Красивая деревня

 
   Каких только обществ не бывает!?  Вот на  днях  промелькнуло сообщение об обществе, члены которого разъезжают по России и фиксируют самые красивые русские деревни. Они хотят составить список таких деревень с описанием их особенностей,  чтобы привлечь внимание туристов.    Прочитав это сообщение, Барсуков криво усмехнулся: зря стараются. Он считал, что в России нет и быть не может красивых деревень. Действительно, откуда красоте взяться-то?  Все деревни Нечерноземья – это скопища примитивных серых хибар, (изб) сложенных из брёвен. Эти хибары поставлены не на фундамент, а на четыре валуна, положенных под углы первого венца. Под тяжестью избы валуны утопают в почве, и первый венец начинает соприкасаться  с землёй и гнить.  Изба оседает и кособочится, принимая неряшливый вид. Добавляют невзрачность убогие крыши, коряво покрытые либо дранкой, либо рубероидом. Ни железо, ни   черепица крестьянину не по карману.   И всё это на фоне общей неухоженности, неприбранности: крапива,  пырей, мусор, грязь и лужи на дороге. А ещё в наше время появилось в деревнях много брошенных изб, которые своим руинным видом  нагоняют тоску.
     Да, найти на севере России и в её центральных областях деревню, поражающую взгляд своей красотой, практически невозможно. И только зимой, когда снег засыплет,  занесёт  всю эту убогость, деревни становятся загадочными и сказочными. Но весна неизбежна. И всё по новой!
     И всё-таки,  Барсукову довелось увидеть красивую и добротную русскую деревню, состоявшую из четырнадцати  изб при  великолепной каменной церкви в честь св. Александра Невского. Называлась деревня Александровкой.  Она была настолько хороша и убедительна,  что в 1999 году удостоилась включения  в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
     А красивой деревня была потому, что избы строились по рисункам знаменитого Карла Росси. а церковь – по проекту архитектора   В.П. Стасова. Каждая изба был оригинальной, но всех их роднила красивая резьба карнизов, резные наличники и ставни, выразительные  коньки, балконы и веранды. Избы были просто загляденье. И кругом сады.
    А добротной деревня была потому,  что строили её не русские мужики,  а немецкие  солдаты. Они ставили избы на мощный фундамент и покрывали их надёжной шиферной кровлей. Да и строили солдаты фахверковским методом не избы вовсе, а типичные сельские немецкие дома.
    Дом, построенный таким методом,  представляет собой каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных деревянных брусьев и раскосов с заполнением промежутков камнем, кирпичом, глиной (саманом) и другими материалами. Строили немцы эти дома так добротно, что за почти двести лет они не ремонтировались и всё ещё на требуют капитального ремонта.
      Чтобы придать фахверковским домам русский колорит, немцы обшили их распиленными на двое брёвнами и разукрасили резьбой. Вот вам и  развесистые «русские избы».
       Искать деревню Александровку на карте России бессмысленно, поскольку находится эта деревня не в России, а в Германии,  в Потсдаме  рядом с  дворцом Сан-Суси, в котором в начале 19 века жил прусский король Фридрих Вильгельм III.  Король очень любил слушать русские песни. Он из числа русских пленных солдат (тогда Фридрих  был за Наполеона и воевал с русскими) создал хор. Эти солдаты-певцы последовали за королём в его походе на Париж (теперь Фридрих был за русских   и бился с французами). Уцелевшим в походе русским певцам император Александр I разрешил остаться при Фридрихе, да ещё,  для пополнения хора, подарил Фридриху семь своих гвардейцев.
     Чтобы русский хор всегда был под рукой, приказал Фридрих построить дома для певцов рядом с дворцом. Так и появилась в 1827 году деревня Александровка, которую заселили семейные солдаты-певцы.
      Из всех потомков королевских певцов в деревне сейчас  проживает лишь одна семья Григорьевых.  О судьбах других певцов и их потомков можно узнать в музее, который создан в одной из «изб». В другой «избе» вам предложат  отведать русских щей: там функционирует ресторанчик «Русская кухня».
      Наравне с другими достопримечательностями  парка, «Русская деревня»  (немцы называют её  Russische Kolonie)  пользуется у посетителей Сан-Суси большой популярностью.    Немцы с удовольствием фотографируются на фоне  «русских изб», не забывая заглянуть в русский ресторанчик, хотя цены там очень впечатляющие. 
     Прогуливаясь по деревне,  немцы умиляются  кокетливым видом «изб». Они полагают, что вся сельская Россия украшена такими же милыми строениями. Наивные люди!
    Барсуков не знал  как там не юге Росси или в Сибири, но то, что Нечерноземье , это средоточие русской нации, это историческое российское ядро превратилось в гигантский пустырь,. он знал очень даже предметно. Запустение Псковщины, Владимировщины, Новгододчины, Ленинградской и Тверской областей видно как экономически,  так и визуально.
      В экономическом плане эти регионы настолько орахитились, что перестали снабжать страну в достаточной мере овощами, картофелем и молочными продуктами. Теперь свёклу, лук, морковь,  картошку , творог везут в Россию  из зарубежья.   Так, например, в 2019 Россией в других странах было закуплено 800 000 тонн картофеля (в 7 раз больше, чем в 2001 году).
Доля некоторых государств в импорте картофеля в РФ:
Египет – 46,5 %,
Беларусь – 34,3 %,
Азербайджан – 8,5 %,
Китай – 7,0 %,
Пакистан -- 2,4 %
    Столыпину  в худом сне не могло привидится , что в Россию завозят картошку, да ещё из Египта.
     Ну, а визуально любой проезжающий по этим областям с горечью фиксирует опустевшие деревни, покосившиеся избы, заросшие дороги и все в ивняке заброшенные поля.
        По картинам русских художников, которые много написали деревенских пейзажей, видно, что и в царское время русские деревни красотой не блистали.  Но тогда хотя бы на Руси они были. А теперь?
      Шугозёрское сельское поселение расположено в Затихвиье на типично русском куске земли в 1000 квадратных километров. В состав поселения входят 34 деревни,  в которых проживают 272 человека (один человек на 3,7 ка. км) . Из этих деревень  4 деревни совсем безлюдны, в 19 деревнях проживают от одного до 10 человек и они вот-вот опустеют.     Остальные тоже  (кроме Андронникова) на ладан дышат.
     Это ж как нужно было хозяйствовать и Министерству экономики и Министерству сельского хозяйства и вообще Правительству, чтобы земли  бывших Владимирского, Псковского, Терского, Новгородского славных княжеств опустились на уровень Мамаевых времён. И даже ниже.
    Упитанные кремлёвские соловьи долго пели о дальневосточном гектаре.
Какой там дальневосточный гектар?!  Сейчас в повестку дня нужно ставить ленинградский, псковский, смоленский гектары. Сейчас нужно, как король Фридрих, возводить  на селе добротные дома для переселенцев, Сейчас нужно строить дороги и создавать инфраструктуру. Сейчас нужно интенсивно работать над проблемой воссоздания работоспособного Нечерноземья. Нужно то нужно, но никто эти не занимается.


Сюсюкают пииты: «Ах, русская деревня!
Ах, этот запах сена, ах. росы по утру!
Жаркое из обабков и киселёк из ревня,
 И воркотня лягушек,  и ели на ветру!»

Конечно все поэты – большие дурошлёпы.
Им всё бы про закаты, про  божью   благодать.
Им наплевать, что тракты преобразились в тропы,
А бывших деревенек  на картах не сыскать.
      

      


Рецензии