Сверяясь по ангелу
ТАКОЕ НАЗВАНИЕ У МОРЯКОВ ПОЛУЧИЛ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЛАГ, ИЗОБРЕТЁННЫЙ АНГЛИЧАНИНОМ ТОМАСОМ УОЛКЕРОМ. ОН ПРИШЁЛ НА СМЕНУ ДАВНО ИСПОЛЬЗОВАВШЕМУСЯ РУЧНОМУ ЛАГУ, ТОМУ САМОМУ, КОТОРОМУ ОБЯЗАНЫ ПОЯВЛЕНИЕМ УЗЛА – ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА. СЧИСЛЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ЕГО ПОКАЗАНИЯ, «ГРЕШИЛО» МНОГИМИ НЕТОЧНОСТЯМИ УЖЕ ПОТОМУ, ЧТО ПРИМЕНЯЛИ ЕГО НЕ ПОСТОЯННО, А ТОЛЬКО НА СМЕНЕ ВАХТ.
Моряки всего мира приписывают изобретение ручного лага португальскому мореплавателю Бартоломеу Крессенсио, разработавшему его в конце XV или в начале ХVI века. Первое документальное упоминание об этом приборе датируется 1574 годом. Скорость по нему вычисляли, измеряя длину вытравленного за определённую единицу времени линя, а с введением в качестве стандартной единицы измерения расстояния в море морской мили на лине ручного лага, который называли лаглинь, стали отмечать узлами равные промежутки, пропорциональные морской миле и временному интервалу, используемому при измерении.
Первоначально расстояние между метками (узлами) составляло 42 фута – использовались 30 –секундные песочные часы. Корректировка длины морской мили привела к изменению расстояния между узлами – теперь это были 47 футов 3 дюйма (14,4 м), а стандарт песочных часов стал равен 28 секундам.
Сам ручной лаг выглядел следующим образом: длинный лаглинь с узлами на нём был намотан на вьюшку. На его конце закреплялся деревянный сектор, нижняя, полукруглая часть которого имела небольшой груз. Сектор, благодаря конструкции тонких линей, прикрепляющих его к лаглиню, мог плавать перпендикулярно поверхности воды или лежать плашмя.
Сектор лага опускали в воду с кормы. За счёт грузика он вставал поперёк водного потока и вытягивал лаглинь с вьюшки. Количество узлов (марок), прошедших за отведённое время, и показывало скорость судна. Отсюда и единица скорости – столько – то узлов. Поэтому говорить «узел в час» неправильно – в понятие «узел» уже входят «миля» и «час». Один узел – одна миля в час.
Первый механический лаг Томаса Уолкера, пришедший на смену ручному, представлял собой вертушку с лопастями, спускаемую с кормы судна. Она крутилась в потоке воды за кормой с разной скоростью, напрямую зависящей от скорости движения судна, а идущий от неё жёсткий лаглинь накручивал в свою очередь механический счётчик, указывающий не только скорость, но и пройденное расстояние.
Устройство было запатентовано в 1861 году в Англии, а затем в Америке. Фирма Уолкера в Бирмингеме стала ведущим производителем механических лагов в Англии, а так как сам изобретатель являлся племянником Эдварда Мэси, возглавляющего предприятие по изготовлению навигационных инструментов в Лондоне, то вскоре фирмы Уолкера и Мэси объединились.
С 1900 года новый лаг стоял уже практически на всех парусниках и пароходах. Применение механического лага позволило сделать счисление точнее, ведь помимо скорости, он стал суммировать и пройденный путь, что сильно повлияло на определение места судна. Должно быть, поэтому благодарные моряки и стали называть новый навигационный прибор «ангелом».
P.S. О отечественном изобретателе, внёсшем значительные усовершенствования в конструкцию лага читайте исторический очерк «Лаг для <Наутилуса>. proza.ru/2019/05/28/1112
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №220092801326
А вообще,спасибо Вам, что Вы не равнодушны к моим публикациям.Вячеслав.
Вячеслав Прытков 29.09.2020 13:39 Заявить о нарушении
Александр Смольников 29.09.2020 14:50 Заявить о нарушении