Где теперь Остап Бендер

Где теперь
Остап Бендер?
(пьеса-памфлет)
        (Киносценарий о любимом литературном герое на фоне исторической достоверности)
       .
              Остап Бендер без шапки, без шубы, в одном сапоге, оборванный и побитый, лишившийся своего, добытого нелегким умственным трудом, миллиона, вышел в мартовскую ночь на левый берег реки Днестр, ловко соскочив с начинающей движение льдины. При этом он произнес: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!». Это было сказано весьма кстати, так как лёд на реке Днестр действительно пришел в движение. Остап  устремился вглубь территории своей Родины, которую намеревался, было, покинуть навсегда.
            Идет по пустынной дороге, покрытой тающим снегом Время от времени он останавливается, снимает сапог и одевает его на другую (озябшую) ногу, предварительно пополоскав её (ногу) в проталине. При этом он произносит, неизвестно к кому обращаясь: «Не надо оваций!» и через некоторое время: «В управдомы, так в управдомы». В ладони Остап несёт «Орден Золотого Руна» - все, что осталось от миллиона.  Время от времени смотрит на орден, вздыхая и говоря: «Теперь я всего лишь кавалер «Ордена Золотого Руна. Это все, что осталось от добытого нелегким умственным трудом миллиона»
                Вскоре, бодро шагавший Остап, пересек Украинско-белорусскую границу (стоит столб с указателями «Украина», «Белоруссия»), и догнал крестьянскую фурманку, запряженную неспешными волами.
            Б е л о р у с - Сидай, – пригласил его добрый белорус, и Остап устроился на ворохе соломы.
О с т а п  - Хлеба у тебя нет?
            Б е л о р у с - Няма, - ответил селянин, - адкуль теперь хлеб.
               
О с т а п (раздумчиво) - Странно,  почему нет хлеба, и удивительно,  что я понимаю белорусский язык..
Б е л о р у с – пожимает плечами.
Едут долго. Остап и возница дремлют. Когда стало смеркаться, повозка свернула «до хатыни» и стала. Белорус стал распрягать волов. Остап упругим движением опершись на одну руку соскакивает с повозки.
Б е л о р у с (одобрительно) – Ловок! – Посмотрев на Остаповы ноги, шарит под крылечком, вытаскивает нечто, напоминающую старую калошу, - На, абуй.
О с т а п – О! Какой же это фабрики? Не иначе, Ленинградский «Скороход», или французский Стетсон.  Второго нет?
Б е л о р у с – Няма. Собака унесла. Эта маци маёй абуток – пасталы..
О с т а п (надев обувь) – Нет, это изделие не фабрики «Скороход» и не Стетсон -компани. Скорее, оно сработано при царском режиме. Однако размер мой. Плохо только, что вся  обувь левая. Ничего, будем считать это созвучием с левым уклоном.
Б е л о р у с – Табе лепш видаць.  До побачення. – поворачивается уходить.
О с т а п – Товарищ, товарищ! Вы куда? А как же я ? Разве вы не пригласите меня в свой придорожный замок и не угостите хотя бы легким ужином, я имею в виду небольшой кусочек хлеба и кружку чего-нибудь, можно воды.
Б е л о р у с – Вунь колодзык.  Хлеба няма.
Остап достаёт из колодца воды ведром с верёвкой. Напился воды и продолжил свой путь к центру Белоруссии. Белорус долго смотрит вслед. Качает головой, вздыхает, пожимает плечами. Когда по пути Остапа в одном селении попался богатый с виду дом, он, зажав в кулаке  орден Золотого Руна, постучал в ворота.
О с т а п  (стучит в ворота. Выходит хозяин) - Уважаемый соотечественник, не могли бы вы одолжить мне небольшой каравай хлеба. Когда я пойду обратно этой же дорогой, я заплачу вам в двойном размере.
Х о з я и н. А сейчас ты можешь мне заплатить. Что у тебя есть?
О с т а п – Вот, Орден золотого руна, я получил его за битву с врагами, он стоит тысячи караваев. Я прошу только один. И скажите, где находится районный центр вашего района. Я иду в горком партии, сбился с пути и подвергся несчастному случаю.
Х о з я и н ( заходит в дом, выносит каравай хлеба) – На… Давай…. Пять верст все в ту сторону.
         Остап идёт по дороге, отщипывает от каравая. Подходит к городу, каравай кончается. Идёт по улицам. У встречных спрашивает дорогу. На него смотрят с удивлением и испугом. Подходит к отделению милиции
Влиться обратно в число граждан СССР Остап решил в Республике Беларусь, в районном центре, в городе Эн, обратившись с заявлением в отделение НКВД об ограблении и избиении его неизвестными бандитами.
            Остап заходит в отделение милиции. Вид у него трагически-возмущённый, молчит.
Д е ж у р н ы й  м и л и ц и о н е р –  Шо зробылось? Як ваша имя?
О с т а п – (патетически, с большим чувством. По мере его речи, заходят сотрудники, дворник, уборщица. Сокрушённо качают головами, жестикулируют, вздыхают) - Это произошло на территории вашего района. На территории доверенной вам советской властью для бдительной охраны. Партия и правительство и лично товарищ Сталин надеются на вас, на ваше районное отделение НКВД. Вы не оправдали высокого доверия. На дороге в районный центр неизвестные бандиты нападают на гражданина Союза Советских Социалистических Республик, рвут его одежду, избивают, отбирают паспорт на имя Барановича Бориса Петровича, 1902 года рождения, диплом инженера –химика, диплом выпускника Института красной профессуры, военный билет и справку об освобождении от воинской повинности, выданной областным военкоматом – на то же имя. Где справедливость? Где соблюдение Уголовного кодекса? Где защита граждан, где их личная неприкосновенность!!??
Д е ж у р н ы й – Замойкнуць! Хто небудь тут гаворыць па-русску? Скажыце яму хай напиша заяву и покажа што у яго адобрали.
О с т а п – Товарищ! Я вас прекрасно понял, я понимаю белорусский и другие языки. Дайте мне пачку писчей бумаги и какой-нибудь «паркер». Все будет изложено  под присягой: «правда, одна только правда, ничего кроме правды».
Остап пишет заявление. Темнеет. Зажигают лампу. Дежурный сменяется.
Кабинет начальника районного отделения НКВД. Начальник читает заявление Остапа на нескольких листах.
Н а ч а л ь н и к   о т д е л е н и я НКВД– Хороший почерк. Институт красной профессуры. Такие кадры на дороге не валяются. –( Звонит по телефону. )– Соедините с первым секретарем горкома партии товарищем  Иващенко  (пауза).  Мы тут оказали помощь товарищу. Выпускник Института Красной профессуры. Героически дрался с бандитами. Покушение. Мы отбили. Спасли. Бандиты похитили документы. (Пауза) Будет сделано. (Перезванивает)  - Ерошича ко мне.
Е р о ш и ч – Слухаю.
Н а ч а л ь н и к – Паспорт, форму, общежитие, талоны на питание. Исполняй!
Е р о ш и ч - Есть! А кому всё это?
Н а ч а л ь н и к – Красному профессору. В дежурке сидит. Такие кадры на дороге не валяются.
            Вскоре Остап получил «пашпарт».
          О с т а п – ( В паспортном столе. Вручают паспорт. Рукопожатия). Читает: Баранович Борис Петрович, 1902 года рождения, служащий, невоеннообязанный, русский, гражданин БССР. А это что? В чем дело? О чем свидетельствует сей штамп?
         Н а ч а л ь н и к  П а с п о р т н о г  о   С т о л а – Товарищ Баранович, это отметка о прописке вас в общежитии горкома партии по разрешению первого секретаря товарища Иващенко. Вам предоставлена комната как выпускнику Института Красной профессуры.
        О с т а п – Естественно, мне все это известно, но что означает это слово в штампе, весьма неразборчиво проставленное?
         Н а ч а л ь н и к  П.С. – Это по белоруски название улицы, где расположено общежитие Горкома партии. Улица имени Ю.Пилсудского. Батько Пилсудский. Должно быть, красный партизан.
         О с т а п – (назидательно) Ю.Пилсудский – это Юзеф Пилсудский. Глава всех политических партий Речи Посполитой, организатор всяческих угроз для молодой Советской республики. Его опасной деятельности посвящен цикл лекций на 6-м курсе Института красной профессуры, прочитанных самим товарищем Луначарским. Ставить в моем советском паспорте имя Ю.Пилсудский – это грубая политическая ошибка.
          Н а ч а л ь н и к  П.С. – (испуганно) Разберемся, исправим. Давайте сюда ваш паспорт.
          О с т а п – Паспорт пока останется у меня. – (прячет паспорт во внутренний карман) - естественно, я не могу без паспорта, пока вы будете разбираться с этим политическим делом. Поспешно уходит).
           Н а ч а л ь н и к  П.С. – (по телефону) Выдали паспорт. Необыкновенная образованность. Необыкновенное политическое чутьё. Высокий патриотизм. (пауза).Назначаете заведующим Красного уголка при горкоме ВКП(б). Поддерживаю. Одобряю. Достоин. Вполне достоин.   
            Остап с инструментами у двери, на которой табличка «Красный уголок». При помощи клещей снимает табличку, прибивает хорошо оформленное объявление. «Парткабинет Горкома ВКП(б); часы работы с 8 утра, до 8 вечера, без выходных; начальник – тов.Баранович». За работой Остапа наблюдает группа технического персонала.
             О с т а п – Лёд тронулся, товарищи секретари горкомов и обкомов ВКП(б). Пора вливаться в будни республики, строящей социализм. Я думаю, инициатива переименования Красных уголков в парткабинеты будет поддержана  на всей территории РСФСР и союзных республик.
             С о т р у д н и к  п о  в и д у   д в о р н и к – Гэта цябе ци што пабили на дарози и абрабавали?
             О с т а п – Да, это я подвергся нападению неизвестных бандитов. Но даром им это не пройдет. Будут пойманы, разоблачены и наказаны.
              Д в о р н и к – Гэта с нашаго хутара хлопцы. Мой племенник Грыша таксама з ими. Гарно хлопцы усих побивают. Нэ, их не пыймают.
              О с т а п – Как! Вы знаете место расположения бандитской шайки и молчите?
               Д в о р н и к – А чого казаць? Хлопцы гуляють. Им восенню в Чирвоную Армию исци.
              О с т а п – Может, это не ваши хлопцы, не с вашего хутора. Ваши, должно быть, комсомольцы. Они не будут нападать на беззащитного прохожего – гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Ваши, должно быть, знакомы с уголовным кодексом.
             Д в о р н и к – Всё яны ведаюць, семягодко покончали. А вось ты, хлопец, я хитры. На лбе у сябе нампсано – а хитра. И не падобны ты ни на кацапа, ни на расейца. Може, ты элемент какой? Чужы?
             О с т а п – (Испуганно) Что вы гражданин, какой я элемент? Тем более чуждый!
             Д в о р н и к – Да и на элемента не падобны. Тильки мне до цебя справы няма. Начальникай гэтых, сакратарой можеш подманываць. Мене не шкада. Мене вось не падманеш. Ох хитры ты!
             О с т а п – Товарищ! Вы хотите сказать, что мое политическое кредо не совпадает с вашим, и может быть, взято под сомнение?
             Д в о р н и к – Моё креда веникам махаць и оно корысьць дае. Ад яго чиста робицца. А твоё – мовай балбатаць.
              О с т а п – Товарищ! Товарищи! Ваше пролетарское мнение обо мне для меня очень важно, ценно, оно значимо и обжалованию не подлежит. Но на моем лбу разве не написано соблюдение уголовного кодекса и конституции Союза Советских Социалистическийх республик от ныне и присно и во веки веков. Давайте познакомимся. Как ваше имя, дорогой, принципиальный, политически грамотный товарищ?
         Д в о р н и к – Панасом крещен, батьку Иваськой звали. А я дворником .
              О с т а п – Дорогой Панасий Иванович, сердечно рад знакомству, надеюсь на искреннюю дружбу…
             Остап протягивает руку. Дворник и его коллеги испуганно пятятся и уходят.
              О с т а п – На лбу написано? (Достает зеркальце. Делает несколько выражений лица, приговаривая) Так? Или так? А, может, так? Вперед к победе социализма! (С восторженным выражением заходит в парткабинет и занимает место за столом, покрытым кумачём). Почему дворники такие умные. Вот, во времена молодости встречал дворника в городе Старгород. Тоже был умный. Тихоном звали.
          Г о л о с  з а к а д р о м: Итак, Остап Ибрагимович Бендер под именем Борис Петрович Баранович, придав своему лицу соответствующее выражение (на лице читалось «Вперед к победе социализма), приступил к исполнению должности «заведующий парткабинетом». На то, что он беспартийный внимания не обратили поскольку он был выпускником Института Красной Профессуры, что сомнения не вызывало. Свою деятельность он начал с переименования Красного уголка в парткабинет.  Руководящие товарищи с ним согласились и с той поры парткабинеты были учреждены в горкомах и обкомах партии и в крупных социалистических предприятиях на всей территории Советского Союза.  Остап изучил размах индустриализации, коллективизации, электрификации, международное положение Республики Беларусь, и у него закружилась голова от изобилия возможностей повышения уровня своего благосостояния. Однако опыт прошедших лет сурово указал великому комбинатору на чреватость возможных последствий, и он решил сделать передышку на своем рискованном пути. «Будем чтить уголовный кодекс», - так подумал, и стал жить на среднестатистическую зарплату советского служащего. Со временем Остап приобрел для себя, модную в то время, полувоенную одежду: френч, галифе, хромовые сапоги, точно такие, как у первого секретаря горкома. Когда он в этом наряде появлялся в приемной горкома, секретарша Анечка краснела и теряла дар речи.
            Остап входит в приемную секретаря горкома. С папкой. Кладет конфетку на стол Анечки. Анечка в красной косынке.
           О с т а п – Эта революционная косыночка к лицу вашему румянцу…  У себя?
           А н е ч к а – Испуганно кивает головой  несколько раз.
           И в а щ е н к о (1-ый секретарь горкома ВКП(б). Выходит из кабинета. Недоволен. Меряет взглядом Остапа. Остап вытягивается, руки по швам) В чем дело, товарищ Баранович? Почему не на рабочем месте заведующего парткабинетом?
О с т а п – Пришёл согласовать текст лекции об ужасах жизни в капиталистических странах, особенно в Рио-де-Жанейро. Всему миру известно, что в этом мегаполисе все трудящиеся, поголовно,  ходят в белых штанах. Этот факт красноречиво свидетельствует о крайней бедности. Трудящиеся не имеют средств купить краску для покраски своей одежды – конкретно  брюк, т.е. штанов. В нашей же стране, строящей социализм, никто не ходит в белых штанах…
И в а щ е н к о – Это хороший пример, но вам лучше придерживаться готовых текстов. Они написаны докторами и кадидатами наук и одобрены Центральным Комитетом. Сколько вы получаете за прочитанную  лекцию?
          О с т а п – 16 рублей в кассе горкома партии, минус подоходный налог.
И в а щ е н к о – Мне сообщили, что в прошлом месяце вы прочитали 123 лекции и получили 1968 рублей. И все лекции были о Рио-де-Жанейро.
О с т а п – Видите ли, товарищ 1-ый секретарь, в мой отчёт о прочитанных лекциях вкралась ошибка. В моем черновике стоит 12,3 лекции. При переписке запятая была опущена и получилось 126. Я собирался указать в бухгалтерии на допущенную ошибку, но пока не успел. Естественно, сделаю это. Ошибка очевидна. Надеюсь, что меня не заподозрят в умышленном обмане. Что касается тематики, действительно, во многих трудовых коллективах меня просили прочитать лекцию об ужасах в Рио. Мои экспромты вызвали интерес, и я отдавал предпочтение тематике о Латинской Америке, её бедности, бедственном положении трудящихся в Рио-де-Жанейро. Тем не менее, я уделял внимание также и прекрасным лекциям от общества «Знание», несмотря на то что многие слушатели засыпали от своего чрезмерного внимания к этим лекциям.
И в а щ е н к о – Надеюсь, вы учтете, исправите, измените, чтобы соответствовать. Горком партии надеется на вас. Обратите внимание на излишне активную антисоветскую деятельность настоятеля местной православной церкви о. Серафима. Организовал помощь неимущим слоям населения и беспризорным детям. Что он этим хочет сказать? Советская власть сама позаботится без всякого служителя культа.
О с т а п – Совершенно с вами согласен – религия – опиум для народа. Можно организовать диспут с о.Серафимом в клубе рабочей молодёжи и посадить его в лужу.
И в а щ е н к о – Прекрасная мысль Возьмитесь за это дело.
.
.Г о л о с  з а к а д р о м - Однако  сумма доходов: зарплата, плюс гонорары, за прочитанные и не прочитанные лекции, не могла удовлетворить запросов великого комбинатора, и вот что случилось…
         Как-то, совершенно случайно, взор Остапа остановился на дородном, сравнительно молодом человеке, примерно за тридцать, как и Остапу, который не спеша сел в легковую машину рядом с водителем. На молодом человеке были пышная борода и облачение священнослужителя. Это был настоятель местного храма отец Серафим.
         О с т а п - «Вот это, да! – восхитился Остап, - Это же моя несбывшаяся карьера. Это даже лучше, чем Рио-де-Жанейро!». (Он постоял несколько минут, остолбенев, потом отправился на свое место работы, опоздав на пять минут, за что удостоился укоризненного взгляда дежурного милиционера).
          О с т а п – (Бормочет) Вот,  даже охранник позволяет себе…
         Г о л о с  з а  к а д р о м - С этой минуты он стал думать о почетной, независимой, хлебной должности священника. «Даже спецодежда наверняка бесплатная. Эх, не догадался я в список отобранных документов вписать свидетельство об окончании духовной семинарии». Но, как оказалось, диплома слушателя Института Красной Профессуры было достаточно.
           Однажды Остап зашёл в церковь во время службы. Заметив, что на него обратил внимание священник, истово перекрестился. Дождался конца службы.
          Остап стал вести переговоры в ближайшей епархии и встретил там восторженный прием. Такой кадр, как выпускник Института Красной Профессуры, решивший придти в лоно церкви – это большая редкость, ценность и радость. Остапу светило не менее чем место настоятеля в божьем храме. Он был обласкан и благословлен архиепископом….
А р х и е п и с к о п – Скажи сын мой не совершал ли ты греховных деяний на своем пути прежде чем обратиться в лоно святой церкви?
О с т а п – Каюсь, Святой Отец, был грех. Однажды я несправедливо осерчал на настоятеля храма Святого отца Фёдора и по глупости своей крикнул ему: «Почём опиум для народа?». Потом я раскаялся и жалел о содеяном.
А р х и е п и с ко п – Бог простит тебя, сын мой. На святой должности настоятеля божьего храма ты будешь полезен Святой Православной церкви.
Но карьера священнослужителя оборвалась, не успев начаться. В районном отделении НКВД стало известно о том, что зав. парткабинетом ведет переговоры в церковных кругах. Оперативная разработка установила  цель этих переговоров. Остап под именем Бориса Петровича Барановича – заведующего парткабинетом, был арестован, разоблачен и судим. На дворе стоял 1937-ой год, людей сажали в тюрьму и за меньшие провинности, чем желание стать священнослужителем.
О с т а п (произносит последнее слово в суде) – Граждане судьи, произошло досадное недоразумение. Я, выросший под знаменами Октябрьской революции, всегда, не жалея сил боролся во благо и во имя. Я смело бросил в лицо священнику обличающие слова «Почём опиум для народа?!». Да, я вел переговоры в епархии с целью организовать антирелигиозный диспут и посадить в калошу служителей культа…Я все делал, строил, организовывал, говорил, агитировал, сочинял лекции об ужасах жизни в капиталистических странах во благо и во имя…. Я чтил Уголовный кодекс, Конституцию СССР, РСФСР и всех союзных республик. У нас не хватит времени чтобы я смог перечислить все мои заслуги в деле строительства социализма…
На р о д н ы й  с у д ь я – Именем Российской федерации гражданин Баранович
 по статье №58, п.п.7 и 11 за вредительство и контрреволюционную деятельность приговаривается к 12 годам лишения свободы.
Д в о р н и к –  Вось  пашанцавала. Я ж казау, што ён хитры. А магли и расстраляць. 
Г о л о с  з а  к а д р о м - Для отсидки Остапа  отправили в Усть-Вымский ГУЛАГ в автономной республике Коми. В тиши Беломорской тайги он пересидел тяжелые годы репрессий, войны и послевоенные годы в качестве заключенного №5425, на должности зав. библиотекой 6-го лагпункта. Остап в арестанской одежде. Острижен наголо. У него полно работы в библиотеке. От других работ он освобожден.
         Нигде и никогда Остап не пользовался таким почетом и уважением среди коллег (зеков) и начальства, как в 6-м лагпункте. Как бывшему зав. парткабинетом ему поручали организацию лекций, и постановок пьес на политические темы с целью пробуждения социалистического сознания среди заключенных. Он должен был в порядке содержать помещение, отведенное под библиотеку, и библиотечный фонд. И он старался. Без конца пересчитывал книги, расставляя их по алфавиту, смахивал пыль со стола и скамейки, составляющих меблировку библиотеки, подметал пол. У него не было минуты свободного времени, и начальство, видя это, освободило заключенного №5425 от всех других видов работ. Когда было необходимо получать политическую и художественную литературу в спец. распределителе, замполит посылал за ней зав. библиотекой в сопровождении конвоира, уверенный, что тот справится с этой задачей лучше, чем он сам. Остап отбирал литературу, увязывал ее в  тюки, и они с конвоиром два-три дня отсыпались и отъедались, ожидая оказии в 6-ой лагпункт.
        Было известно, что зав. библиотекой собирался стать священником, и уже был благословлен на это высшей церковной властью, за что и пострадал. Верующие, которых было немало среди заключенных и конвоиров, не упускали случая побеседовать с зав. библиотекой на душеспасительные темы и потихоньку звали Остапа «батюшкой». Желающих он учил молитвам, которые помнил наизусть с гимназических времен. В столовой  повара всегда давали ему добавку к обычной «пайке», а если кто из заключенных получал из дома посылку с продуктами, то не забывал «батюшку».
          Остап отсидел свой срок и решил вернуться по месту своего проживания до ареста, в Республику Беларусь. Ему нравился климат Республики и, самое главное,  добродушно-доверчивый характер  белорусов.
         «Куда же мне теперь? - думал Остап, - на должность зав, парткабинетом не возьмут из-за судимости. Нечего и мечтать». Но он не был забыт в епархии, и при освобождении его встретил протоиерей отец Алексий, по поручению архиепископа.
          О.А л е к с и й - Сын мой,  ты страдал в узилище долгие годы. Скажи мне, укрепился ли ты в нашей православной вере, не пошатнулся ли ты в страданиях, которые  перенес? 
           О с т а п - Укрепился, Святой Отец, не пошатнулся, – молвил Остап, воздев очи к небу и осеняя себя крестным знамением.
          О.А л е к с и й - Тогда, в путь! Святое поприще ждет тебя!  Благословляю тебя, сын мой, быть настоятелем церкви Святых Зосима и Савватия в городе Эн, с именем отец Федор. Знаешь ли ты, сын мой, что канон православной церкви требует от священника, чтобы он имел семью, был бы женат, чтобы его жена – «матушка» была ему поддержка и опора.
О с т а п – Знаю, святой отец. Есть достойная особа – учительница музыки в школе. Окончила областное культпросвет училище по линии пролеткульта. Моложе меня на десять лет. Благословите ли вы меня, святой отец, обвенчаться с сей достойной девицей.
О.А л е к с и й – Как имя сей достойной особы?
О с т а п – Ангелина Викторовна, святой отец.
О.А л е к с и й – Я благословляю тебя, сын мой, на святое православное венчание с рабой Божьей Ангелиной. Согласна ли она принять сан «матушки»?
О с т а п – Она согласна, святой отец. В школе она ведет хоровое искусство. Ученики не любят её уроки, не слушаются, шумят на уроках. Поэтому её не любят директор и завуч. Она так несчастлива.
О.А л е к с и й – Став «матушкой», она найдет свое счастье.
Г о л о с  з а  к а д р о м - Остап и Ангелина обвенчались.Это был счастливый брак. В скором времени совершенно изменилась внешность Остапа. Отросшая окладистая борода, волнистые волосы, осанистая фигура, проникновенный взор карих очей и приличествующее сану одеяние с декоративным крестом (наперсный крест) на груди с надписью «Во имя отца и сына и святаго духа», сделали Остапа самым привлекательным православным священником епархии. Это позволило ему изыскать средства на реставрацию и украшение захудалого храма, собрать многочисленный приход из местного населения, в том числе из интеллигенции,   молодежи, местного казачества, цыган и криминальных структур – всем нашлось место в лоне святой церкви. Был создан культурно-просветительный центр «Мироздание». Зазвучали хоры, исполняющие на профессиональном уровне церковное и классическое песнопение. Культурная жизнь города Эн переместилась в сферу религиозного культа. По популярности в городе Эн не было равных отцу Федору. Архиепископ вручил ему орден и присвоил звание протоиерея. Знание наизусть  молитв и закона Божия из курса гимназии позволили отцу Федору прослыть самым грамотным священником. Посмотреть на священника церкви Зосима и Саватия приходили верущие из других городов, сёл и деревень. Как-то из города Старгород пришёл старец в прошлом дворник Тихон. Повстречались два дворника – коллеги перед входом в церковь.
             Д в о р н и к – Куды дарога твая ведзе? Ня на багамолле ци?
            Т и х о н – Прослышал вот о хорошем батюшке, что у вас тут служит. Грехи будто бы отпускает, какие хошь. Хочу исповедаться да причаститься. Сам-то я дворник, как и ты.

            Д в о р н и к – Няджо шмат награшый?
           Т и х о н – Да какое там - много, у других-то поболе будет.
           Д в о р н и к – Ну так послухай, што скажу. Не хадзи до яго. Никакой ён не бацюшка. Я тебе скажу, кто он. Чырвоны прафесар ён, сатане служыць.
             Т и х о н – Что ты!? Грех тебе, если сбрехал. А я пойду, гляну на него.
            Д в о р н и к – Идзи, идзи. Тольки не памылися – на выгляд нешта ён чисты прарок. Бабы-дуры готовыя яму ноги мыць и воду пиць.
           Т и х о н – Пойду, меня не проведёшь.
           Тихон уходит, дворник подметает двор. Тихон идёт обратно.
           Д в о р н и к – Ну чаго, поглядзей?
          Т и х о н – Теперь ты меня послушай! Никакой он не профессор, а он над моим барином  камердинер – это командир значит. Когда мой барин из Парижа приехал, он его в моей дворницкой дожидался. Ох, издевался над барином. Мне рубь в руку, я и пошёл. А он барина, то в зелёный цвет покрасит, то побреет наголо. Так и ушли, а я спать остался. Какой барин был. Ипполит Матвеевич. Должно загубил его, камердинер проклятый. Давай помянем его.
           Достаёт бутылку. Выпивают.
          Т и х о н – (сильно захмелев)  А я вот у него спрошу: «Ты куда барина дел – Ипполита Матвеича?» А у тебя барин был?
           Д в о р н и к – Бый, як же без пана. В семнаццатым годзе  расстраляли. Велики пан бый. Эксплуататара! Добрае  дараванне плацей. И на гарбату за павагу. А гэты знаёмы твой у турме сядзей, добра не расстраляли.
            Дворник Тихон – В тюрьме, говоришь, сидел? Ну, это на него похоже. Небось, обжулил кого.
             Дворник – Ни! За веру сядзей!
              Т и х о н – Неужто  за веру пострадал? А то в молодости ох и умён был. Барина моего у себя в лакеях держал – вот какой человек был. А исправился – за веру сидел. Пойду попрошу благословения, Раз он теперь батюшка.
             Д в о р н и к - Идзи, идзи. (Тихон уходит) Яки чалавек добры.  Дворник. Як бы яго не арыштавали.
             Тихон и Остап.
             О с т а п – Глазам своим не верю! Пролетарий умственного труда! Работник метлы! Живой! Прекрасно пьяный, но добавить не помешает? Вот прими, и вон туда. Там культурное заведение. (протягивает деньги).
             Т и х о н – Ты, куда барина дел? (Деньги берёт).
              О с т а п – Я сам хотел бы разузнать, где твой барин и кое-что у него спросить. Я его давно не видел.
            Т и х о н – Так ты что, верно, батюшка? Одёвка на тебе и крест.
            О с т а п – Облачён согласно сану.
            Т и х о н – Так ты, может, причастишь меня и грехи отпустишь? 
             О с т а п – Благослови тебя Бог, сын мой, и простит он твои грехи. (Крестит, даёт поцеловать руку. Тихон целует, сплёвывает). Теперь иди туда, куда я указал, и выпей за здоровье людского рода.
             Тихон уходит, Остап стоит, глубоко задумавшись.
             Голос за кадром. Надо сказать, что ко времени описываемых событий Остапа стала снедать скука на его посту. Донимали болезни матушки Ангелины и четверых ребятишек, народившихся в семье О.Фёдора за годы его службы настоятелем храма в городе Эн. Все дело в том, что настоятель был неверующий. Каждодневные молитвы и проповеди, приличествующие сану осанка и выражение лица, стали вступать в противоречия с истинной сущностью Остапа Бендера, с его неугасимым темпераментом, склонностью к рискованным предприятиям, его званием «великого комбинатора». В Остапа стал «вселяться бес», фигурально выражаясь на языке православия. Но, по сути, его неудержимо влекло к  прежним пристрастиям. Неожиданное появление дворника Тихона – живого свидетеля одного из фактов биографии великого комбинатора – ускорило решение Остапа оставить должность священнослужителя. И вот он делает такой ход. Прощается со своей паствой в прощальной  проповеди-исповеди.
О с т а п – (В облачении священника) Братие и сестры! Я вел вас по пути нашей веры. Много дней и ночей я думал о том, чтобы сделать вашу жизнь лучше: богаче, веселее, в любви друг к другу. Чтобы все вы были красиво одеты. Чтобы зимой вам было бы не холодно, чтобы не изнывали бы вы от летнего зноя. Чтобы у всех были квартиры с удобствами. Чтобы вам хватало заработанных денег до следующей получки… Много всего хорошего я хотел вымолить для вас у Творца. Но должно быть мои грехи не позволили, вы, как и прежде, живете в скудости и неудовольствии. И вот я каюсь перед вами в своей исповеди – не достоин я далее вести вас и посему решил удалиться от мирских дел. Принимаю монашеский постриг, схиму. Накладываю сам на себя епитимью: быть егерем в божьем лесном заповеднике. Как в 13.. году незабвенный Святой Сергий Радонежский удалился от мира в «пуcтынь», так и я, недостойный раб божий, удаляюсь от мира в Беловежскую пущу, чтобы нести в одиночестве свой крест. Прощайте мои любезные братие и сестры, новый настоятель храма поведет вас далее.
            Голоса верующих – Не оставляй нас святой отец и т.д и т.п. Жнщины плачут.
            Голос за кадром. Когда Остап Ибрагимович Бендер, по паспорту Борис Петрович Баранович, а по сану - отец Федор, освободившись от должности настоятеля Святой церкви, в очередной раз огляделся вокруг себя, то его светлая голова больше не закружилась.  Опыт его молодых лет показался таким незначительным, наивным и где-то комичным приключением, что ступить на путь приобретения капиталов в твердой валюте в настоящее время показалось закономерным, необходимым и неизбежным. Известно, что Остап Бендер знал  четыреста сравнительно честных способов отъема денег у богатых индивидуумов. Если ни один из этих способов не годился, он тут же придумывал четыреста первый. Однако как бы ни хороши были эти способы, все упиралось в отсутствие богатых индивидуумов. Это в то время. Время тридцатилетней молодости Остапа и Сталинских пятилеток. Теперь же они, эти владельцы денежных знаков в избыточных количествах, должны быть. Остап это чувствовал своим необыкновенным чутьем. И он начал свое дело.
          (Рабочий кабинет в сторожке егеря. Письменный стол. На стенах охотничьи ружья и трофеи, карта Советского Союза. Остап произносит речь перед техническим персоналом заповедника: младшие егеря, садовники, повара, горничные)
         О с т а п  (в костюме монаха) – Любезные братие и сестры. Я есьм монах отец Фёдор. Пришёл к вам чтобы исполнять послушание на должности старшего егеря божьего заповедника Беловежская Пуща. Я буду работать и молиться, чтобы искупить грех своего неудовольствия нашей жизнью и искать пути её улучшения. С Божьей и вашей помощью мы перестроим нашу жизнь, сделаем прекрасной и богатой. Мы позовём сюда самых умных людей нашей земли, чтобы они отдохнули от своих трудов в наших благословенных садах и лесах, насладились нашим воздухом и видом нашей природы. И тогда за дружеским столом они с любовью друг к другу всё решат для блага всех людей, а мы подскажем как лучше. Теперь надо взяться, приготовить всё для встречи. Я сниму на время своё святое одеяние и надену костюм егеря. Зовите меня без чина, просто Фёдор Петрович.
         Голоса в разнобой – Возьмёмся, Фёдор Петрович! Вы только скажите что куда, как! Мы все сделаем, а уж вы им скажите.
         Прежде всего, Остап решил произвести некоторые географические преобразования на территории Советского Союза. Он пришел к заключению, что в подчиненности Республики Белоруссии Москве отсутствует логика и присутствует некий сумбур. Верховный Совет БССР подчинен Верховному же Совету СССР, Совет Министров БССР – Совету Министров СССР, Министерство сельского хозяйства БССР – Министерству сельского хозяйства СССР. Даже МВД БССР и то подчиняется МВД СССР и т.д. Последнее, особенно не нравилось Остапу: как могут внутренние дела одной республики, подчинятся внутренним делам – другой. Остап поставил перед собой задачу ликвидировать этот алогизм. Какими способами он это достиг, долгое время оставалось тайной, теперь многое открылось. Началось все с исторической проповеди-исповеди Остапа – отца Фёдора. Он каялся в своих греховных мыслях о несовершенстве Мира, мирских дел, о неудовлетворенности своей службой на посту настоятеля Божьего храма и поведал о своем решении  покинуть мирскую юдоль и поселиться в «пустыне», как это сделал 13.. году незабвенный Отец Сергий Радонежский. Местом своей «схимы» выбрал Беловежскую Пущу. Чтобы не пугать фауну заповедника, Остап сменил церковное облачение на скромный, практичный костюм из современных не мнущихся и непромокаемых материалов. Поселился в домике егеря, занял его должность и вскоре прославился как умелый охотник и стрелок из всех видов охотничьих ружей из коллекции собранной за много лет хозяевами заповедника, а также как знаток этого оружия. Побеседовать с новым «старшим егерем» считалось честью, как для обычного туриста, так и для члена правительства и даже для главы. К тому же вскорости обнаружилось, что старший егерь знаток политической истории и может с большой долей вероятности предсказать её будущее. И вот прознав о замечательном месте для охоты и последующего отдыха на территории БССР в Беловежской Пуще собрались сябры (друзья, соседи): Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич.  Всё было  на высшем уровне. Сюрпризом оказалось присутствие  нового старшего егеря – личности весьма неординарной. Сразу стало понятно, что вся организация охоты, отдыха, экскурсий по заповеднику, благостному и радостному настроению всего общества – это дело рук и светлой головы старшего егеря.
- Что за личность? - Спросили все три главы (России, Украины, Белоруссии), каждый у своего начальника службы безопасности. Через рекордно короткий срок получили три реноме в одинаковой редакции. «Монах Отец Федор (Петрович) в 1937 году осужден по статье 58 на 12 лет, после заключения служил в городе N настоятелем церкви Святых Зосима и Савватия. Принял монашество. Во искупление греховных мыслей сам себе назначил послушание – работать егерем. По паспорту Борис Петрович Баранович». Возможно, что все три коммуниста (Ельцин, Кравчук и Шушкевич)-, где-то в глубине души имели тайную мысль: «А вдруг Он есть!? Во всяком случае, ЧТО-ТО ТАКОЕ ведь есть…?» и поэтому, обращая свои взгляды на необычного егеря, непроизвольно добавили в них почтительное внимание.
Егерь Федор Петрович (Остап Бендер) был приглашен за дружеский стол как равный среди равных, и хотя он не пил спиртного и не ел мяса, принял участие в политических разговорах.  В общем, чтобы кратко – в конце пиршества Остап предложил  три тоста:
О с т а п - За единую Россию и её Президента Бориса Ельцина! (Все, кроме Остапа, выпили). За Самостийную Украину и её президента Леонида Кравчука! (Опять выпили). За незалежную Беларусь и её президента Станислава Шушкевича! (Выпили по последней).
Все были в приподнятом настроении. Грядет Новый Год. Новая эпоха.     Вместо одного государства - Союза ССР, будет три. Каждому  - по государству. Так они обрадованно решили, поразились своему политическому чутью,   выпили за это, и подписали Беловежское соглашение. Охота, выпивка, сердечная беседа за круглым столом, приподнятое настроение, вдохновение от грядущих  преобразований, уверенность в ожидании вселенской славы – всё это было организовано и подстроено гением Остапа Бендера, в этот раз - главного егеря и смотрителя Беловежской Пущи.
         21 декабря 1991 года на политической карте мира появился межгосударственный союз – Содружество независимых государств. Может быть, кто-то из государственных деятелей скажет, что идея собраться в Беловежской Пуще была его, не верьте - это была идея Остапа Бендера. Советский народ тогда очень удивился, многие даже открыли рты от удивления. Так и пребывали с открытыми ртами вплоть до Нового Года. Остап Бендер потирал руки в предвкушении славных авантюр, по которым давно тосковал. Республика Беларусь, получившая статус самостоятельного независимого государства, как нельзя лучше подходила для его замыслов. Она расположена прямо посередине Европы; ее окружают сухопутные границы, что создает определенную безопасность; она находится на пути следования из России в Европу поездов, автотранспорта,   газопровода Ямал-Европа; ее населяют приятные, сговорчивые люди. А, самое главное, в ней находится Беловежская Пуща, в которой есть резиденция Вискули, где все и произошло. Беловежская Пуща была знаменита еще в 14… году, но после событий в преддверии 1992 года, на нее прямо-таки посыпались почести. В 1992 году решением ЮНЕСКО Беловежская Пуща была включена в список «Всемирного наследия человечества». В 1993 году ей присвоен статус «Биосферного заповедника», а в 1997 году последний награжден «Дипломом Совета Европы». На этом почести не закончились, и в 2010 году Беловежской Пуще был присужден «Знак Одобрения» экологов Российской Федерации. Но это было уже позже, и мы точно не знаем, играл ли в этом какую-нибудь роль Остап Бендер, в этом году ему исполнилось 108 лет, мы с ним давно не виделись, и не знаем - жив ли он.
          После подписания Беловежского соглашения Остап приступил к делу. Пробным камнем было анонимное письмо на самого себя в генпрокуратуру Республики Беларусь. Этот камень  всколыхнул несколько застоявшуюся жизнь. На дворе все еще стояла эпоха застоя. В письме описывалось, как некий Борис Баранович путем хитроумной аферы похитил в АвтоВАЗе 2400 автомобилей и продал за границу, присвоив себе деньги, и не уплатив налоги. Дело закрутилось. Громкое дело на всю страну и Европу.  С большим энтузиазмом активизировались СМИ. Разразились международные скандалы. Борис Петрович Баранович попросил политическое убежище в заморском королевстве, и получил его. В дело были вовлечены политические группировки разных стран, силовые министерства, финансовые объединения. С ним связывали ряд заказных убийств и межгосударственных конфликтов. СМИ сообщали о подготовке Барановичем смены власти в нескольких государствах. Когда все это достигло достаточной громкости, Борис Петрович Баранович подал в суд, обвиняя многочисленных участников кампании в клевете. К этому времени вскрылся факт о том, что хищения автомобилей из АвтоВАЗа не было, все они оказались на месте, и суд присудил возместить моральный ущерб господину Барановичу в размере 100 тысяч фунтов стерлингов. Остап получил эти деньги, фигурально выражаясь его же словами, «на блюдечке с голубой каемкой». Часть из них перечислил на счет своей семьи в городе Эн, и стал ожидать, что последует дальше. К этому времени он под именем Бориса Петровича Барановича приобрел широкую известность, и заслужил титул  «Величайший политический авантюрист международного класса». Вместе с этим титулом он обрел многие знания движения капиталов, которые широкими реками двигались в непредсказуемых направлениях.
           Вместе с тем стало постепенно проясняться, что «величайший политический авантюрист международного класса» вовсе не «величайший», не «авантюрист» и совсем не «международного класса». Многие даже догадались, что нет никакого Бориса Барановича, а в заморском королевстве на территории, якобы купленной им, проживает гражданин по имени Павел Галинин, имеющий соответствующий документ. Но международная общественность не желала с этим мириться. Как это так, человека, всколыхнувшего и поразившего, не существует? В связи с этим стали возникать и множиться слухи о всяческих махинациях, отмывании денег, возникновении различных компаний при участии Бориса Барановича,  участии его в политической смуте разных стран…
              Остап не прилагал к этому никаких усилий. Он, что называется, палец о палец не ударял, он только время от времени произносил свою любимую фразу:
О с т а п - «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
Нашлось много любителей детективного жанра. Вот они-то и придумывали все это, не жалея красок. Талантливые и расторопные представители СМИ эти краски сгущали, и рисовали необычайные, захватывающие картины сказочного обогащения. Может быть, это делалось кем-то из бизнесменов с целью отвести  внимание от незаконно нажитых миллиардных состояний.  Когда стали ходить слухи, что личное состояние Бориса Барановича  превысило несколько миллиардов долларов, он подал в суд за клевету. Остап был возмущен. Поставить его, чья юность прошла и закалилась в горниле революционных бурь, под красными знаменами революционных масс, в один ряд с олигархами – миллиардерами, с их непомерной антинародной жадностью, можно даже сказать с антихристианской жадностью, такого Остап Бендер перенести не смог, пусть даже под чужой фамилией. Он подал в суд за клевету. Суд опять присудил возмещение морального ущерба господину Барановичу, на этот раз, в сумме 200 миллионов фунтов стерлингов, и потребовал извинения. Господин Баранович извинения принял и деньги получил. Ему много не надо. В свое время, когда он получил  свой миллион рублей от гражданина Корейко, многие удивлялись, почему Остап Бендер взял всего один миллион, когда мог взять и все десять, или хотя бы пять. Остап не был жаден.
            Когда он принимал извинения и деньги, он произнес фразу, вроде бы ни к селу, ни к городу: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели». Тут многих осенило, особенно тех, кто читал Советскую литературу 30-х годов: «Так это же…!!! Как мы раньше не догадались!». После этого господа, особенно олигархи, стали относиться друг к другу с подозрением, и каждый про другого думал: «Не он ли это?» Судя по ловкости, размаху, неудержимости каждого из них, ведь каждый  и мог оказаться нашим героем – Остапом Бендером.
           Между тем, история человечества неумолимо заканчивала свой 20-ый век, и приближалась к 21-му. Остапу Ибрагимовичу Бендеру шел девятый десяток. При его хорошем здоровье и несокрушимом жизненном оптимизме, он вполне мог быть живым и здоровым. Любому из олигархов, в любой момент, это грозило материальным уроном и вселенским конфузом. И каждый, в утешении себе, но с опаской, думал: «Может, он уже умер или скоро умрет?»  И далее - уже с ужасом: «А может, он сидит рядом, на нашем  «Саммите»?! Может быть, он бессмертен?».  И нет им, бедным, покоя.





                О б ъ я с н е н и е
      Как-то по телевизору услышала слова замечательного певца и артиста Сосо Павлиашвили: «Мечтаю сыграть Остапа Бендера». Слова запали в мою голову: « Не превратить ли последнюю главу моего романа об Остапе Бендере в киносценарий».  Стала пробовать. Пока получилось вот это. Работа продолжается.
                М.Лола
       
               









Рецензии