Крещение Руси

Крещение Руси
(866 – 988 годы)

Первыми из варягов-руссов крестились в христианскую веру жители Киева в 866 году. В тот год Аскольд и Дир дерзнули напасть с отрядом варягов на Константинополь. Но буря разметала их суда, лишь немногие варяги  вернулись в Киев. После этого неудачного нападения Аскольд и Дир отправили послов в Константинополь, прося крещения жителей Киева в христианство.

 Константинопольский патриарх Фотий писал в конце 866 года: «Россы, дерзнувшие воевать с Империей Римскою, уже оставили суеверие, исповедуют Христа, они друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к богослужению христианскому».
 
Киевский князь Олег (Хельге), как варяг, не крестился в христианство, но он был доволен мирным союзом с греками, и терпимо относился к жителям Киева, принявшим христианскую веру.

Ко времени правления в Киеве князя Игоря (Инвара) к 912 году в городе было некоторое число христиан. К 936 году в Киеве уже была построена христианская церковь Святого Ильи. В те годы константинопольское духовенство записало Русь 60-м архиепископством в списке своих епархий. Сам Игорь и его жена Ольга оставались язычниками. После смерти Игоря, расправившись с его врагами, княгиня Ольга в возрасте 62-х лет отправилась в Константинополь, где крестилась в христианство. Вернувшись в Киев, она пыталась наставить к христианской вере сына Святослава, но тот отверг ее, оставаясь язычником до конца своих дней.

Его сын от ключницы Малуши Владимир известен в истории тем, что крестил Русь в христианство. Он родился в 948 году, о нем имеются сведения в русских, скандинавских, немецких, византийских и арабских летописях.
 
В 970 году Владимир стал новгородским князем и правил там 7 лет. Узнав о том, что киевский князь, его родной брат Ярополк, с которым он враждовал,  убил другого своего брата Олега, Владимир пошел за помощью к варягам.  Он два года жил у варягов, после чего вернулся на Русь с многочисленной варяжской дружиной.

В 980 году Владимир пошел с варягами  и новгородцами войной на полоцкого князя Рогволода.  К началу правления Владимира старых варяжских уделов на Руси уже не оставалось, кроме Полоцка. Полоцкий князь Рогволод, родом из города Бергена,  был независим как от Новгорода, так и от Киева.

Убив его и двух сыновей, Владимир взял силой в жены дочь убитого князя Рогнеду.  Являясь язычником, князь Владимир был многоженцем. К тому времени он был уже  женат  на Богемской (Чешской) княжне Олаве, она родила ему сына Вышеслава.

  От Полоцка Владимир пошел с войском в Киев, убил своего брата Ярополка и стал киевским князем. Беременную жену убитого родного брата Ярополка Преславу Владимир взял себе в наложницы. Она от Ярополка родила сына Святополка, которого Владимир усыновил.

У Рогнеды от Владимира родились сыновья  Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод, а также две дочери Преслава и Мария, но своего мужа она ненавидела. Однажды во время сна попыталась убить Владимира ножом,  он вовремя проснулся и схватил ее за руку, в которой был нож. Приказал Рогнеде одеться в брачный наряд и ждать в нем своей смерти, сказав, что он собственноручно убьет ее. Рогнеда велела малолетнему сыну Изяславу взять в руки обнаженный меч и выйти навстречу отцу. Владимир при сыне не стал убивать жену, передал ее на суд бояр, которые просили  не убивать ее. Владимир отпустил Рогнеду вместе с сыном Изяславом в полоцкую землю, с тех пор ее потомки княжили в Полоцке.

Третьей женой Владимира стала Богемская (Чешская) княжна Мальфреда,  которая родила ему сыновей Святослава и Мстислава. Четвертой его женой была Болгарская княжна Милолика, родившая сыновей Бориса и Глеба.

Став киевским князем, Владимир долгое время вел переговоры с Византией о крещении жителей Киева. Византия полагала, что если Русь примет христианство и церковь возглавят византийский патриарх и император, то она после крещения станет ее вассалом. Но князь Владимир считал, что крещение Руси и заимствование византийской культуры не должны лишить Русь самостоятельности.

В 987 году против византийского императора Василия II выступил с войском его же военачальник Варда Фока, который объявил себя императором. Василий II попросил помощи у киевского князя Владимира. Тот поставил условие о крещении жителей Киева в христианство, а ему в жены передать сестру императора Анну. Василий согласился на эти условия, Владимир выступил к Константинополю с войском в шесть тысяч воинов и разбил отряды Варды Фоки. Наступил 988 год, но Василий не сдержал свое слово и не отправил сестру Анну в Киев.
 
Тогда Владимир, нарушив договоры с византийцами, заключенные дедом Игорем в 944 году и отцом Святославом в 971 году, собрав многочисленное войско, пошел к Херсонесу. Этот город тогда еще сохранял свою славу, несмотря на великие опустошения от скифов, сарматов, готов, гуннов и других диких народов, приходящих на эти земли. Херсонес признавал над собою верховную власть византийских  императоров, но не платил им дани. Здесь избирали своих начальников и повиновались своим установленным законам.

Завоевав Херсонес, князь Владимир написал послание византийским императорам Василию и Константину, что желает взять в жены их сестру Анну, 13 марта 963 года рождения. В случае отказа он силой возьмет город Константинополь. Те ответили, что согласны, если Владимир сам примет христианскую веру. Тот согласился и крестился в церкви святого Василия, которая стояла на городской площади Херсонеса.

После венчания с Анной Владимир велел построить церковь на том месте, куда жители города сносили из-под стен его крепости землю. Он назвал город Херсонес русским именем Корсунь и возвратил его византийским императорам в благодарность за их сестру.

Наставленный херсонеским митрополитом, крещенный в христианскую веру, захватив с собою греческих священников и необходимые принадлежности для христианского богослужения, князь Владимир возвратился в город Киев. У него была твердое желание крестить свой русский народ в христианскую веру. Владимир велел объявить в городе Киеве, чтобы весь народ шел креститься на берег Днепра.

Накануне крещения глашатаи объезжали город, громко и внятно объявляли о крещении, повторяя слова князя Владимира: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг».
 
Сам Владимир явился на берег в сопровождении множества греческих
священников. По его знаку бесчисленное множество людей вступило в реку, стоя в воде по грудь и шею. Отцы и матери держали своих младенцев на руках.

 Священники в это время читали молитвы и пели славу Богу. После совершения обряда священный собор нарек всех киевских граждан христианами. Так от Киева с 988 года пошла по всей Руси православная христианская вера.

В процессе крещения Руси из Византии приглашали мастеров, которые строили каменные храмы, расписывали их, украшали фресками, мозаикой, иконами. Вместе с ними работали русские люди, которые учились неизвестному им ранее мастерству.

Постепенно сложился церковный культ князя Владимира, с 1240 года началось его широкое почитание. Из убийцы, насильника и многоженца – язычника, с приобретением веры, Владимир стал для православных людей святым. По инициативе новгородского князя Александра Невского произошла канонизация Владимира, ему была посвящена ежегодная отдельная новая служба в церкви в день его памяти 15 (28) июля.

Источник: А.Н. Головкин. Прошедшие через века. Тверь, изд. Итака, 2017 год, стр. 34-37. Ссылки на первоисточники в книге имеются.


Рецензии
Да простит меня автор, но я не пониманию смысл подобных пересказов того, что написано другими. Особенно когда никак не обозначено отношение автора к тому, что он пересказал. Здесь нет анализа этой информации, нет её сопоставления с информацией из других источников, не превнесоно что-либо новое. Очень похоже на студенческий реферат по книге автора, указанного "списке литературы". Кстати, если дать прочесть этот реферат "отцам" РПЦ, они бы предали автора анафеме, поскольку в тексте конкретно сказано, что крещение Руси носило откровенно насильственный характер; не было никакого мессианства в этом действии - элементарный церковный захват территории, а Владимир был вовсе не "красным солнышком", а предателем древней Руси и ее веры. Правда в самом тексте статьи-реферата слова князя Владимира лишь приводятся безо всякого смыслового и содержательного их анализа...

Николай Орехов   28.09.2020 11:31     Заявить о нарушении
"они бы предали автора анафеме, поскольку в тексте конкретно сказано, что крещение Руси носило откровенно насильственный характер; не было никакого мессианства в этом действии - элементарный церковный захват территории, а Владимир был вовсе не "красным солнышком", а предателем древней Руси и ее веры."
Тогда им придется осуждать авторов многих отечественных исторических сочинений, приводящих свидетельства о беспощадных расправах Красного Солнышка и его преемников над волхвами и почитателями языческих культов на Руси, а также о превращении Православной церкви в земельного собственника. Само Красное Солнышко, после неудачных попыток "оптимизировать" восточно-славянское язычество, решил приобщиться к одной из мировых религий, преследуя при этом достижение целей упрочения княжеской власти в государстве и его приобщение к семье "цивилизованных" государств в мире. Предавали же древнюю веру уже княгиня Ольга, некоторые члены ее семьи и часть дружины.

Алексей Аксельрод   28.09.2020 11:54   Заявить о нарушении
Безусловно, так и должно быть, но они стараются обходить эту тему стороной, порою просто замалчивать, а чаще просто перевирать историю крещения Руси в своих проповедях и выступлениях...

Николай Орехов   28.09.2020 13:28   Заявить о нарушении