Идём в музей Советского быта?

Что такое "СОВЕТСКИЙ БЫТ"? Это словосочетание мало что значит для пятнадцатилетних подростков, но говорит о многом тем, кому за сорок, за пятьдесят, за шестьдесят и выше. Особенно тем, кому «и выше». О чем это я? Начну чуть пораньше. Несколько лет подряд мы сдавали свой дом недалеко от Одинцово и снимали квартиру в Дубне. Но три года назад случился пожар. Сгорело всё, что мы имели. В одночасье не стало у нас дома и, как следствие, денег для съёмной квартиры.

В первые же дни (а это случилось на страстной седмице в среду) от разных людей стала поступать помощь. Мы буквально купались в реках сочувствия, ныряли в моря поддержки и омывались в чистых ручейках бескорыстной, живой и весьма предметной помощи. Одна из первых предложила нам предметную (и не только) помощь Наташа АлфИменкова. Словно птица Феникс из огня, возникли в нашей жизни великолепные столы, стулья, шкафы, часы. Люди отдавали что- то насущное, буквально жизненно необходимое.

Благодаря этому пожару мы сблизились со многими Дубненцами, подружились семьями. Например, с семьёй Натальи и Вадима Алфименковых и многое узнали о них. Наталья Юрьевна Алфименкова (буду именовать основательницу нового музея в Дубне по имени - отчеству) давно собирает предметы быта. В основу гигантской сегодняшней коллекции легли вещи, бережно сохраненные в семьях Натальи и Вадима: утварь, мебель – работающая по сей день бытовая техника. Что-то приносили и отдавали знакомые. Всё это лежало в коробках на работе, в гараже, в подвале дома и ожидало своего часа.

Та-да-дам! Час пробил! В один прекрасный день две тысячи двадцатого года в старой, советской застройки трехкомнатной «сталинке», принадлежащей жилищному фонду институтской части города Дубны, открылся МУЗЕЙ СОВЕТСКОГО БЫТА. Незадолго до этого исторического момента Наталья Юрьевна получила Премию губернатора Московской области. Её дают достойнейшим людям. Премия называется «Наше Подмосковье». Перед этим Наталья Алфименкова создала целую серию проектов и оформила несколько тематических выставок под общим названием: "Воды времени: интерьер социализма." И награда нашла свою героиню.

С помощью своих друзей-энтузиастов, Наташа потратила все средства от премии на ремонт и благоустройство квартиры по улице Жолио Кюри, дом пять, квартира девять. Всё складывалось замечательно. Бывший Глава города обещал помочь новому музею с бумажками и оформлением, но…не получилось. Теперь всё в руках Божиих, на Него вся надежда.

Что же я увидела в загадочной квартире номер девять? О-о-о! Увиденное и услышанное превзошло все мои ожидания. Был по-летнему теплый вечер. Напротив дома мы с мужем обнаружили действующий фонтан! Он так весело журчал, отражая звёзды, что мне даже почудился стрекот цикад и кузнечиков. Отличное начало! Что же нас ждёт?

Девятая квартира оказалась на первом этаже. И вновь замечательная встреча! В музее оказался о. Павел Некрасов, батюшка из нашего храма. Он пришел по просьбе Наташи Алфименковой и её верной помощницы - Ширшовой Людмилы Анатольевны, Люси. Как раз заканчивался водосвятный молебен.

Немного о Люсе. Она пришла в дом Натальи Юрьевны няньчить маленького сына Алфименковых - Ваню. Со временем Наталья и Людмила сдружились. Сегодня они неразлучные подруги и хранительницы музея. Наташа с любовью отзывается о Людмиле Анатольевне: «Без её помощи не обошлась ни одна выставка, я бы просто не справилась! Ведь нужно не просто привезти вещи и выложить из коробок. Люся приезжает и впрягается в рутинную работу. Моет, гладит, чистит, вытирает и снова моет! Этот труд и отношение к делу - бесценно."

Здесь уют и чистота! В первой, самой большой комнате музея-квартиры «живут» ростовые куклы. Четырёхрукая бабушка (четыре руки -символ!) – иначе не объяснить, как она всё успевает по дому, и внучка-пионерка Лёля. Неутомимо и старательно выполняет она домашнее задание, макая школьное перышко в чернильницу-непроливайку. В соседнем кабинете за столом сидит профессор. Он - настоящий домовой советского периода. На его столе есть пресс-папье, кипа бумаг со всевозможными изобретениями, «доисторическая» печатная машинка. На стенах кабинета – картинная галерея! А потолок тут – зеркальный. Эффект такого потолка, бесспорно, получился таинственным, я бы сказала, каким-то запредельно-заоблачным, располагающим к изобретательству, раздумьям и озарениям.

Во время экскурсии Наталья непрерывно что-то показывала, поворачиваясь и кивая. Указав на веер и старую шаль, воскликнула с гордостью:
- А здесь, посмотрите! Вещи, сохраненные еще бабушкой моего мужа. А здесь…Люся, Моль!
Издав это восклицание, Наталья Юрьевна подалась в сторону стены, где стояла Люся. Мы все повернулись и посмотрели на Люсю, подумав, что Моль - это ее фамилия. А Люся, поняв подругу с полуслова и проследив за её взглядом, ловко прихлопнула проворное насекомое. Долго смеялся батюшка Павел, и я, и Наташа, и Михаил. Смеялась и сама Люся. Не смешно было лишь побитой моли, которую Наташа так ловко "увековечила" словом, а Люся - делом, неожиданно заимев тем самым музейную кличку с пикантным нотно-знаковым окончанием: "Люся-моль!".

Не теряя времени, мы продолжили совмещать приятное экскурсионное делание с полезным: Люся-моль разливала травяной чай, угощая нас конфетами и мятными пряниками. Все словно окунулись в детство. Оно было здесь повсюду. С удивлением я обнаружила стоящий на тумбочке первый в моей жизни моно-проигрыватель "Аккорд". Родители приобрели его в Северодвинске. Вот он, не канул в лету, а преспокойно царапает иголочкой пластинку. Правда, не «Мелодии спокойного сна», под которые я так любила тогда засыпать, а «Песенку крокодила Гены»...

Вот лежит фотоаппарат Фэд, которым папа снимал нас с сестренкой на черно-белую пленку. Мы сидели в своих новых белых шубках на скамье, у подъезда на проспекте Труда. А вот «наши» книжки, игрушки, калейдоскоп. Не утерпела, покрутила трубку со стеклышками и узнала такой знакомый и незабвенный рисунок. Как давно я его не видела! Давным-давно...

Наверное каждый, кто попадает сюда, находит что-то знакомое: брошку, похожую на мамину, перо с чернильницей или швейную машинку. Кто-то «узнаёт» бабушкину сумочку, первый семейный телевизор, пионерский школьный вымпел или радиолу, накрытую вышитой «гладью» салфеткой. Всё можно трогать руками, даже примерить - гардероб полон винтажной одежды, обуви. Мне приглянулись ботики на шнуровке...Были такие у моей бабушки в Перми.

Постепенно в музее появляются новые предметы, принесенные соседями, подаренные неравнодушными и щедрыми нашими горожанами! Мы тоже пришли не с пустыми руками: подарили музею фотоальбом, купленный кем-то из моих родных в Северодвинске, в 1968 году. С уголками, которые приклеиваются под размер фотографии, и ценником: 1 рубль 20 копеек. Мама хранила его, надеясь заполнить. А руки не дошли. Да и фотоальбомы стали более удобными, в них не нужно уже ничего вклеивать, рисовать и подписывать.

 Новенький, «муха не сидела» - альбом пережил все наши с мамой переезды. Пережил даже наш пожар, так как задолго до него оказался перевезенным в Дубну с нотами, пластинками и одеждой. Надеюсь, фотоальбом займёт своё скромное место на одной из полок в «Музее Советского быта» и в нем разместится кипа старых черно-белых фотографий.

Выходя из квартиры, мы увидели на двери билетный аппарат. Его принес недавно в музей один горожанин. Аппарат использовали в советских автобусах. Пассажиры бросали монетку и сами выкручивали билет. Считать деньги аппарат не мог. То, что в него опускали - было на совести пассажира. Вот и мы положили в вазочку в коридоре весьма современную, не новенькую, но достойную бумажную купюрку. Хоть немного, но музею поможем!


Рецензии