промежутки, пропорциональные  морской  миле  и  временному  интервалу, используемому  при  измерении.
Первоначально  расстояние  между  метками  (узлами)  составляло  42  фута – использовались  30 –секундные  песочные  часы. Корректировка  длины  морской  мили  привела  к  изменению  расстояния  между  узлами – теперь  это  были  47 футов  3  дюйма  (14,4 м), а  стандарт  песочных  часов  стал  равен  28  секундам.

Сам  ручной  лаг  выглядел  следующим  образом: длинный  лаглинь  с  узлами  на  нём  был  намотан  на  вьюшку. На  его  конце  закреплялся  деревянный  сектор, нижняя, полукруглая  часть  которого  имела  небольшой  груз. Сектор, благодаря  конструкции  тонких  линей, прикрепляющих  его  к  лаглиню, мог  плавать перпендикулярно  поверхности  воды  или  лежать  плашмя.
Сектор  лага  опускали  в  воду  с  кормы. За  счёт  грузика  он  вставал  поперёк  водного  потока  и  вытягивал  лаглинь  с  вьюшки. Количество  узлов  (марок), прошедших  за  отведённое  время, и  показывало  скорость  судна. Отсюда  и  единица  скорости – столько – то  узлов. Поэтому  говорить  «узел  в  час»  неправильно – в  понятие  «узел»  уже  входят  «миля»  и  «час». Один  узел – одна  миля  в  час.


Первый  механический  лаг  Томаса  Уолкера, пришедший  на  смену  ручному, представлял  собой  вертушку  с  лопастями, спускаемую  с  кормы  судна. Она  крутилась  в  потоке  воды  за  кормой  с  разной  скоростью, напрямую  зависящей  от  скорости  движения  судна, а  идущий  от  неё  жёсткий  лаглинь  накручивал  в  свою  очередь  механический  счётчик, указывающий  не  только  скорость, но  и  пройденное  расстояние.

Устройство  было  запатентовано  в  1861  году  в  Англии, а  затем  в  Америке. Фирма  Уолкера  в  Бирмингеме  стала  ведущим  производителем  механических  лагов  в  Англии, а  так  как  сам  изобретатель  являлся  племянником  Эдварда  Мэси, возглавляющего  предприятие  по  изготовлению  навигационных  инструментов  в  Лондоне, то  вскоре  фирмы  Уолкера  и  Мэси  объединились.
С  1900  года  новый  лаг  стоял  уже  практически  на  всех  парусниках  и  пароходах. Применение механического  лага  позволило  сделать  счисление  точнее, ведь  помимо  скорости, он  стал суммировать  и  пройденный  путь, что  сильно   повлияло  на  определение  места  судна. Должно  быть, поэтому  благодарные  моряки  и  стали  называть  новый  навигационный  прибор  «ангелом».

P.S.  О  отечественном  изобретателе, внёсшем  значительные  усовершенствования  в  конструкцию  лага  читайте  исторический  очерк  «Лаг  для  <Наутилуса>. proza.ru/2019/05/28/1112

             Вячеслав  Прытков.


Рецензии
Здорово, век живи, век читай!

Александр Смольников   29.09.2020 10:20     Заявить о нарушении
Александр! Вы серьёзно заинтересовались морем и кораблями.Меня это радует.
А вообще,спасибо Вам, что Вы не равнодушны к моим публикациям.Вячеслав.

Вячеслав Прытков   29.09.2020 13:39   Заявить о нарушении
Интересные вещи рассказываете, ни про одну историю раньше не слышал, если честно.

Александр Смольников   29.09.2020 14:50   Заявить о нарушении