Станция Кафе Отправление. Глава 13 Отправление

Отправление

Ближе к полудню зазвонил телефон. Это была владелица галереи, через которую Саня и получил заказ на изготовление панно.
— Александр, сказать, что я в восторге — не сказать ничего! Видела вашу работу с крылатой богиней. И содержание, и колорит! Порадовали.Прекрасно!
— Принцессой,— поправил Саня.
— Да, правильно,с принцессой персидской.
— Ассирийской.
— Ну да... одним словом…Неважно. Я имела разговор с Суздальским, он очень доволен, и комиссионные хорошие. Поэтому перейду уже к делу: для вас есть работа. Жду вас у себя в любое удобное вам время, чтобы обсудить детали.
На этом и порешили.
Но телефон зазвонил снова. Саня ответил на звонок, решив, что имеет дело с хозяйкой галереи, желающей дополнить чем-то новым их предыдущий разговор.
— Да, слушаю, — ответил он холодно.
— Здравствуйте, Саша!— вдруг услышал он знакомый добрый голос.
— Здравствуйте... Майя! — он даже не пытался скрыть своего душевного волнения, и если бы в тот же миг ему задали вопрос о смысле жизни, ответил бы без колебаний: для него весь смысл в одном этом звонке.— Вы не представляете, как рад я слышать вас...
— Я тоже вас рада слышать. Я собираюсь погулять по набережной, вы не хотели бы присоединиться? Или, быть может, на сегодня у вас другие планы?
— Провалиться всем планам пропадом, у меня их нет! — торжественно объявил он девушке.
— Тогда встречаемся через полчаса на утёсе, на смотровой площадке, вы знаете, где это?
— Конечно, знаю!
— Тогда до встречи.
Саня буквально сорвался с места, быстро сгонял в ванную и почистил зубы. Затем надел выходные джинсы и модную рубашку, обулся.И вдруг вспомнил. Бегом вернулся на кухню.
— Что случилось, малахольный? — увидев возбуждённого квартиранта, поинтересовалась Зинаида Васильевна.
— Где находится ваш утёс?
— Прямо на набережной,— уставилась на него тётка. — А что случилось-то?
— Майя ждёт! — и уже выбегая из кухни: — И следить за мной сегодня не надо!
— Не топчи мне здесь и завяжи шнурок, а то нос расшибёшь! — послышалось за его спиной, когда Саня уже был в подъезде.
А ещё ровно через двадцать три минуты он взбегал по ступенькам на смотровую площадку утёса.
Майя была на месте. В платьишке небесного цвета она выглядела совсем юной, нежной и очень хорошенькой.
— Здравствуйте, Саша!
— Здравствуйте, — глядя прямо ей в глаза, сказал без вина опьяневший Саня.
— Это, наверное, мне? — улыбнулась она, чуть заглядывая Сашке за спину.
Саня как будто очнулся, вспомнив про сорванные с клумбы несколько цветочков. А теперь он, заворожённый женским обаянием, стоял и зачем-то прятал их за своей спиной.
— Конечно, это вам.
Мелкие цветочки рассыпались по его ладоням. Её пальчики тут же собрали цветы, а затем нашли в сумочке разноцветную резиночку и соединили стебельки в букет.
— Какой трогательный букетик!Мне такого ещё не дарили, — улыбнулась Майя.
Затем Саня взял её за руку, и они спустились на набережную.
Там они никуда не спешили и в этот момент, вероятно, ничем не отличались от многих других, таких же молодых и, быть может, влюблённых.
Саня без умолку что-то рассказывал. Майя слушала. Художнику казалось, что они с этой девушкой уже давно перешли на ты. Они ели мороженое, катались на аттракционах, гуляли по парку. Саня был счастлив.
— Видела вашу картину с принцессой Шамирамат, — вдруг сменила Майя тему их непринуждённого разговора.
— А мы же с тобою уже на ты... — поправил Саня.
— Извини, у меня иногда не получается, наверное, виной привычка или воспитание, — оправдывалась Майя.
— Ну, как тебе моя работа?
— И в целом, и в деталях — хорошо. Я рассматривала её, не замечая времени. Хочется сказать больше и красочней, но не всё можно передать словами. Там вроде бы изображены две женщины? В одной я сразу узнала себя. А после рассмотрела и ту, что скрыта от первого взгляда.
— То есть ты узнала себя в самой Шамирамат, а не в той, другой?— переспросил художник.
— Да, так, — кивнула она.
Саня был поражён, что Майя не узнала себя на собственном портрете.
— Меня поглотило невероятное чувство связи с далёким миром. Оно во мне и не покидает меня.
— А ведь это благодаря тебе. И тому чудовищу, которое ты для меня прислала,— улыбнулся Саня. — Ты знаешь, этот кузнечик съел все цветы у моей квартирной хозяйки. Это было что-то грандиозное. На самом деле всё как в сказке. Ты мне очень помогла.
— Я просто попыталась,— добродушно заявила Майя — Обещайте, что не выдадите меня своей квартирной хозяйке как повинную в гибели её дорогих цветов. А вообще-то, я этой вашей истории с поеданием не верю. Вы просто выдумщик, — засмеялась Майя.
— Правда, правда... — кивал Саня в ответ. — Но всё хорошо. Я накупил ей других красивых горшков — она расставила их по всем окнам и очень довольна. А как тебе попалось на глаза моё панно?
— Город у нас маленький, — улыбнулась в ответ Майя.
Саня обдумывал слова, которые ему не терпелось сказать, а потом не выдержал затянувшейся паузы и решился:
— Скажи мне, что тебя связывает с этим странным кафе?
Майя молчала, но Саня настаивал:
— Ну, всё же? Ведь я всё вижу, что все вы, те, кого я встречаю в этом кафе, как-то связаны, вот как этот букетик, что ты держишь в руках.
— Вообще-то, я хотела просто с тобой погулять,— она посмотрела внимательно на Саню:— Но раз ты настаиваешь, хорошо, я отвечу, только не сердись.
Майя остановилась около самой клумбы, с которой Саня недавно сорвал цветы. Освободив букетик от резинки, она аккуратно воткнула стебельки в землю.
— Пусть возвращаются в свой мир,— улыбнулась она. — Я думаю, что в этом кафе интересно всем, кто хотя бы раз побывал там. Может, с кем-то я и связана, но пока это никому неизвестно, даже мне, все ниточки там, — её указательный палец сделал пас над головой, как вроде дотронувшись до неба.
— А почему ты больше не работаешь в кафе?
— Там нет работников, Саша. Но, чтобы тебе было понятно, скажу так: потому что мне этого больше не надо.
— Погоди,— поспешил с собственными выводами Саня,— дай угадаю... Там не работники, там «братья и сёстры»? — ухмыльнулся он.
— Да нет же, ничего подобного, — Майя оставалась к Сашке снисходительной.— Пойдём же, проведу для тебя экскурсию.
— Куда?
— В кафе, конечно.
— А тебе там всё можно?
— Будем считать, что у меня там абонемент на открывание всех дверей,— улыбнулась Майя. — Ты есть хочешь? Ну, так идём же!
Майя привела его не ко входу, как в первый раз, а прямо к выходу «Случается,бывает».
В кафе было трое посетителей, впрочем, также мало, как и всегда. Любезная толстушка снова встречала гостей.
— Добрый день! Присаживайтесь. Рады вам!
Саня предложил занять его любимый столик. Майя не возражала.
— Ну что, я готов к экскурсии,— сходу перешёл он к главной цели своего визита в кафе.
— Может, сначала сделаем заказ? — спросила его Майя.
Саня был категоричен.
— Хорошо, я готова поделиться с тобою некоторыми секретами этого кафе. Наверное, не ошибусь, если предположу, что тебя удивили подаваемые здесь блюда. «Чего бы вы хотели отведать?»— примерно такими словами принимают у тебя заказ. И ты, конечно же, немало был удивлён, когда блюда буквально воплощались из твоих воспоминаний? Есть от чего удивиться, не так ли? Идём же, — позвала она, — я покажу тебе кухню.
Встав из-за стола, они прошли через зал и вышли в коридор, ведущий к двум помещениям, которые принято называть служебными, в любом заведении общепита вход туда посетителям обычно строго воспрещён. При этом никто из обслуживающего персонала не попытался их остановить, наоборот, все, кто встречался им, были очень приветливы.
Так они оказались в просторном помещении без окон, вдоль одной из стен стоял мудрёный металлический шкаф с множеством небольших выдвижных ящиков. «Какая-то эклектика»,— подумал Саня.
— Вот наша кухня,— сообщила девушка.
— Кухня? — поразился Саня. — А где же печи? Духовки, жаровни и вытяжки? Где повара наконец?
— А этого ничего нет, только то, что перед глазами. Терпение, сейчас вы сами, Саша, всё увидите, пойдёмте.
Они снова вышли в зал и встали недалеко от столика, за которым пожилая женщина делала заказ, а молоденькая официантка тут же записывала его на маленький листочек.
— Мне курочку, ну вы знаете, как мама тушила, и обязательно в сметанном соусе, кисель и яблочки с листиком,— загнула один за другим толстые пальцы разодетая дама.
— Идём, — шёпотом позвала его Майя.
Саня проследовал за ней. Они снова оказались в том же помещении с металлическим стенным ящиком. Следом вошла официантка.
— Второй столик,— объявила она Майе и направилась к ящику с цифрой два.
Без спешки открыла его и вынула блюдо с курицей, покрытой золотистой корочкой, маленькую чашечку.(«Соус», — пояснила Майя.)Затем вынула одно за другим три яблочка и разложила их на тарелке. По стилистике вся посуда была из тридцатых годов. Саня успел рассмотреть изображение физкультурницы в алой косынке, прежде чем оно скрылось под румяным яблоком. И, наконец, официантка достала ещё одну разрисованную чашку.
— А вот вам и кисель,— сказала Майя.
Официантка не спешила, она аккуратно разложила яблочки листиком вверх. Затем поправила на подносе блюдо с птицей и удалилась.
— Я не верю, — замотал головой Саня.— Признайся, что всё подстроено. Эта тётка за столиком с вами заодно.
— Нет, Саша, здесь всё по-честному. Ведь это легко проверить. Пойдёмте в зал.
Они снова сидели за столиком. К ним подошла официантка.
— Чего бы вы желали отведать этим вечером? — спросила она
— Ну, хорошо,— собрался с мыслями Саня.
— Только обязательно искренне, — вмешалась в его кулинарные фантазии Майя.
— Принесите мне тогда груздей в подсолнечном масле и с лучком, знаете, чтобы колечками, а ещё бульон, какой я как-то раз ел в детстве на вокзале. Голодный, помню, был... Знаете, чтобы бульон, куриное яйцо и больше ничего. А на десерт хочу кусочек торта, пропитанного какао, тот, что был похож на хлебную булку, его пекла мама моего друга ко дню рождения, когда нам было лет по десять. Объедение. И чай зелёный тогда давайте.
Официантка приняла заказ и пошла на «кухню». Саня последовал за ней. Его не остановили.
— Четвертый столик,— непонятно для кого объявила официантка и открыла ящик под четвертым номером. Саня был тут как тут.
— Ну как? Всё без обмана? — спросила Майя, встречая его.
— Вот ваш заказ, — объявила официантка, выставляя принесённое на стол.
— Но как? Как же это возможно? Откуда? Откуда известно, какой я заказ сделаю? — твердил Саня, силясь разгадать непростую задачку.
— Груздочки! Какое объедение…— взяв гриб на вилку, Майя облизнулась,собираясь съесть деликатес.
— Погоди, ну правда, объясни, в чём фокус?
— Хорошо. Я постараюсь. Только украду вот этот аппетитный груздок... — улыбнулась Майя и спрятала во рту сдобренный душистым подсолнечным маслом лесной деликатес. А потом, видя Сашкино нетерпение, уступила: — Пойдем!
Так они оказались в комнате, расположенной напротив той, что значилась здесь кухней.Помещение было обставлено креслами, маленькими столиками и напоминало комнату отдыха. В комнате находились трое, они сидели в креслах, на первый взгляд, не обременённые никаким делом.
— Вот, Саша, — указала Майя на тех, кто сидел,— в них всё дело.
— А... я понял, — поспешил Саня, вроде бы найдя кончик нити от этого узла, — они телепаты?
— Нет. Не угадали,— Майя помотала головой. — Просто они те, кто верит в то, что вы называете фокусом. Для этих людей всё происходящее здесь — привычная часть жизни, правда, только в этих стенах. А за границами этого места — мир привычного восприятия. Все участники этого маленького мира приняли то, с чем не можете пока согласиться вы. Все заказы, сделанные кем-нибудь из посетителей, уже известны. Всё дело во времени. Ваш день сегодняшний — здесь день вчерашний.
— Это как?
— А вот так. Вы же уже знаете, что было вчера?
После этих слов, Майя ещё какое-то время спокойно наблюдала, как Саня мучительно переваривает свалившуюся на него информацию.
— Нет, такого не может быть, — мотал он головой, как бычок. — Значит, и ты знаешь все события наперёд? Ну, вот теперь всё, что я скажу, и как оно дальше будет?
— Нет, не знаю. И этому обстоятельству очень рада. Мне нравится ничего не знать заранее, — Майя была спокойна и убедительна.— Я здесь в таком же статусе, как и вы,— гость кафе. Просто мне известно немного больше.
— А что, если эти люди, сотрудники кафе, захотят использовать знания о сегодняшнем дне в корыстных целях?— задал Саня вполне, как ему казалось, логичный вопрос.
— Саша, я вас удивлю ещё раз, но в этом предприятии нет корысти. Кафе существует на других принципах, пока ещё непонятных для большинства людей. А если кто-то и чем-то захочет воспользоваться, как вы говорите, в корыстных целях, то этот кто-то сделает очень плохо лишь себе. Не всё можно объяснить словами, Саша. Но те, кого вы называете сотрудниками кафе, пришли сюда не зарабатывать, нет. И не за властью над другими, не благодаря каким-то знаниям и особым обстоятельствам. Их цель не разбогатеть здесь или ещё где-либо,нет. Нет среди них и тех, кто пришёл бы сюда ради драйва, — здесь не аттракцион.
— А для чего же тогда?
— А для того, чтобы определить свои внутренние задачи и их решить.
«Решать задачи»— конечно, Сане сразу вспомнились письмо из Австралии и разговор с пчеловодом, отшельником Дымовым, о смысле жизни.
— А-а-а, так вот в чём дело,— ухмыльнулся художник. — Опять смысл жизни. А такой Игорь Дымов или Черемисин — они не из ваших ли?
— Я не знакома ни с одним, ни с другим. Саша, у вас неверное представление о происходящем вокруг вас. Когда вы называете каких-то людей одними из «наших», вы, вероятно, представляете себе разветвленную сеть последователей чего-то там... Адептов, сплочённых великой миссией. Саша, никаких общественных миссий у меня нет, — Майя выглядела предельно серьёзной. — А что кто-то приходит к общим выводам, так это не ново. Так было и раньше, так будет и после. Вероятно, сейчас такие времена.
— Какие? — поинтересовался Саня.
— Такие…— обвела Майя рукой опустевший зал.
Саня огляделся. И действительно, в кафе сейчас были только они двое.
Майя подошла к граммофону и покрутила ручку. Лишь заиграла мелодия, послышались скрежет и повторяющееся с монотонной периодичностью шипение пластинки.
— И вот такие времена…— снова повторила Майя, указывая на бестолково царапающую иглу.
Оставив граммофон, она присела за столик.
— Я бы хотела, чтобы ты, Саша, — наконец она перешла с ним на ты, — понял: в кафе нет угрозы ни для кого.
— А я хотел бы видеть тебя каждый день,— Александр смотрел на девушку влюблёнными глазами.
Теперь их время в кафе потекло совсем незаметно, именно так, как и положено для двоих, один из которых влюблён, другой любовь отражает. Их тихий разговор не имел острых тем и философского смысла. Саня снова шутил, Майя улыбалась, ела фруктовый десерт и шутила тоже. Саня предложил сходить в кино на вечерний сеанс, Майя согласилась.
— Как странно, а мне никогда не разрешали вернуться прежним путём из кафе, — удивился Саня, когда никто не остановил их на входе. — Я всегда входил здесь и выходил там,— указал он в сторону известной двери с надписью «Случается, бывает».
— Не знаю... Давай сегодня твои правила нарушим, — девушка смешно сощурила глаза.
Когда они уже были в дверях, ни с того ни с сего заиграл граммофон.Из его позолоченной трубы донеслась нежная и незнакомая Сане мелодия. Майя остановилась.
— Погоди, давай вернёмся, — попросила она.
— Что случилось? Музыка понравилась? — пошутил Саня.
— Понравилась,— согласилась девушка.
В желании вернуться она была настойчива.
И вот они снова сидели за тем же столиком. Он смотрел на Майю. В эту минуту её глаза, лицо и губы излучали восторг, затем на лице появился оттенок сомнения, и она что-то написала на маленьком листке. Затем позвала толстушку и вручила записку ей. Мелодия звучала, но всё тише и тише.
— Вот, Саша, я и дождалась своего часа,— заговорила Майя. — Теперь пришло время нашего расставания,— и,увидев, как Саня торопится ей возразить, опередила его:— Нет возможности объясняться. Просто поверь мне: я счастлива, и всё хорошо. Но в этом мире я пришелец, ты же узнал Шамирамат? Вот так и для Майи пришло чудесное время отправиться в путь. Я этого с нетерпением ждала и верила, что так случится. Раньше я проигрывала, как поцарапанная пластинка. А вот теперь ты слышишь эту чудесную мелодию? Всё получилось.
— Какой путь? Зачем и куда ты хочешь уехать? — недоумевал Саня. — Какая Шамирамат? У той был горб.
Майя улыбнулась и снова по-доброму посмотрела на него.
— У каждого свой горб. И я не исключение. Самое главное —вырастить в нём крылья. А теперь мне пора в путь.
Она встала из-за стола и уверенно направилась к двери, на которой имелась таинственная надпись. Саня не сразу опомнился.Она дошла уже до выхода, когда он бросился за ней следом. На его пути выросла фигура толстушки-администратора.
— Вам нельзя,— замурлыкала она.
— Уйди! — рявкнул Саня и рванул за дверь.
Майя стояла на балкончике, его чугунный пол выступал чуть в стороне от лестницы, ведущей вниз. Странно, но перил теперь у этого выступа не было. Балкончик упирался прямиком в зелёную крону высоченного тополя, самого обыкновенного в здешнем пейзаже. Саня застал девушку, стоящей лицом к дереву.
— Майя... — тихо окликнул он.
Она не оглянулась, ещё мгновение — и сделала шаг. Но не упала вниз, а скользнула вперёд, не зная притяжения. За это Саня мог бы поручиться. Небесно-голубое платьице мелькнуло в шумящей листве и растворилось. Где-то выше над его головой пара воронов, потревоженных людьми, покинула насиженное место, и птицы захлопали крыльями в сторону ближайших хрущёвок.
— Майя, — крикнул он ей вслед и, заподозрив неладное, бросился к зелёным зарослям. Глянул вниз — до земли метров семь, — осмотрел по сторонам.Девушки нигде не было. «Куда ей здесь деться-то?»— думал он, не веря собственным глазам. Он быстро сбежал по лестнице вниз. Обежал прилегающую территорию по кругу, заглядывая во все углы. Огороженное высоким оцинкованным забором место не давало шансов для пряток. Снова и снова он звал её. Тишина. Словно и след простыл. Пропала. Как и не было никогда. «Откуда взялся этот забор? Наваждение какое-то... Что теперь делать? Где искать её? А может, и впрямь наваждение? Такие штуки не в новинку в этом нечистом месте».
Александр снова вбежал по лестнице. Дернул дверь, но она оказались запертой. Он постучал — и снова ничего. Саня стал стучать с яростью, ободрал себе кулак, но двери не открылись.
Саня обошёл здание и решил войти в кафе с главного входа. Он снова поднялся по лестнице и наткнулся на вывеску: «Обед». На его стук никто не отозвался.
— Директора давайте! Давайте старшего! Какой обед?! Ужин уже давно закончился, а у них — обед! — негодовал Саня.
Недавний посетитель бил по двери заведения ногой, но крепость не сдавалась —до его требований никому не было дела.
Саня услышал звук сирены, какие бывают у патрульных машин,и решил сбавить обороты. Не хватало ещё, чтобы его сцапали за хулиганство, и эту ночь он бы точно провёл в каталажке.
— Обед у них... Сволочи...— усевшись на ступеньки, в злобе прошипел Саня. Обдумывая свои последующие действия, он выпекал их на углях собственной ярости и переусердствовал, превращая любую сколько-нибудь приличную мысль в угли.
Так прошло минут десять-пятнадцать. Неожиданно для него дверь раскрылась. Саня оглянулся.
Из кафе вышел мальчишка лет тринадцати-четырнадцати. Саня воспользовался моментом и рванул к двери, но не успел: кто-то с той стороны был явно проворнее, так что Понедельникову только и оставалось, что снова уткнуться в запертую наглухо дверь. Мальчик тем временем уселся рядом на ступеньку. Саня пожалел паренька, кинув на него лишь взгляд. Всё дело было в одежде:старенькие кеды на босу ногу, ношеные при царе Горохе штаны и тельник выдавали в мальчугане представителя нуждающейся в социальной поддержке прослойки населения.
— Какие сегодня звёзды... Вон, глядите, новая зажглась,— задрал голову пацанёнок.
Саня оглянулся и кинул мимолётный взгляд на небо.
— У тебя там мать, что ли, работает? Ждешь родителей? — кивнул он в сторону закрытой двери.
— У меня нет родителей,— отозвался паренёк. В его словах не было сожаления сему прискорбному факту, а в речи слышался лёгкий акцент.
— М-м-м... понимаю... — всё равно посочувствовал Саня, порылся в кармане, вынул сторублёвку и протянул мальчишке:— Ты откуда сам-то будешь? Южанин, что ли?
Тот взял купюру, с каким-то неподдельным интересом рассмотрел её и сунул себе за пазуху.
— Не-а... Я такой же, как и вы,— гость.
— Откуда знаешь, что я приезжий? — удивился Понедельников.
— У вас говор чуть-чуть нездешний.
— Ну да...Ты угадал, приезжий я. А тебя чего... эти…— Саня снова пнул по двери, — выперли, что ли?
— Не выпирал меня никто, я, когда хочу, сам отправляюсь в путь.
— Да? — услышав столь самонадеянный ответ, Саня вновь обернулся на мальчишку. — Самостоятельный, значит? Чую, что мне тоже придётся куда-нибудь отправиться...
— Нет, вам ещё нескоро, пока побудете здесь,— невозмутимо, но утвердительно возразил паренёк.
Саня снова посмотрел на него и ухмыльнулся:
— Теперь я понимаю, почему тебя выставили наружу.
— Меня не могут выставить, я сам ухожу и прихожу, когда сочту нужным,— настаивал юнец.
— Молодец, гордый, значит, самостоятельный. Но не переусердствуй, таких сейчас много, и их не любят...
Больше не обращая внимания на собеседника, Саня предпочёл прислушаться к происходящему за дверями.
— Кафе не откроется, пока этого не захотите вы.
— Чего? — на этот раз Саня уже не был столь благодушен к странному мальчишке. — Слушай, как тебя звать?
— Ив,— ответил тот.
— Ив? Что это за имя такое? Француз, что ли? А впрочем... Слушай, Ив, давай-ка ты гуляй отсюда... Не до тебя... — Саня прижал руку к груди, как делают это, выражая душевную боль.
— Я не могу гулять, вы же сами хотели со мной говорить.
— С тобой? Это когда?
— Да только что... Когда требовали главного директора. Я слышал.
— Ты директор, что ли? Мне главный их нужен, а не ты.
— Считайте меня заместителем.
— Чьим? — не вникая в слова паренька, Саня был сосредоточен на происходящем внутри кафе.
— Самого главного.
— Ха, — усмехнулся Саня.
— Зря вы смеётесь. Я уже многому научился здесь.
— Ну-ну,— продолжал игнорировать доводы мальчика Саня.
— Да,— с детской непосредственностью продолжал тот. — Под моей ответственностью вся, как бы это назвать... — призадумался мальчуган и, найдя нужное определение, с радостью объявил:— Производственная часть! Так что я всё знаю.
— А сколько лет-то тебе? Что-то мелковат... А впрочем, замов всяких я уже там видел, а теперь пришло время повстречаться именно с владельцем, — определился наконец Саня.
— Сейчас пока нет никакой возможности вашей встречи. Так как прямо в эту минуту у него важный разговор. Но, возможно, в скором времени ваша беседа состоится.
Саня ещё пристальнее посмотрел на мальчишку и тут вспомнил.
— А я тебя уже видел, только одет ты был помоднее... Это так нынче одеваются у нас замы директоров? — скривился Понедельников от вида льняных штанов и тельника из мешковины.
Паренёк лишь пожал плечами.
— Это же ты приходил в кафе в компании Майи и того здоровяка с рыжими усами? — продолжил доставать недавние факты из своей памяти Саня. — Догадываюсь, что здоровяк с рыжими усами и есть хозяин кафе. Так? Нет?
Мальчишка снова пожал плечами, а затем скопировал подозрительную гримасу на Санином лице:
— Вы мне тоже напомнили одного моего старинного друга, его звали Роха. Я его спасал из застенков, а он меня хотел задушить.
В конце этих слов Ив вызывающе уставился на Александра, а тот после услышанного отвлёкся от двери и теперь целиком сосредоточился на мальчишке.
— Чего? Из каких застенков? Ты сидел, что ли?
— Где сидел? — не поняв специфики фразы, мальчишка уставился на него наивными глазами.
— Ух уж мне эти иностранцы... Да нигде, а сколько... Забудь,— махнул Саня рукой.
— Нам пора туда, — указал паренёк на дверь кафе.— Но прежде вам предстоит успокоиться. Ведь дверь ни за что не откроется, если вы не возьмёте верх над самим собой,— с какой-то торжественностью заявил Ив.
— Чего? — Саня угрожающе посмотрел на юнца. Понедельников не стерпел бы поучительный тон от взрослого мужика, не говоря уже об этом недоростке.
— Хорошо, будь по-твоему... Давай-ка поглядим, что из этого получится. Гляди, я уже спокоен,— раскинув руки, Саня продемонстрировал, что всё под его контролем, а затем подошёл к двери и дёрнул за ручку. Дверь не поддалась.
— Нет, этого недостаточно, попробуйте ещё,— уставился на него малолетний выскочка, ожидая новых попыток.
Саня же теперь был на грани и разрывался между тем, чтобы немедля задать ему хорошую трёпку, и тем, что пришло время продемонстрировать высший класс. Показать мастерство от Александра Понедельникова в управлении своими эмоциями. Потребовалось некоторое время, чтобы Саня всё же выбрал второе.
С новой попытки дверь поддалась.
Понедельников проследовал вперёд на то место, где они сидели с Майей. Ив снова был тут как тут и сел с ним рядом.
— Я всех отпустил по домам. Так лучше, правда ведь? — продолжил мальчишка. — Вы же уже слышали, что в кафе нет случайных людей или тех, кто не к месту. Вот так и мы с вами — те, кому теперь здесь самое место.
— Я хочу говорить с самым-самым главным, — не унимался Саня.
Мальчишка взял со стула пачку каких-то документов и положил их на стол, а затем придвинул к Сашке.
— Что это? — прилагая усилия в сохранении внутреннего равновесия, спросил Саня.
— Хотя я по-вашему так и не научился уверенно читать и иногда забываю некоторые буквы, но мне сказали, что это права на собственность.
— И что с того? — пытаясь разобраться в сути, Саня напряг зрение, а его пальцы мяли несколько лежавших сверху листков.— Что за ерунда?
— Не ерунда, а всё правильно написано. Владелец кафе — вы, — в предвкушении того, что сюрприз состоялся, Ив по-детски округлил глаза. — Всё это ваше. Вот, читайте... — указал мальчишка пальцем, — читайте же... там ваша фамилия, имя и отчество, и год рождения, и ваши подписи, в общем, всё что нужно.
— Какие подписи? — Санино напряжение достигло своего пика.— Я ничего не подписывал.
— Нет-нет, подписи вот именно ваши. За это я ручаюсь,— гнул свою линию юный хитрец. — Ко всему перед вами открылась прекрасная возможность задать вопросы владельцу кафе. Общайтесь, сколько вам будет угодно. Всё теперь в вашем распоряжении, по-честному, без обмана.
Саня не верил ни собственным глазам, ни тому, что слышал.
— А если я не согласен? Если я против?— замотал головой новоиспечённый владелец кафе.
— Ну вы же хотели иметь своё кафе? — парировал юнец.
— Откуда бы тебе знать, чего я хотел? — всё ещё воевал Саня. Всё дело в том, что Александр Понедельников действительно когда-то мечтал о собственном кафе, и в его прожектах числилось открытие кафе по примеру тех, в которых некогда собирались парижские импрессионисты.
— Так это же никакой не секрет. Все художники мечтают о кафе для таких же выдумщиков, как они сами, для поэтов, музыкантов, философов.
— Так уж и все? — усомнился Понедельников.
— Ну, может быть, некоторые, — задумался мальчик.— Но вы-то точно из этого числа. Вот и дерзайте. Теперь всё в ваших руках.
— А как же по части всего эдакого? — Саня сделал пассы, вероятно, таким образом подражая киношным волшебникам и имея в виду фантастические вещи, которые здесь иногда происходили.
— А, это! Понимаю вас. Прежде была моя выдумка, теперь вы воплощайте свою. Всё очень просто. Для того вы и художник.
— А кто же тогда ты? — обратился Саня к юнцу.
— Я Ив, имя своё придумал сам. А ещё меня называли рыбой и выдумщиком. Но не спрашивайте, откуда я родом, вы всё равно никогда не слышали о тех землях и народах. Уверен, что Иль или Закрай вам не найти на картах.
Дальше Ив что-то сказал на непонятном для Сашки, по-видимому, родном своем языке.
— Когда-нибудь слышали этот язык? — поинтересовался он.
— Нет, конечно,— пожал плечами Понедельников.
— На этом наречии говорили народы той страны, откуда я начал свой путь. Но не уверен, было ли это в прошлом или всё это только предстоит в будущем...Время — такая интересная штука... — рассуждая, Ив прислушался.
— А что же означает эта фраза на твоём языке? — Саня наконец немного успокоился.
— Она означает «нет другого мира, кроме того, что ты найдёшь в себе», — объяснил паренёк.
— А если не найдёшь?
Ив снова произнёс какую-то понятную лишь ему фразу на своем странном языке. И добавил перевод:
— Вот тебе камень, дерево, руки и ноги в помощь — строй. Поверьте мне, мир, в котором я рождён на свет, так далеко от вашего, что нет никаких прямых дорог к нему. И всё же я нашёл путь до вас. Он так близко, что, если заглянуть за угол, он окажется там, — Мальчишка показал на дверь с надписью «Случается,бывает».
Саня развёл ладони и чуть выпятил губу. Несомненно, это был жест разочарования.
— Непонятно...
— Не всё можно объяснить словами,— Ив в точности повторил Сашкину жестикуляцию.
— Ты говоришь прямо как Майя, интересно, кто у кого перенял эту фразу?
— И не горюйте о Майе. С ней всё хорошо. Вспомните принцессу Шамирамат и те жестокие обстоятельства, заставившие её изменить свою суть. Вы же всё изобразили правильно. У Майи есть крылья, и она должна летать,— голос Ива заметно повзрослел. — Вот и примите это. Мы лишь указали для неё путь. И вы, Александр, стали проводником, когда воплотили в красках древнюю принцессу. Она была здесь сиротой, пришельцем, искателем своего мира. Здесь для неё мало неба,— паренёк встрепенулся и снова как будто превратился в мальчишку.— Слышите, поезд гудит? Как же здорово... Люблю ваши поезда,— заулыбался он.— Я тот пассажир, что ненадолго сошёл на полустанке.Услышу протяжный гул, зовущий в путь, и поеду дальше.
— Как же мне быть теперь... Ты хоть знаешь, что такое любовь? Я ведь Майю любил...
— У меня были сёстры, и я играл с ними в прятки и догонялки. Было здорово. Наверное, я их любил, а про другую любовь мне и знать ещё рано, я ведь, как это правильно по-вашему... Подросток, — вспомнил нужное слово Ив.
Саня посмотрел на Ива, что-то по-детски озорное и искреннее было сейчас в этом мальчишке. «Да и не подросток он, ещё ребёнок совсем...» — сделал вывод Саня.
— Погоди-ка, — вдруг осенило его, он вспомнил рассказ Майи о ком-то, кто знал наперёд все обстоятельства текущего момента, — не ты ли тот, кому известно всё заранее в кафе на этот день?
— Я,— простодушно признался мальчик,— я один находил все необходимое и готовил блюда по вашим воспоминаниям и желаниям.
— Значит, ты знаешь всё, что будет через минуту и час? Какие я задам вопросы и что сделаю?
— Не-а, теперь уже нет, — Ив оглянулся и прислушался, вроде куда-то боясь опоздать. — В этом нет необходимости, да и неинтересно уже. Теперь я путник. Слышите, опять поезд гудит, отходит от станции.
И действительно, где-то вдалеке послышался стук колёс тронувшегося в путь состава.
— А зачем ты это делал? Ты решал свои задачи? — Саня почувствовал себя журналистом, у которого для интервью истекает время.
— Нет, я просто играл,— на этих словах Ив пожал плечами, как сделал бы это маленький ребёнок. — Это ведь очень интересно. Вернуть моменты детства людям. Я заметил, что все взрослые — выдумщики... — эти слова он почти прошептал, словно делился самой сокровенной тайной.— Хотя они и скрывают это.
— Может быть, тебе известно, как найти эти наши задачи?
— Не знаю,— мальчик снова пожал плечами. — Не всё можно объяснить, — в который раз повторился он.— Может быть, всегда поступать по-доброму... — чуть задумался Ив. — А вот теперь мне пора.
На этих словах он поднялся и играючи, вприпрыжку, как сделал бы это первоклассник, поспешил к выходу со странной табличкой на двери «Случается, бывает».
Саня отчётливо понял, что в последних словах выдумщика кроется важный смысл: настал час, и странная история закончена.
— Ответь мне на последний вопрос,— поспешил за ним Понедельников.— Куда подевались те двое — один из Самары, а другой из Теплоозёрска?
— А, эти...Решают задачки. Но вы их обязательно ещё увидите!
Оказавшись у раскрытой двери, Саня увидел глубокий вечер и этот высоченный тополь. Ива не было.
Сам по себе старенький граммофон заиграл туш. Порыв ветра, влетевшего в приоткрытую форточку, скользнул вдоль стены и захлопнул дверь. Прямо перед носом Александра возникли пророческие два слова: «Случается, бывает».
Граммофон охрип и выдохся. Саня сидел в полном одиночестве и тишине, глядел на стопку лежащих на столе бумаг. Он только сейчас начал осознавать произошедшее с ним этим, уже минувшим днём. Понедельников взглянул на наручные часы — стрелки показывали полночь.
— Ого... — удивился новоиспечённый владелец кафе. И только сейчас вспомнил: «Ключи! Как же я закрою двери?»
Саня кинулся искать ключи, но их нигде не было. «Конечно, этим фантазёрам все эти запирающие устройства и не нужны вовсе... С их возможностями вполне вероятно, что двери здесь открывались и закрывалось по щелчку. А мне-то как быть?»— рассуждал Саня.
Он решил остаться в кафе до утра охранником. Как мог он запер обе двери и устроился на том маленьком диванчике, стоявшем в зале. Засыпая,своим перевозбужденным последними событиями мозгом он увидел калейдоскоп картинок о прошедшем дне. Он видел чехарду своих и чужих поступков, сравнивал себя с картошкой в супе в большом столовом баке. Над супчиком стояла Зинаида Васильевна с неизменной папироской в зубах и помешивала это блюдо огромным половником. Преисполненный иронией к виденному и самому себе, Александр усилиями воли стер все картинки, на которых не было Майи. И уснул.

 


Рецензии