Тибет в раннем Средневековье

Обширное Тибетское нагорье, огражденное с севера и юга высокими горами, заселялось с запада и востока. На западе, в верховьях Инда, с незапамятных времен создавали свои поселения земледельческие племена -  моны и дарды. Они делились на множество мелких княжеств, независимых друг от друга. По расе, языку и культуре эти народы были близки к населению Северо-Западной Индии и Памира. С востока Тибет заселяли скотоводы цяны и земледельцы жуны, положившие начало собственно тибетской народности. Некогда, задолго до появления буддизма, учитель Шенраб-мибо проповедовал тибетцам религию бон-по. В основе ее лежала вера в то, что все сферы мира (небесная, земная и подземная) заполнены бесчисленными духами, от воли и настроения которых непосредственно зависят люди. Это учение пустило здесь глубокие корни. Со временем бон-по стало господствующим вероучением. Его последователи создали разветвленную церковную организацию с соответствующей иерархией, клиром и тщательно разработанным культом.

    В 439 г. в Тибет отступил из Хэси отряд воинственных сяньбийцев, их вождь Фаньни сумел занять господствующее положение среди цянов и стал родоначальником наследственных правителей, носивших титул цэнпо. Объединение Тибета, начавшееся с этого времени, закончилось около 607 г. при Сонгцэне Гампо (605-650), который перенес столицу в Лхасу. В 639 г. он направил в Китай посольство и вскоре женился на дочери танского императора  принцессе Вэнь Чэн. Это событие имело большое значение для дальнейшей истории Тибета.    Издревле власть цэнпо была сильно ограничена родовой аристократией и колдунами бон-по Сонгцэн Гампо нашел способ избавиться от своих несговорчивых вельмож - восемь из них он убил собственной рукой, когда они начали ему противоречить. Но справиться с колдунами ему был не под силу; для этого нужна была посторонняя помощь, и царь обрел ее в лице буддийских монахов, явившихся в свите царевны. Цэнпо оказал им энергичное содействие в распространении буддизма. В Лхасе были построены великолепные буддийские храмы, а на тибетский язык переведены многие канонические сочинения буддизма.

    Распространение новой веры было долгим и трудным. Сам союз с Китаем, откуда во многом шли новые религиозные веяния, был крайне непопулярен в среде знати и не мог долго сохраняться. Вскоре после смерти Сонгцэна Гампо началась война с империей Тан за владычество над Западным краем. В 679 г. тибетцы окружили около озера Кукунор огромную 180-тыс. китайскую армию. Последней удалось почти что чудом избежать полного разгрома. После этого в течение 15 лет тибетцы совершали опустошительные набеги на западные китайские провинции. Только в 692 г. танским войскам удалось нанести врагу поражение и загнать его обратно в горы. Но спустя семьдесят лет, когда империю потряс мятеж  Ань Лу-шаня, тибетцы вернули потерянное – захватили западные области Китая и разграбили танскую столицу Чанъань.

    При потомках Сонгцэна Гампо власть снова оказалась в руках аристократии. Буддизм долго находился под запретом. Наконец в 754 г. Трисон Децана (755-797) вновь совершил переворот. Из Индии пригласили новых учителей. Среди них был монах Падмасамбхава. Буддизм, преподанный им тибетцам, восходил к школе Асанги (http://www.proza.ru/2015/07/30/1815), то есть имел на себе значительное влияние йоги и тантризма.  Огромное значение с тех пор при отправлении культа стали играть магия и всевозможные заклинания.  Падмасамбхава прославился тем, что превзошел в искусстве магии самых сильных колдунов бон-по. Последователи Падмасамбхавы, одетые в красные плащи, отбросили строгие правила буддизма, аскетизм и мораль, но их заклинания и фокусы произвели на тибетцев очень большое впечатление. Новая вера стала утверждаться среди народа. Однако до окончания борьбы было пока далеко. В 836 г. сторонники бон-по возвели на престол своего ставленника Ландарму (836-842). Он конфисковал имущество монастырей и начал гонения на буддистов. Половину монахов (в надругательство над буддийским учением, запрещающим убивать) он заставил сделаться мясниками, а половину – охотниками. Всех, кто не желал отступаться от своих убеждений, немедленно казнили. В 842 г. этот жестокий цэнпо был убит. Тибет охватили междоусобия и смуты. Страна вновь распалась на части. Тибетские исторические хроники очень скупо сообщают о последующих событиях. Но очевидно, что тантрийский буддизм продолжал распространяться в народе и спустя несколько веков слился с культом бон-по. Эта, по существу, новая религия получила у западных исследователей наименование ламаизма.

Только в середине XI в. очередной выходец из Индии, Атиша, вновь возродил в Тибете буддизм, проведя ряд реформ, направленных на укрепление здесь традиций классической Махаяны. Его усилиями было создано несколько крупных монастырей, ставших затем важными буддийскими центрами. Но реформами Атиши оказались недовольны последователи Падмасамбхавы, которые по-прежнему в своей религиозной практике делали основной упор на магию, не желали слышать о строгой дисциплине и безбрачии. Объединившись вокруг влиятельного монастыря Саскья, они резко выступили против нововведений. С этого времени началась упорная борьба между двумя тибетскими школами  - красношапочниками (одежду красного цвета носили приверженцы Падмасамбхавы) и желтошапочниками (это был символ классического буддизма сторонников Атиши).

 Страны Центральной и Восточной Азии  http://proza.ru/2020/08/25/634      


Рецензии