О стихотворении Мирры Лохвицкой Умей страдать

               
               
                Текст заменен.


  2020 сентябрь                Тимофеев -  Пландовский -  Лохвицкий
   С.Петербург   
               
 
     1895 г.  Мирре 26 лет. Рождается   одно из самых сильных её  стихотворений - «Умей страдать».
      На всех вечерах, где читают стихи поэтессы , обязательно звучит и  это  стихотворение.  Стих волнует, потому что всплывает извечный вопрос  — какую   выбирать тропу: свое желание, или, «общественную норму», непонятно кем, с какой целью выдуманную.  При этом, знаешь  наверняка,  что все, кто убеждают тебя идти направо, сами бегают налево.
«Умей страдать».
              «Когда в тебе клеймят и женщину, и мать —
               За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
               Безмолвствуя, храни покой бесстрастья,
                Умей молчать!

                И если радостей короткой будет нить
                И твой кумир тебя осудит скоро
                На гнет тоски, и горя, и позора,-
                Умей любить!

                И если на тебе избрания печать,
                Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
                Неси свой крест с величием богини,-
                Умей страдать!»

 Имеет смысл коротко ознакомиться с общественными нравами и законами того времени.
     Отношение общества к адюльтеру на границе 19 и 20 века существенно не отличалось от сегодняшнего..  Научное исследование, выполненное в 1895 г. Л.А.Золотаревым показало, что в больших городах России  супружеские измены в глазах общества были  привычными:
   «В настоящее время можно наблюдать тот факт, что одни только женщины   
   и притом не особенно многие, во всей строгости соблюдают законы брачной
   жизни; что же касается мужчин, то они поголовно нарушают брачные законы
   и обеты, пользуясь для этого большей свободой, нежели их рабыни-
   жены…   “Наука страсти нежной” так укоренилась в сознании, что на верную
   своему мужу жену смотрят, как на отставшую от века». (Показательно что
   слова «ярмо рабыни» повторены в  стихотворении Лохвицкой «Умей
   страдать»).
    В среде публичных тусовок  во все времена сплетни  «кто с кем» не сходили
со страниц бульварной прессы. 
    Срок жизни такой сплетни    — до появления новой.  Красота нашей героини и её стихи, будоражащие кровь, еще более  содействовали упоминанию её имени в  сплетнях. 
    Мне мне не понятно, почему с древнейших времен мужчина в семье в привилегированном положении, хотя главная  роль в продлении рода человеческого и воспитании  будущих поколений лежит на женщине. Пишут, что в древнем Израиле измена  каралась смертью.  Почему царю Давиду позволили каяться за супружескую измену и оставили его в живых, а женщин забивали камнями, не позволяя каяться.
    Через пару тысяч лет  христианство уже считало супружескую измену — грехом простительным.   Невиновный супруг или супруга имели  право сами решить, сохранить брак или подать на развод. Но, процедура развода в России требовала обязательного  разрешения Синода, при подтверждении свидетелей, что они видели  сам факт измены. Реально, разводы всегда сопровождались  наймом  лжесвидетелей и  взятками церковным служителям либо письменным признанием мужа в грехе. После этого второй брак Синод ему запрещал, поэтому мало кто признавался. 
     В России не одно столетие церковь, государство, нравы прививали сознание, что сексуальность - самостоятельная малозначащая  сфера жизни, мало значащая  и в  семье, и в искусстве , и в природе самого человека. Любые разговоры о любви переводились на тему любви человека к Богу и Бога к человеку. Художники в основном занимались иконописью, а позже  создавали полотна на религиозные либо военные темы, серьезная музыка , литература, философия в основном были в рамках церковной тематики.
     Задачей государства и церкви было  соединить мужчину и женщину в семью, для воспроизводства  солдат,  хлебопашцев, чиновников.  Большинство  браков заключалось по воле родителей или помещиков. И так  много веков. Значит,  это требовали те условиями выживаемости.
     Были  исключения, но память об этом уничтожалась.
     Христианская религия учит:
 «Если  любовь между мужчиной и женщиной   омрачается  страстью и похотью  - святая и чистая Любовь Божия не приходит.»  (Почему страсть омрачает любовь? Зачем любовь оскорблять, обзывая её похотью? ) Церковь не раскрывала, кем и на каком основании сделаны её выводы, приходит или нет Любовь Божия к человеку.
    Забит телеэфир информацией «кто с кем» и сегодня. Однако, ни от кого я не слышал  особого осуждения измен.   Единственно, где  я встретил осуждение измен,  была опубликованная лекция богослова профессора МДАиС Алексей Ильича Осипова  в храме Илии Пророка (Москва) в 2005 г:
    «Но нельзя, нельзя безнаказанно разлагать себя и других – горький конец
будет»,- делал вывод  Осипов. 
      С предложением А.И. Осипова ввести наказание за разложение (измену)
согласиться не могу, потому как семейный уклад в каждой семье свой.  Не
может быть единого кодекса семейных отношений даже для двух семей.
      Счастье, любовь, верность, измена,  развод, не развод в каждой семье у
каждого народа  решается по-своему и потому, единственно разумным является
не лезть в чужую семью со своим уставом.  «Разбирайтесь сами, не нарушая
законов охраны жизни человека в обществе»  — вот, по-моему,  единственно
разумный подход.  С этих позиций я оцениваю и стихотворение Мирры «Умей
страдать»
     Основанием для любого обобщения суждений может быть только опыт человеческих жизней, без подавления чувств,  дарованных природой. Всё иное от лукавого.
     Человеку требуется чувствовать  признание его  эго.  Мужчина, в основном,  ищет признания в работе, деятель искусства — в аплодисментах,  женщина — в мужском внимании. Чаще всего женщина спотыкается в отношениях с мужчиной  из-за   отсутствия признания её индивидуальности.   
     Уверен, что только поэт, наделенный природой  особым  даром, всего в 12 строках могла, незаметно для читателя, заставить его переворошить многое внутри себя. 
     При первом, эмоциональном ознакомлении со  стихотворением возникает волнение от беззащитности в семье  молодой  женщины в интеллигентной прослойке общества от жестокости и унижения.  Чтобы   защитить себя  от еще большего унижения поэтессе приходится терпеть  и молчать. Её судьба  вызывает наше  сострадание. 
     Одновременно сострадание  вызывает и рабское ярмо женщины, вынужденной рушить преграды на её пути в поэзию.
     Чуть не каждое слово стиха — аллегория. Возможно, именно поэтому каждый читатель по-своему наделяет стихотворение смыслом, а, значит, и эмоциями.
     Что стоит за этими  аллегориями?
     В стихотворении присутствуют двое  мужчин :  муж и адюльтер. Кто из них для поэтессы «кумир»?
     Очевидно, что осуждать мать семейства из этих двух мужчин может только муж. В стихе говорится, что мать осуждает Кумир.  Значит в стихе Мирры в 1895  кумир — муж!
     Муж «клеймит, осуждает и выставляет на позор», очевидно, желая добиться рабского подчинения жены и собственного возвышения.  О разумности такого поведения мужа говорить не приходится. При этом, как пишут  научные труды и воспоминания литераторов общество в конце 19 века не боролось с изменами.
     По своей внутренней психологической организации Мирра выпадала из
господствующих в то время  взглядов на семью. Она  была однолюбка, допуская возможность «забав сладострастья» вне семьи. Как можно  это совместить, не понимаю, но и в наше время лично я встречал таких женщин. Мирра понимает, что её «забавы» никто в России оправдывать не будет и пытается защититься индульгенцией на беспутство,  принимаемой по умолчанию  обществом для поэтов и деятелей искусства — «для вдохновения». Всё это полная чушь, в том числе и у Мирры.  Можно допустить, что «забавы сладострастья»  позволяли кому-то из людей  искусства отвлечься от постоянного напряжения ума, но никакое это не вдохновение.
     К тому же,  все, знавшие Мирру, подчеркивали восточные черты её внешности.  Основным двигателем  восточных женщин признана любовь.  Мирра всю жизнь писала стихи только о любви,  и многие из них в восточном стиле. Зная о генетическом проявлении  восточных черт в Мирре, можно предположить и о повышенных её  требованиях к интиму. Стихи Мирры подтверждают такое предположение.  А как они решали эти проблемы с мужем,-не наше это дело.  Вот то, что муж гнобил Мирру, а законы страны обязывали её терпеть унижение -  трагедия Мирры.  И бросить сыновей  на мужа Мирра не представляла возможным для себя, как это сделала позже  её сестра Надежда, как это сделала Анна Каренина у Толстого.
     Мирра приняла свое решение. Не нам судить её семью, её решения.
               
     В итоге, слова «клеймит, осуждает и выставляет на позор» следует понимать как муж «гнобит» дома, пользуясь беззащитностью.
 Слова: «на тебе печать избрания».
 Мирра всем своим творчеством доказала, что на неё была наложена печать писать прекрасные стихи и только о любви и страдании. Поэтесса  убеждена, что  основа поэзии страдание.
   Так, в стихотворении  «Материнский завет», сыну Евгению, в надежде, что сын пойдет по её стопам, Мирра завещает:
                « Неси твой дар в святую скорбь земли».
     В стихотворении, обращенном к поэтам «Моим собратьям», она пишет:
                «Слагая молитвы,
                Служите не призрачной славе...
               
                Страдайте, страдайте,
                Страданье венчает бессмертье.»
    В 1902 -1904 г. в стихотворении «Спящая» Мирра конкретизирует свою «печать избранницы» писать стихи только о любви:
                « На мне заклятия печать..
                Забыть, не знать, что где-то есть
                Борьба и жизнь, вражда и месть.
               
                И вижу я в мечтах своих -
                Спешит прекрасный мой Жених...
                Так жажду я, так верю я»
     Становится очевидным, что «печать избрания» - призвание быть поэтессой любви и посвятить всю себя теме любви и только любви. 
               
Слова: «один миг».
     Миг- поэтическая аллегория. Вспомните Леонида Дербенёва:
                Призрачно все в этом мире бушующем
                Есть только миг за него и держись
                Есть только миг между прошлым и будущим
                Именно он называется жизнь.

                Вечный покой сердце вряд ли обрадует
                Вечный покой для седых пирамид
                А для звезды что сорвалась и падает
                Есть только миг ослепительный миг.
     Один миг в поэзии- не временная продолжительность, это - количественная продолжительность. Один миг - один раз.

     Наконец, особо о слове  «Умей» (молчать , любить, страдать).
     Слово «умей»  превращает стих  в наставление молодым женам. Вот как слышу я эти наставления без аллегорий:
  « Твой муж, как все, даёт левака. Все равно, он  твое счастье — другого нет.
   Можешь развестись, если он подпишет признание в изменах.
   Но если ты попробуешь гульнуть хоть раз и, узнав, он начнет скандалить,
   делай вид, что тебя это не касается и молчи, не вздумай оправдываясь, 
   попрекать «сам-дурак».   Умей молчать.

   И даже,  если муж  опозорит тебя перед людьми,
   Умей продолжать его любить.

   И даже если ты популярная личность,
   Дома ты всегда -  раба. Смирись! Умей  страдать, не теряя  привлекательности.»

     Конечно, уметь, не означает выполнять. 
   
     Мирра натура повышенной страсти.  Она знает это о себе  и, по простоте душевной, доверительно открывается Василию  Немировичу- Данченко.  Он вспоминает о Мирре:
«У нее воображение развивалось особенно потому, что дома, в строгой семье, она вела слишком замкнутую жизнь. «Мне не дают воли! – говорила она. – Ну и развернусь же я потом. Каждою порою жить буду вовсю. Я за все эти годы возьму свое… У меня в сутках сорок восемь часов окажется…»

    Стихотворение «Умей страдать» было написано в 1895 г. Есть смысл посмотреть, как изменялись  взгляды поэтессы на собственную семью, начиная с 1892.г. , чтобы понять  собственное отношение Лохвицкой  в последующие годы к стихотворению  «Умей страдать»
    20 ноября 1892 г.
Мирра  в  стихотворении  «Песнь торжествующей любви» говорит мужу: 
            Ты на руках своих возьмешь с любовью нежной
            Чрез волны бурные меня перенести,-
             Меня спасти!
            …
            И даже смерть меня не разлучит с тобою,
            Поверь моим словам.
            Уснешь ли вечным сном,- я жизнь мою с мольбою,
            С последней ласкою прильну к твоим устам,
            Тебе отдам!
     Ты моя защита — я твоя часть. Она любит мужа и это навсегда.
     Начало  1893 г.
     Мира столкнулась с тем, что внешний мир расшатывает их семью, её счастье.
Она пишет стихотворение «Нет мне не надо ни солнца, ни яркой лазури»
           «Нет мне не надо ни солнца, ни яркой лазури…
            Все здесь изменчиво, все здесь коварно и ложно-
            Дальше от мира — от зла и страдания дальше…
            Будем мы двое, и будет любовь между нами»
    27 июня 1893 г.               
   Что-то с мужем происходит.  Мирра предлагает ему задуматься, к чему это может привести. Появляется стихотворение  «Окованные крылья»

                Но жизнь мою связав с твоею,
                Я не могу роптать, о, нет!
                Пока мне счастья блещет свет -
                О небесах я не жалею.

                Когда же страсть в твоей груди
                Сменится холодом бессилья, -
                Тогда, молю, освободи
                Мои окованные крылья

    1894 г.  Прошло 2 года со дня написания стихотворения «Песнь торжествующей любви». От постоянного отсутствия мужа, его холодности поэтесса в отчаянье. Страдания невыносимы. Мирра мечется в позолоченной клетке .
«Покинутая»
               
                Где колыхалась тихо занавеска.
                Скрывавшая меня с моим страданьем…
                О, неужели ты не возвратишься?
    1895 г. Прошло 3 года со дня написания стихотворения «Песнь торжествующей любви». Мирра споткнулась. Она провела внутреннее расследование в себе, осуждает себя, переживает не меньше мужа. В это время и появляется стих «Умей страдать». 

    Современная научная  философия пришла к тому, что понятие счастье есть понятие субъективное. Философы исходят из того, что счастье  есть комплексная оценка  жизни и бессмысленно пытаться его расчленять  на составляющие элементы. Каждый  имеет собственное мнение, возможно не  совпадающее  с мнением большинства, для кого-то звучащее   парадоксально и цинично.
    Надо добавить, что счастье имеет временные границы. Временные границы счастья поэтессы позволяют уточнить её стихи.
    В 1895 г. Мирра еще уверена, что счастье это дом, это семья и что все это есть.
Я не лезу в их семью, не даю рекомендации как им жить, хотя и родственник, но думаю, что не могло быть  счастья в семьи Мирры, так как сами муж и жена  понятия о счастье имели  взаимоисключающими , что не могло не проявляться в повседневной жизни.
    1896 гг.
    Мирра вынуждена признать, что «рай потерян», счастье пропало, хотя возможно и не безвозвратно. В это время появляется стихотворение «Триолет»: 
              В моем аккорде три струны,
              Но всех больней звучит вторая,
              Тоской нездешней стороны.
              В моем аккорде три струны,
              В них - детства розовые сны,   (первая  струна)
              В них -  вздох потерянного рая  ( вторая струна семейное счастье)
              В моем аккорде три струны,
              Но всех больней звучит вторая,

     В 1896-1898 гг.  Мирра пишет  2 стихотворения, в которых выдаёт себе
индульгенцию на крылатые мгновенья сладострастья и блаженства для
«вдохновения».  «Она и он» и  «Нет, мне не надо краденного счастья..»
                Она и он 
                Сулит блаженство , но не  счастье -,
                Влюблённый взор твоих очей.
                В нем нет любви, в нем нет участья,-
                Ты дашь блаженство, но не счастье,
                Лобзаний жарких сладострастье
                Во тьме удушливых ночей.
                Сулит блаженство, но не счастье,
                Ревнивый взор твоих очей.

                Лови крылатые мгновенья,
                Они блеснут и отзвучат.
                Не для любви, для вдохновенья -
                Лови крылатые мгновенья;
                Мы ищем бездну для забвенья,
                Нам для восторга нужен ад.
                Лови крылатые мгновенья,
                Они блеснут и отзвучат!

       Нет, мне не надо краденного счастья
               
               «Нет, мне не надо краденного счастья               
                Одну лишь ночь, молю, мне подари.               
                Хочу делить забавы сладострастья               
                С заката дня до утренней зари.

                Мне чужд восторг мгновений торопливых.               
                Дай мне одну, но сказочную ночь.               
                Чтоб в вихре ласк, бесстыдных и стыдливых               
                От пресыщенья изнемочь»

                Из дневника Фидлера . 20 ноября 1898г

     «Вдохновение» становится поэтессе необходимым как  наркотик. Поэтесса приходит к убеждению, что счастья вообще на земле нет, а  любовь её волнует иная. Ещё несколько тысячелетий назад, в Древней Греции, чтобы не путаться в словах греки учили, что у любви  6 видов. И все шесть - любовь. ( эрос, филиа, лудус, arane,  прагма, филатия). 
               
     1898 — 1900 гг.
     Мирра в стихотворении «Не мучь меня, когда во тьме рождённый...» категорично заявляет, скорее всего, мужу, что для неё  любовь — безумье: 
                "Не мучь меня, когда я вся — безумье,
                Когда я вся — любовь".
       
    «Счастья нет», - говорит она.  Не думаю, что раньше, когда Мирра говорила, что она счастлива, лукавила. Повзрослела, жизнь заставили иначе  оценивать радости и цели — это понятно. Правильней Мирре было писать — «для меня счастья перестало существовать».
В стихотворении  «Вечер в горах» Лохвицкая пишет:   
                "Мы ищем счастья, но счастья нет.
                Слабеют кони, устав от бега.
                Бессильны грезы сожженных лет.
                …
                За нами месяц. Пред нами горы.
                Мы ждали счастья, но счастья нет".

В это же время в стихотворении «Ляг усни. Забудь о счастье»: 
                "Ляг, усни. Забудь о счастии.
                Кто безмолвен – тот забыт.
                День уходит без участия,
                Ночь забвеньем подарит".
    Со дня написания стихотворения «Умей страдать», прошло 4 года.  Мирра уже не учит - «Умей страдать». Лохвицкая подтверждает  изменении своего сознания: - «Я пробудилась».
 «Пробужденный лебедь»:

                "Страдала я – и не был ты со мной.
                Я плакала – ты был далеко.
                Уныл и сер лежал мой путь земной, –
                Я изнывала одиноко.

                Те дни прошли. Не все мы рождены
                Для подвига самозабвенья.
                В моей душе такие дышат сны,
                Такие блещут откровенья,
                Что самый мир, что самый круг земли,
                Замкнутый небом, кажется мне тесен;
                И нет границ для грез и песен,
                Для звуков, тающих вдали.

                Страдала я, когда ты был далеко.
                Я плакала, что нет тебя со мной.
                И в жизни я избрала путь иной,
                Чтоб не томиться одиноко.
                В иную жизнь, к иному торжеству
                Расправил крылья лебедь пробужденный.
                Я чувствую! Я мыслю! Я живу!
                Я властвую душой непобежденной!
                То с бурями, то с лунной тишиной
                Безбрежный путь раскинулся широко…
                Я не ропщу, что нет тебя со мной,
                Не плачу я, что ты далеко".

     Именно  строки: 
                « Я чувствую! Я мыслю! Я живу!
                Я властвую душой непобежденной!
                Безбрежный путь раскинулся широко…
и стали  последними  в стихотворении Мирры Лохвицкой «Умей страдать».

     Встречались мне читатели, которые стихотворение «Умей страдать» связывали с «эксклюзивным» романом  Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта.  Все это   выдумка, ради рекламы.  О том, что было и чего не было,  я расскажу в следующей статье о жизни и творчестве Мирры Лохвицкой.
               
    Ясно другое: стихотворение «Умей страдать»  нас волнует ещё и потому , что мы сопротивляемся предлагаемой  Миррой жизни — «страдайте».  Тропа у каждого своя. Слушая стихотворение, мы проверяем себя: — «Я  не сбился с пути»? В этом наши переживания.   
    Когда я вижу внимательные, увлеченные, погруженные в себя лица слушательниц стихов Мирры или читаю воспоминания о чтении её стихов А. Урусова,  И.Северянина, Т. Щепкиной-Куперник, я понимаю, что счастье русских людей и в том, что русская земля родила Мирру с её стихами.
    Из письма князя  А.И. Урусова -М.Лохвицкой:
    «Сейчас принесли мне Вашу милую книжку том  II с отличным портретом...Я сейчас сажусь за нее и буду читать, пока не отупеет восприятие.»   Январь 1898.
    Из письма  «короля» поэтов начала 20 века  И. Северянина - К.Фофанову: 
    «Провожу время чудесно, жмурясь от крепкого ещё солнца и упоительных строк Ваших сборников и книг Мирры Святой. Скоро буду кажется, знать наизусть все. Боже! Что это за восторг! Клянусь – это      высочайшее наслаждение моей жизни!
        ….Как я люблю Вас, дорогие мои венценосцы".               
    Из письма  Т.Л. Щепкиной — Куперник — М.Лохвицкой 4 ноября 1894г.,
    «… Вчера на ночь мне попалась в руки «Русская лира» и я не оторвалась от нее, пока всех Ваших вещей не прочитала, но мне этого мало...»
    Не оторваться, потому, что задевает душу.  И стихотворение «Умей страдать» будит в нас и  человечность, и любовь, и сострадание и РАЗМЫШЛЕНИЕ! 
 1902 -1904 г.   Мирра в стихотворении «Что можем мы в своём бессилии» признается, что реальная жизнь никак не совпадала ни  с мечтами, ни со  стремлениями:
                « В любовь мы верили, как в гения,   
                И предавались … любострастию.               

                Нам не уйти от мира ложного,
                Стремиться к счастью возрождённому.
                Мы ожидали невозможного -
                И поклонялись … обыденному               
    Мирра Лохвицкая была натура активная, целеустремленная, страстная. Она не сдавалась, не отступала , хотя постоянно спотыкалась. Сегодня, спустя более век нас  волнуют её непревзойденные стихи.  Значит, все, что ей пришлось пережить, было не зря, было для нас.

                Конец.


Рецензии
Николай! Так тонко прочувствовали Вы стихи вашей гениальной родственницы! Мне очень понравилась ваша статья и ход ваших мыслей насчёт любовной трагедии Мирры. Спасибо Вам! Подскажите, это не Вы в 2012 году поставили новый крест на её могиле?

Руслан Ровный   12.10.2024 22:06     Заявить о нарушении