Легенды о великанах
Bеликан (синонимы исполин, гигант, колосс, титан) – название человека высокого роста; происходит от слова великий, отличающийся от всех людей какими-то особыми качествами; в данном случае большим ростом, крепким телосложением и большой физической силой.
Исполин – (ифрит, ispolin - падший; потомство ангелов и обычных женщин; человек высокого роста, (в книге «Второзаконие» примерно равный 9 локтей, 1л = 45 см); в среднем 4 метра.
Гигант = (гр. gigas - гигантский, первая составная часть наименований единиц физических величин, служащая для образования их наименований, равных миллиарду ( 109); человек большого роста.
Колосс – (гр. kolossos – большая статуя); существо громадной величины.
Титан – (гр. titanos - боги второго поколения; шесть сыновей и шесть дочерей от союза бога неба Урана и богини земли Геи - могучих и грозных великанов); синоним гиганта.
Все эти существа являются героями различных литературных произведений и народного фольклора (эпосов, эпопей, легенд, мифов, сказаний, сказок и других) и обычными людьми большого роста.
Главное отличие великанов от дивов и других мистических персонажей народного фольклора является то, что великаны в основном это материальные существа, люди большого роста и они все смертные, а дивы и другие мифические персонажи это божеские существа, духи и они бессмертны.
Начало мифологии ( гр. mythos – предание, сказание, рассказ + logos – понятие, учение = совокупность созданных народной фантазией мифов и сказаний о деяниях божественных существ, легендарных героев и прочих сверхъестественных существ) о великанах, могучих и грозных титанах было положено древнегреческими сказаниями, мифами и легендами. (В греческих мифах герои - (h)eros - полубоги, дети божества или потомки божества и смертного человека. Главное отличие героев от богов в том, что герои смертны). Их создавали бродячие певцы – аэды (гр. aoidos –певец, песенник ) и они переходили из одной семьи в другую, из одного рода в другой, от одного народа к другому и так постепенно распространились по всему миру и стали необходимой принадлежностью народного фольклора почти всех стран мира
В кыргызском фольклоре и художественной литературе прототипом (первообразом) греческим мифическим великанам были д;; (ир. див) – сказочные персонажи, великаны, исполины, а также мифические сверхъестественные духовные (божественные) существа антропоморфного вида (рис. 1). В языках и аналогичных произведениях других народов они имеют подобные названия (на армянском - дэ¬вы, на грузинском - дэ¬ви, на турецком - дэв, на азербайджанском div, на га¬га¬уз¬ском - дев, на туркменском - дёв, на кыргызском - дёо, на ка¬захском - дэу, на ка¬ра¬ча¬ев¬ском - дёу, у ка¬зан¬ских та¬тар - дию, у западно-си¬бир¬ских та¬тар - тив, у баш¬кир - дей¬еу). Название этих существ имеет общеарийское происхождение от слова daiva - род небесных божеств (от корня diu - светить, небо).
По отношению к людям и животным как материальным существам, великан на кыргызском языке называется «алп», например, алп-кара-куш – гигантская чёрная птица. Также имеет значение богатырь, храбрец.
При этом часто возникает вопрос, а при каком росте люди могут быть отнесены к великанам. В одной из наиболее древних книг христианства - в Библии, говорится, что в древнее время люди были исполинского роста. Эти сведения подтверждаются находками палеонтологов скелетов людей аномального роста высотой 3-4 метра. В легендах многих народов мира повествуется о гигантах, великанах, титанах. Они упоминаются во всех древних письменных источниках. Так, например, древние арийцы имели рост 3-4 метра. В сочинениях древнегреческого философа Платона приводятся сведения, что рост атлантов (жителей острова Атлантиды) был до 12 метров. В легендах и мифах других народов мира говорится о том, что древние люди имели рост до 60 метров.
Наличие гигантизма древних народов было совершенно оправданным, так как людям, чтобы выжить, нужно было конкурировать с такими же большими животными-динозаврами (гигантскими ящерами огромных размеров).
В кыргызском эпосе «Манас» и кыргызских народных сказках неоднократно встречаются подобные персонажи, которые представляют собой антропоморфные (человекоподобные) существа гигантского роста, крепкого телосложения, обладающие большой физической силой. Внешне дивы были малопривлекательны, с грубыми и звероподобными чертами лица. Всё тело их было покрыто длинной тёмных цветов шерстью, с острыми когтями на руках и ногах.
Относясь по статуту к категории сверхъестественных духовных существ они могли быть незримыми, но в силу разнообразия созданных богом существ большей частью имели зримый антропоморфный (в виде людей-великанов) или зооморфный (в виде животных) вид. В кыргызском фольклоре такие существа называются д;; (дёо) = (ир.) див; сказочные исполины; великаны; мифические человекоподобные существа большого роста.
Дивов существует бесчисленное множество, и обитают они в диких, труднодоступных местах, в расщелинах скал, в пещерах и гротах внутри гор, в непроходимых лесах и владеют несметными сокровищами.
Также как и люди, они вынуждены питаться отловленными животными, и бывают случаи людоедства.
В фольклоре многих народов в своих действиях дивы обычно злые и враждебные людям существа, свирепые, несговорчивые и презирающие опасность, но иногда помогающие героям сказок.
По древним поверьям некоторых народов дивы раньше были человекоподобными существами; людьми-гигантами, выродившимися потомками титанов и богов от брака со смертными девушками, но за их ужасный вид бог переселил их в подземное царство. Различие же в росте людей и дивов в более поздний период было связано с последующими природными катаклизмами.
В сказках, мифах и легендах дивы часто похищают девушек, особенно дочерей ханов (принцесс), за что с ними вступают в битву герои-богатыри.
В кыргызских сказках, мифах, легендах, в том числе в эпосе «Манас» дивы встречаются довольно часто. Так например одним из таких одноглазых великанов, «сдвигающих горы», был неуязвимый Мадыган-д;;, который выезжал на битву на огромном быке. Его тело звенело как металл, когда богатыри кололи его копьями и рубили мечами. И только Манас, после обращения к богу, смог поразить его тело, а Чубак, ударом меча, отсёк голову быку.
Другими мифическими существами в эпосе «Манас» были охранник бога подземного царства Эрлика семиглавый великан-людоед Делбеген (кыр. делбе – ненормальный, помешенный, юродивый + кан – кровь = ядовитая кровь) - и его сыновья-великаны нёкёр-дёо. Против их ужасной силы, не знающей предела, не мог устоять ни один из врагов Эрлика.
Другая дегенда о диве из эпоса «Манас» по сюжету перекликается с одной из древнегреческих эпических легенд из книги Н.А.Куна «Легенды и мифы древней Греции» (Москва, 1955 г.) об опасных путешествиях Одиссея, царя острова Итака, когда он со своими двенадцатью спутниками случайно попал на остров циклопов, и оказался в плену одного из них по имени Полифем, и как ему удалось спастись, ослепив его. В легендах и мифах других народов тоже присутствуют подобные сюжеты. Это говорит и об заимственности подобных историй, о проникновении различных культур одних народов в культуры других, о стечении различных обстоятельств и о сходности мышления.
В эпосе «Манас» приводится ещё одна легенда об одноглазом, огромном, страшном и злом диве по имени Малгун (ар. malgun - проклятый), который ил в большой пещере в одном из горных ущелий. Он каждый день уходил на охоту и возвращался, когда темнело. В пещере он разводил огонь, разделывал убитого им животного, а потом на горящих углях жарил мясо. Дальней. Двенадцать дружинников-чоро во главе с охотником Куттуу-Мергеном, после выполнения опасного задания, возвращались по незнакомому ущелью к своей ставке и случайно натолкнулись на пещеру, из которой пахло жареным мясом. Дальнейшая история про этого дива повторяет сюжет о приключениях Одиссея. Так же, как и в той истории, дружинники ослепили Малгуна как Полифема и сумели убежать и вернуться в свой отряд.
В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» приводится такое описание одного из дивов: он был огромного роста – настоящий великан, высотой с пальму; когда он шёл, раздавался шум и гул, земля дрожала под его ногами, от каждого его вздоха шелестели деревья и верхушки их пригибались к земле, как во время бури. Его глаза сверкали, как горящие головни, рот был похож на отверстие колодца, а зубы торчали, точно клыки кабана. Уши падали ему на плечи, а ногти на его руках были широкие и острые, как у льва. К тому же он был совершенно чёрный.
Свидетельство о публикации №220092800702