Тётя Геня и дядя Миша

Тётя Геня была младше  Беллы на 7 лет. Тоже не простая жизнь… А у кого она простая...Родилась она в 1910 году.  Воспоминание тети Гени : "Когда я ходила в  школу я очень  любила читать. Недалеко от школы был костёл и мы еврейские девочки прятались там,от налетов всяких бандитов. Пастор  был очень добрый и прятал нас в своей библиотеке. Это была огромная библиотека и я попросила у пастора разрешение читать книги. Он позволил. Самая любимая моя книга была библия. Она была большая и очень красивая, а главное там было много иллюстраций,  прямо как картины! Ох и грешна я перед еврейским Богом…"
    О жизни Гени я почти ничего не знаю. Знаю только, что замуж она вышла тоже рано. Влюбился в неё белорусско польский мужчина гораздо старше её. Ну и она влюбилась. "Тогда, как то не очень было принято жениться на не евреях… но что поделаешь...любовь" говорила Белла. Василий(так звали мужа Гени) очень любил её, "носил на руках"  Но вот её родню не признавал. Да что там видеть этих жидов не хотел. Но ей позволял всё. "Неважно" говорила Белла "Лишь бы ей было хорошо!" Родила Геня ему 4 детей. Сначала девочку, потом 3 мальчика. Двоим дали еврейскии имена, двоим русскии..поровну Василий не противился. Геня для него была любимым ангелом. Я этого Василия не видела. Он умер после рождения четвёртого ребёнка, я ещё тогда не родилась...Как умер? Покрыто тайной. Есть в нашей семье маленькие тайны, о которых никто не рассказывает.  Работал он машинистом на железной дороге и жили они в домике , который предоставило им управление. Мне удалось однажды побывать в этом домике и в этом городке. Житковичи. Так назывался городок. Мне было лет 8… не понравилось… бедность, убогость. Дети тёти Гени подросли, получили специальности и уехали. Старший сын Валентин окончил военно морское училище, а потом академию и жил в Калининграде...я его никогда не видела .
Дочь Гени Ида окончила педагогический институт,  вышла замуж за физика и они уехали в Дубно. Там она живёт до сих пор. Я её видела один раз, когда была маленькая.
Среднего сына Вилька- Илья я хорошо знала. Он долго жил у нас на съемной квартире, потому как учился в нашем городке в техникуме на электрика, Переехав из Лиепаи в Молодечно, мы сняли крошечную квартирку в частном доме. Одна комната с печкой и прихожая, как хозяйка называла сени. Думали, что на пару месяцев, так как дом в котором нам обещали дать квартиру был на последней стадии завершения. Оказалось, что не на месяц… Вот в этой комнате нас было 5 человек...плюс Вилька, но ему уже никак не хватало места и поэтому он спал в сенях… туалет на улице...баня раз в неделю...очень далеко надо было идти...тихий плач мамы по ночам…
Так вот этот Вилька нас с сестрой зимой прямо "спасал" дело в том, что зима была очень снежной, а в школу надо было идти через поле. Так Вилька вставал пораньше и "вытаптывал" нам с сестрой тропинку до дороги. Иначе мы бы утонули в этом снегу...
После техникума  Вилька устроился на завод в Минске и перевёз туда тётю Геню со своим младшим братом Эдиком... Ему дали комнату в общежитии при заводе. В тесноте, да не в обиде...не привыкать...трое в комнатке… 6 квадратных метров… шкаф и 3 раскладушки...и всё...
стол не вмещался. Ели на общей кухне, где был один общий стол на весь этаж…. кухня на весь этаж… ни душевых...но был туалет в конце коридора. Тётя Геня не жаловалась. Главное рядом с детьми и родными! Ну, а когда Вилька женился и получил с женой отдельную комнату в этом же общежитии вообще стало "свободно "!  Помню свадьбу Вильки в этом же общежитии. Мне было лет 12 и я очень веселилась.  Женился Вилька на деревенской веселушке-болтушке. Вся деревня праздновала и я вместе с ними. Вся моя родня сидела в крошечной комнатке и не веселилась. Я подбежала к маме и сказала, мол на меня наши родные косятся...на что мама ответила мол пусть косятся, беги танцуй, веселись. Ну я и побежала. Было весело. Все Генины дети женились не на евреях… Да и писались они русскими или белорусами...не знаю. Может гены Василия повлияли...тоже не знаю. Когда я была в гостях в Минске, Илья-Вилька не пожелал со мной встретиться… Боялся повредить детям? А может жена хохотушка-болтушка Рая не позволила. Она не любила этих жидов. И общалась, только с теми, кто ей мог что то дать. Не любила тётю Геню, тоже за то, что она жидовка… ну да Бог с ней...Не знаю… Не обиделась и прощаю ему всё. Илья погиб 20 лет назад. Он переходил через рельсы, возвращаясь с дачи и его сбил поезд. Был поздний вечер...темно...Так мне рассказывали.
 У младшего сына Эдика совсем не сложилась судьба. Женился...родился сын...развёлся. Долго был один..встретил женщину одинокую с двумя детьми...вырастил детей чужих...и она его выгнала… Остался один без квартиры...без ничего… запил и умер молодым...сердце отказало...Бедный Эдик...он был очень добрый и доверчивый… Бедная тётя Геня...потерять двоих младших сыновей… А через пару лет после смерти Эдика погиб единственный внук Ильи...тоже под колёсами...только машины…
   Тётя Геня осталась почти одна в Минске. Старший сын и дочь далеко… конечно звали к себе, но она хотела "свой угол" .Невестка Рая веселушка-хохотушка общаться с ней не пожелала... Все родные разъехались по разным странам… В Минске осталась только племянница
Дочь брата Михаила. Добрая, ласковая, честная… она и занималась тётей Геней до конца её дней. Тётя Геня умерла в 97 лет. Рядом с ней, в её комнатке  общежития сидела её дочь Ида и племянница Галя.  Умирала Геня тяжело...тяжёлая жизнь, тяжёлая смерть… почему?...

    Дядя Миша.

 Про дядю Мишу не могу писать. Так как почти ничего не знаю. Попросила написать о нём его дочку Галю. Очень надеюсь, что напишет.
Дядя Миша шестой  ребенок бабушки (двое первых брата  погибли на войне я про них ничего не знаю...может Галя напишет) Миша был очень идейным комсомольцем. В 16 лет его направили учиться в Минск. Учился он всегда отлично и очень любил математику и физику. Но партия решила, что он должен поднимать экономику страны и велела поступать на экономический.  Сначала он решил сбежать в Киев и там поступить на математический, но его нашли...пригрозили ...и он вернулся в Минск. Вначале закончил техникум, а потом институт. В 22 года женился на такой же, как он коммунистке и родились у них двое сыновей.  Они жили в прекрасном доме в центре Минска и была у дяди Миши огромная библиотека. Книги для него было почти самое главное. Когда началась война его старший сын был в пионерском лагере...ему было 8 лет. В первый же день войны дядю Мишу призвали в армию. Он только успел сказать жене, чтобы забрала сына из лагеря и чтобы они быстро уезжали из Минска.  Жена не успела забрать сына… там уже были немцы. Всех еврейских детей убили… страшно писать как… Жена ушла в партизаны. Младшего сына вместе со свекровью забрали в гетто...там они и погибли. Всю войну жена дяди была связной в партизанском отряде. По поддельным документам. Когда почти кончилась война ее выдал предатель и её повесили. После войны дядя Миша вернулся в разрушенный город. Его дом сгорел, его семьи больше не было. Люди рассказали о предателе. Миша нашёл его и застрелил на глазах у всех… Никто не сказал ни слова. Дядя Миша остался один. Такого сильного человека я ещё не встречала. Он поднялся! Через 2 года женился, был назначен директором банка  в Минске. Не любил рассказывать о прошлом… Но все события очень подорвали его здоровье…
  Я помню, что он все время болел. Один раз , еще живя в Лиепае, мы приезжали к ним в гости. Это была маленькая двухкомнатная квартира (Галя в ней живёт до сих пор). С дядей Мишей жила и моя бабушка Рахиль, я боялась её...она была больна все время кричала и говорила на идыш ..
   Дядя Миша был очень строгим. И к себе и к другим. Очень честным, справедливым...таких людей сейчас нет...Уже переехав  в Молодечно,  мы часто бывали у них. Я помню, что каждое воскресенье он сам жарил драники и заставлял нас с Галей съедать все. Галя любила драники и любит их до сих пор. Я же их просто ненавидела...и до сих пор. Драники жарились на этом вонючем подсолнечном масле. После каждого драники я потихоньку от всех бежала в туалет и меня рвало от них...Но сказать про это дяде Миши я боялась...уж очень строгим он был...А в награду за то, что мы с Галей хорошо поели мы получали эскимо на палочке в шоколаде.. это было еще одно наказание для меня… Я потихоньку языком отпихивала шоколад, чтобы он падал… До сих пор не ем мороженое в шоколаде. Вот из за этих драников   я очень не любила ездить к дяде Миши. А папа очень любил брата. Он был для него примером. Дядя Миша умер , когда я жила уже в Израиле. Ему было 68 лет.


Рецензии