Чтобы не было поздно

     Два извещения... о гибели и о пропаже без вести. Васильев Степан Афанасьевич - мой дед. Васильев Афанасий Степанович - мой дядя. Они погибли в 1943 году, с разницей в один месяц. Каким то странным образом две похоронки пришли вместе, в один поздний осенний день, полевая почта... так бывает. Почтальонка побоялась отдать их бабушке, подозвала старшую дочь, мою тетю, ей было тогда 17 лет, она была старшей в семье и была "нянькой", и передала ей. Почерневшая вмиг от горя, моя бабушка Татьяна, страшно закричала и ушла в баню, чтобы не слышали дети. Через сутки она вышла оттуда, ее было не узнать, (так рассказывали мне). Бабушке тогда было 40 лет. На руках оставалось еще семеро, кроме погибшего старшего сына. Галина - 17 лет, Павел - 15 лет, Сергей - 12 лет, Евдокия - 10 лет, Феоктиста - 7 лет, Васса - 5 лет, Анна - 3 года. Старшая дочь сразу пошла в ФЗО и где то под станцией Ясиноватая, ей молодой девчонке покалечило, оторвало часть кисти, (не успела вовремя убрать "башмак"). Это был 1943 год и за "колоски" можно было получить срок. Как жили, чем питались, нам сейчас вряд ли это уразуметь? Меня нарекли в честь бабушки Татьяной. Это была очень сильная женщина!!! Сколько себя помню, она всегда курила "Беломор", тайно доставала свои иконы из сундука и молилась, потом убирала их. А какое счастье было прийти к ней на праздник, когда съезжались гости, (бабушка жила в семье сына), и ждать, когда она начнет доставать из русской печи всякие вкуснейшие постряпушки. Бабушка статная, высокая, в переднике, с ухватом... как жаль, что тогда у меня не было такой техники, чтобы все фотографировать. И неизменный "Беломор"!!! Всегда садилась на табуреточку и курила в печку. А когда я, уже студенткой, приезжала на каникулы, она всегда приходила и пекла блины. И рано, рано утром уже витал в доме запах растопленного масла, блинов и свежеиспеченного хлеба. И не было тогда большего счастья для меня чем голос бабушки: " Танюшка, вставай, блины уже поспели. Встань, поешь, пока теплые, потом опять спать ляжешь". Она умерла, не дожив чуть-чуть до 90 лет. Похоронив 4х своих детей. Пример несгибаемой воли для меня - моя бабушка! И имя неслучайно! Все в этой жизни неслучайно. Мои Старшие двоюродные братья рассказывали мне, как они ездили на то место в Украину, д. Ходырево Ржищевского района Киевской области, где принял последний бой мой дядя. Несколько человек держали оборону рядом с хатой, на краю этой деревни. Старики-хозяева спрятались в погребе и остались живы, они видели, как все погибли. В деревне Ходырево есть обелиск, где перечислены все фамилии, погибших там. Я написала "есть", не знаю, может "был"? А дед пропал без вести в районе д. Шиловка Зеньковского района Полтавской области. Разбомбили эшелон с ранеными. Он мог уже и не идти по мобилизации, по возрасту, но он пошел санитаром. Как так? Киевская область, Полтавская область, станция Ясиноватая, зачем? К чему я это написала? Не за горами 9 мая, может поэтому. А еще потому, что я хочу, чтобы мои дети знали и помнили об этом. Потому что все потихоньку уходят, и я сейчас много бы отдала, чтобы сидеть рядом с бабушкой, слушать ее и записывать, но тогда мне не было интересно, а сейчас поздно...
Поэтому совершайте свои поступки, чтобы не было поздно.
Поздно - это та черта, которую еще не удавалось пересечь никому.
10 марта 2016 года.
Ваша Татьяна.


Рецензии
Татьяна, спасибо Вам за воспоминания о семье, о бабушке Татьяне! У того поколения какая-то несгибаемая воля, твёрдость характера, неубиваемая тяга к жизни.
У меня есть подобный рассказ о моей семье «Юдоль земная»…
С теплом,

Яла Покаянная   23.11.2021 19:12     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение Вам. Теперь конкретно занялась своей родословной, очень жаль что ничего не расспрашивала пока была жива бабушка. Пишу книгу "Семейную историю", такой пласт информации открывается. Оказалось, что дед бабушки вместе с ее отцом были ссыльно-поселенцы в Тобольскую губернию из Калужской губернии. Я этого не знала, а как много бабушка могла бы рассказать.
Зайду в гости и к вам, прочту.

Кошкина Татиана   24.11.2021 12:03   Заявить о нарушении
Занимайтесь, Татьяна, своей семьей, пока еще живы воспоминания.
Это ж наша родная кровь, мы - продолжение.
А как интересно наблюдать в себе, детях, внуках какие-то черты характера тетей, дядей, дедушек, бабушек…
С теплом,

Яла Покаянная   24.11.2021 12:19   Заявить о нарушении