Правда и Кривда
"Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек.
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила,-
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.
И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне.
Хитрая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась и осталась довольна вполне.
И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью,-
Баба как баба, и что ее ради радеть?
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.
Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз,
Деньги взяла, и часы, и еще документы,
Сплюнула, грязно ругнулась и вон подалась.
Только к утру обнаружила Правда пропажу
И подивилась, себя оглядев делово,-
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так — ничего.
Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
— Ложь это все, и на Лжи — одеянье мое!..
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.
Стервой ругали ее, и похуже, чем стервой,
Мазали глиной, спустили дворового пса:
— Духу чтоб не было! На километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа.
Тот протокол заключался обидной тирадой,
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама, вся как есть, пропилась догола.
Голая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго болела, скиталась, нуждалась в деньгах.
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла
И ускакала на длинных и тонких ногах.
Впрочем, легко уживаться с заведомой ложью,
Правда колола глаза и намаялись с ней.
Бродит теперь, неподкупная, по бездорожью,
Из-за своей наготы избегая людей.
Некий чудак и поныне за Правду воюет,-
Правда, в речах его — правды на ломаный грош:
-Чистая Правда со временем восторжествует,
Если проделает то же, что явная Ложь.
Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть — это чистая правда, ребята!
Глядь, а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь, на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь, а конем твоим правит коварная Ложь."
Высоцкий.
Египетская притча
Правда и кривда
Рассказывают, что жили некогда два брата. Старшего брата звали Правда, а младшего брата — Кривда. Был Правда прекрасен всем телом своим, и не было ему равных во всей стране. Завидовал ему Кривда. И решил он его погубить. И вот достал Кривда красивый кинжал в красивых ножнах, взял с собою десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и пришёл к хранителю утвари Правды.
И сказал он ему:
— Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но сохрани мой кинжал, пока я не вернусь из города.
Прошло много дней, и хранитель утвари Правды решил почистить кинжал, который оставил ему Кривда. Он сел на берегу пруда и стал его чистить. И вот кинжал выскользнул из его рук и упал в пруд. Сколько его ни искали, найти не смогли.
Услышал Кривда, что хранитель утвари Правды потерял его кинжал. Пришёл он к хранителю утвари и сказал ему:
— Где мой кинжал? Верни мне его!
И ответил ему хранитель утвари:
— У меня его нет, я его потерял. Но вот тебе все кинжалы Правды, и все они — твои. Возьми себе какой хочешь.
Тогда сказал ему Кривда:
— Разве есть второй такой кинжал, какой был у меня? Клинок его — гора. Эль, рукоятка его, — ствол дерева Коптоса, ножны его, — гробница бога, а обвязка ножен — все стада пастбищ Кара.
Сказал тогда ему хранитель утвари:
— Может ли быть такой большой кинжал, как ты говоришь?
Но Кривда схватил его и потащил за собою туда, где был Правда. И он привёл Правду на суд к Эннеаде и сказал:
— Доверил я Правде свой кинжал. А он потерял его. А кинжал тот был необыкновенный! Клинок его — гора. Эль, рукоятка его, — ствол дерева. Коптоса, ножны его, — гробница бога, а обвязка ножен — все стада пастбищ Кара. Не может он мне его возместить!
И ещё сказал Кривда Эннеаде:
— Пусть схватят Правду, и пусть ослепят его на оба глаза. И да будет он привратником дома моего!
И боги Эннеады сделали всё, как говорил Кривда. Тогда стал мальчик собираться в путь, чтобы отомстить за отца своего. Нашёл он быка самой красивой масти, взял десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и отправился к пастуху Кривды. Сказал он ему:
— Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но постереги моего быка, пока я не вернусь из города.
Прошло после этого много дней. Много месяцев пас быка пастух Кривды. И вот однажды отправился Кривда в поля, чтобы взглянуть на своих быков. И увидел он быка, который был самой прекрасной масти. Сказал тогда Кривда своему пастуху:
— Отдай мне этого быка! Я хочу его съесть.
Но ответил ему пастух:
— Это бык не мой. Не могу я отдать его тебе.
Тогда сказал ему Кривда:
— Посмотри, вот мои быки, и все они у тебя. Любого из них отдай хозяину того быка!
И вот услышал мальчик, что Кривда взял его быка. Пришёл он к пастуху Кривды и сказал ему:
— Где мой бык? Я не вижу его среди твоих быков.
Ответил ему пастух:
— Вот все быки Кривды, и все они — твои. Возьми себе какого захочешь.
Тогда сказал ему мальчик:
— Разве есть второй такой бык, какой был у меня? Когда стоит он на Острове Амона, кисть хвоста его лежит в Зарослях Папируса; один рог его покоится на Западной горе, а другой рог — на Восточной горе, ложем ему служит Великая Река; шестьдесят телят рождается от него ежедневно.
Сказал ему пастух:
— Может ли быть такой большой бык, как ты говоришь?
Но мальчик схватил его и потащил за собой туда, где был Кривда. И привёл он Кривду на суд к Эннеаде. Выслушали его боги Эннеады и сказали:
— Неправда то, что ты говоришь. Мы никогда не видели такого большого быка!
Тогда сказал Эннеаде мальчик:
— Но разве есть такой большой кинжал, как вы говорили прежде? Вы говорили, будто клинок его — гора. Эль, рукоятка его, — ствол дерева. Коптоса, ножны его, — гробница бога, а обвязка ножен — все стада пастбищ Кара!
И ещё сказал он Эннеаде:
— Рассудите между Правдой и Кривдой. Я — сын Правды, и я пришёл отомстить за него.
Тогда Кривда поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:
— Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, неправда это! И если найдут Правду живым, пусть ослепят меня на оба глаза и пусть сделают меня привратником дома его!
Но мальчик тоже поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:
— Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, это правда. И если найдут отца моего живым, пусть жестоко накажут Кривду! Пусть дадут ему сто простых ударов и нанесут ему пять рваных ран. А потом пусть его ослепят на оба глаза и сделают привратником в доме Правды. И да служит он ему вечно!
Так отомстил мальчик за отца своего, и так решился спор между Кривдой и Правдой."
Если у Высоцкого Правда и Кривда представлены как аллегории, то в египетской притче имя Правда и Кривда носят реальные люди. И в египетской притче Правда одержала победу над Кривдой законным путем, а у Высоцкого победу можно одержать только путем Лжи. Мировоззренчески это выражается в том, что у египетского писателя существует небесная, божия справедливость Эннеад, а у Высоцкого справедливость достигается только взаимоотношением двух сил правды и лжи любыми средствами без существования над ними божией справедливости. Позднее это выразилось словами героя Высоцкого из фильма "Место встречи изменить нельзя": "вор должен сидеть в тюрьме".
28.09.20
Свидетельство о публикации №220092800059