Хирург и Знахарка

Папа готовился в мединститут, учится на хирурга, как и дал обет после того, как военный хирург в 1945 году в Ташкенте, в военном госпитале почистив загноившую рану в правом боку живота. Зашив печень, как он сказал: « Залатал тебе сержант, печень, будешь жить, и трудится, делать детей».

 Моя в будущем бабушка, а его –теща, собиралась идти к больной женщине, лежавшей при смерти.  Собирая в корзину корешки и травы, предложила ему будущему книжнику, пойти с ней и посмотреть, как истинные травницы лечат людей.

 Придя к больной, дочь больной потащила знахарку к больной и шепнула, заходя в  чистую половину хаты, на ухо: «Ей все хуже, и хуже», и вышла. Та сняла с корзины рушник, и сказала, ища что-то в корзине зятю: «лечащие по книжкам чисты, мудры и достойны доверия больного врачу, в то же время как те, кто целит по наитию двумя корнями ( и тут же в подтверждении своих слов, подала больной два корешка) и целительной травкой в купе с наговором, - те и сглазить могут. Еще хуже лихоманку, наслать.
 
Марыся – тучная, немолодая женщина с черными бровями и с бородавкой на верхней губе, сунула снадобье в рот. У зятя, наблюдавшего за этим, при виде этой доверчивости, защемило сердце и защипало в глазу.
         
   Однако не в том долг целителя, что бы рассуждать о странностях нрава человека, позвавшего на помощь, но в том, чтобы по возможности облегчить страдания, если уж отогнать злодейку смерть, не достает, ни умения, ни запаса сил.
 И, зять сделал на этом наблюдении, и на то, что сказала теща-целитель, свой вывод:
      
     "Книжник – он за другими книжниками записывает. Может и приписать для красоты.
    А старухиных познаний, хоть и два корешка травы, да одна травка с наговором ,зато творят,  они, целители, подчас с таким скудным запасом, самые настоящие чудеса делают».

 Этот наглядный пример подсказал ему, надо присматриваться к тещиным познаниям трав, уметь их приготовлять, и постараться выучить, какая травка от чего, и как она готовиться. Так зарождался талант хирурга от Бога, как говорят и говорили о нем, во время его похорон.

Это я все видел и слышал от своих, бабушки, отца и мамы. От людей пришедшие на похороны своего врача-хирурга их спасшего, но себя спасти не успел, так и умер с бьющемся сердцем еще пол суток, после того, как тело стало холодеть.

Это пронеслось у меня в голове, пока я сидел возле него, своего отца, держа его холодевшую руку. А передо мною, мне виделось: его лицо, глаза, полные слез и рот открывавшийся, и что-то силившийся сказать мне, его старшему сыну, приехавшему к нему умирающему, из далекой Сибири, из Нарымского края, о  каком знал, из моих писем и рассказов.

 Когда я со своей семьей, дочерьми: Наташей, старшей и Аленой, его внучке продолжившая его призвания врача, и своей женой Екатериной- Ангелиной-Акулиной, казачке из Хмельницкой земли, что на Подолии Украины. Приезжал летом, во время нашего, с женой отпуска.
   
     Отец рассказывал,вначале его работы, еще не набравшего опыта и знаний
(только те, что в институте, аппаратов как сейчас, не было) часто к нему привозили людей, когда он затруднялся определить болезнь. И тогда он привозил тещу, и они вдвоем определяли человеческую болезнь. И, вспоминал недоумевающие глаза родных больного, когда врач, отправлял больного домой, и говорил им: «Это не мой больной. Его не надо резать, его спасет эта женщина» - и они вместе уезжали домой. Потом бабушка лечила.
      
Бабушка вспоминала: « Позвал меня твой отец внучек, к больному. У него, что-то болело в животе. Отец проверил и сказал: Не аппендицит.  Тогда я его смотрела, а я уже знала, у него мочекаменная болезнь. По внешнему виду, по поведению больного, то, за что он, больной хватался. Да много чему, это приобретается со временем.

Ты ведь помнишь я тебе рассказывала, меня мой отец ,отправлял в Бухарест, в частную, как сейчас говорят, школу для богатых девочек, и нас там всему учили. Определять кто, чем болеет, не всем это давалось, старались, учились.

Только те, у кого был дар, и кто умел распознавать травы лечебные, смог постичь эти тайны. Меня Бог сподобил этому узнать, и умею делать.  применяла на практике свои знания.

 Так вот, вернусь к тому, с чего начала тебе говорить. Я то, определила, но по своему опыту знала, так просто определивши болезнь, не осмотрев человека, не поверит он тебе. Потому я стала давить, на то место, где болит, а он кричал от боли. Вот после этого, я согласилась с согласия больного и его родственников,  лечить травами.

Скажу сразу, не сразу камни растеревших, вышли. (Пришлось комбинировать состав разных целебных трав, что только у нас в Прикарпатье растут). Не больного, он терпел. 

Еще сильнее я уговаривала  потерпеть родственников, угомонится не моли. Чуть ли не шарлатанкой меня обзывала. Мне Бог помогал терпеть нападки. Скажу по секрету, как говорила твоему отцу, на замечания: «Как вы их терпите»? Я ему говорила только одно, и он этим пользовался твой тато. «Бог терпел на кресте,и нам велел терпеть».
   
 Из больного вышли камни без боли. Родственники охали, ахали, а больной мне как награду говорил: «Я вам Мария Миколаевна. Верил и терпел. Спасибо». Вот это для меня была награда.

Я интересовался: «А вы, брали за лечение»? Она мне глубокомысленно, для меня, сказала: «Меня еще маленькой, предупреждала моя мама: «Будишь брать за лечение, Дар пропадет»

 И еще одно говорила: «Дар великое дело, его надо уметь сохранить. Не поддаваться на искушения". Это я и твоему отцу говорила, и всем тем, кто пытался мне, или моим, всучить,  что либо. Яйца, молоко, иногда брала для больных. Когда у меня не было. А для себя ни-ни! Вот так, внучок.

И папа мне про это говорил, когда он иногда лечил дома, препаратами которые были у него дома, как у врача.

 Поэтому, я понял, при похоронах много собралось его больных, которых он вылечил, а себя вылечить не смог. Вот и умерли не богатыми, как нынешние. Те,:  Хирург и Знахарка, от Бога данные.
 


Рецензии