Муж не разрешает

Я работала с очень скромной девушкой по имени Ирочка. Она мне очень импонировала, я думала, что мы могли бы стать приятельницами: часто я звала её в кафе или пройтись по магазинам, но каждый раз она отказывалась, с извинениями, мягко и тактично, но отказывалась: «Извини, но мне муж не разрешает».
Меня это, конечно, всегда удивляло: ну не хочешь ты, так и скажи, зачем всё на мужика переваливать, выставлять его тираном? Мне даже в голову не приходило, что Ирочка говорила правду.
Как-то всем коллективом мы решили поехать на озеро отдохнуть. И Ирочка запела свою обычную песню:
- Ой, девочки, хочется, конечно, но мне муж не разрешит.
- Так ты позвони, и узнаем, разрешит или нет, - не сдержалась я.
И Ирочка взяла телефон. На том конце провода, даже не выслушав полностью, мужской голос требовательно ответил «Нет». И звонок был закончен.
Ирочка выглядела очень по-детски: виноватой и обиженной на то, что мы ей не поверили.
Спустя пару дней я подошла к Ирочке, и чтобы никто не слышал, тихо на ухо спросила:
- Зачем ты его терпишь?
- Что такое ты говоришь? Это ведь мой муж. – Ирочка покраснела.
- Муж, да, но не рабовладелец! – я уже пожалела, что ползла не в своё дело.
- Оксана, ты не понимаешь? Это мой муж, он меня выбрал, принял, женился на мне! – Ирочка быстро-быстро шипела на меня.
И тут пришел мой черед краснеть:
- Ирина, я уже всё равно влезла не в своё дело. Я не сдержалась, хотя должна была, но не особо-то я и хотела! То, что между вами происходит – унизительно! Ты НЕ ДОЛЖНА терпеть!
- Единственное, что я не должна, так обсуждать свою семью! – Ирочка смерила меня взглядом и ушла.
«Зачем только я полезла… О каких правах я хотела рассказать этой женщине… Зачем? Теперь её против себя настроила».
Но дело приняло неожиданный оборот: Ирочка подошла ко мне на следующий день:
- Оксан, не держи зла на мою резкость. Ты права, конечно, но разве я могу что-то изменить? Поэтому я и разозлилась. Куда я пойду? Как я буду жить? Кому я буду нужна?
- Да хоть ко мне и пойдёшь! Жить будешь отлично, а нужна будешь тем же людям, что и сейчас.
Ирочка опустила глаза в пол:
- Понимаешь, у меня ведь никогда семьи не было. Даже приёмной - я из детского дома. Всё в жизни сама. А Юра, как узнал о моей жизни, так и замуж позвал. Разве не купить кофточку или помаду алого цвета – большая цена за семью?
- Какие кофточки, Ира! Этот твой благодетель ничего не разрешает тебе! Да, спасибо ему за брак, конечно, но от печати в паспорте ты не стала его собственностью, вещью не стала! Может, ты его любишь?
- Ну что ты, какая любовь… Нам не по 17.
И что-то в моей груди больно кольнуло.  Я смотрела в эти большие, глубокие зеленые глаза и поняла, что плачу. Просто стою и плачу. Ирочку это, видимо, очень тронуло, потому что она бросилась меня обнимать:
- Оксана, я и не знала, что ты такая чуткая… Не должна ты сопереживать, понимаешь, не имеешь права сопереживать мне! Я трусиха, глубоко обиженная трусиха. Жизнью, судьбой, самой собой. Такой муж – это закономерность для меня. Оксана, лучше он будет запрещать мне сходить куда-нибудь лишний раз, платья покупать! Лучше пускай не любит, лучше пусть не разговаривает, но не бросит!
- Это какая-то собачья жизнь! Ира, да собаки-то лучше живут!
- Так и я не плохо живу. Просто у меня нет духов и парикмахерских по выходным. Я такой же человек. Юра меня не бьет, цветы дарит по праздникам, кормит.
- Что значит КОРМИТ? У тебя большая зарплата!
- Мы на машину копим ведь.
- На машину Юре, я так понимаю?
- А у меня и прав-то нет. – Ирочка скромной улыбнулась
- Что у тебя прав нет, это я вижу.
«Как же женщины страшно живут: лучше с таким, чем ни с каким! Лучше плохонький, но свой! Зато не бьёт! Зато не пьёт! Кошмар какой! До какой степени женщин прожгло одиночество? До чего женщинам больно, если они отказываются от своих женских радостей, от любого веселья по первому зову мужа, по команде?».
Я еще раз посмотрела в глаза Ирочке и не нашла там ничего кроме сочувствия. Меня словно током ударило: это она, эта женщина, печальная, забитая, нереализованная, сочувствует мне?
- Оксана, давай не будем больше об этом. Я сама приняла негласные условия этого брака. Меня всё устраивает. – она похлопала меня по плечу. И в этом жесте было намного больше силы, чем в моих словах.
Друзьями этот случай нас не сделал, более того, Ирочка начала еще больше отдаляться и зачастую даже не здоровалась со мной. А потом мне предложили другую работу, и я уволилась.


Рецензии