Факсимиле на моём сердце. 5. Маленькое отступление

начало здесь http://proza.ru/2020/09/15/1881 
Маленькое отступление. Или не маленькое, но в пределах этого сердечного треугольника Невский - Литейный - Нева.


В прошлом году отправилась с Тимой на выставку «Золото инков», которую привезли из Перу в  Этнографический музей. Тимофей был увлечён искусством и религией майя, инков, очень много читал  по теме. Поэтому выставка как-то очень вовремя приехала к нам.
Лето, каникулы, день чудесный, солнечный.

Поднявшись на станцию «Невский проспект» и чуть пройдя по Садовой сворачиваем на Итальянскую. И сразу оказываемся у театра Комиссаржевской.
Когда-то в нём играла выпускница нашего Театрального института Алиса Фрейндлих. 
Однажды папа приболел и не смог пойти в театр с мамочкой и она взяла меня с собой. И я до сих пор помню, как Алиса в белом платье в мелкий цветочек спускаясь по длинной железной лестнице декорации пела своим особенным голосом песню – «подставляйте ладони, я насыплю вам солнца». Прошло 60 лет. А вот запало в душу...

 Проходим мимо Пассажа, а за ним сразу Театр Музыкальной Комедии. Он уже на площади Искусств. Рассказываю Тимоше, что его прадедушка и прабабушка больше всего любили именно этот театр.  Во время Великой отечественной войны сей театр не уехал в эвакуацию, истощённые артисты давали спектакли!

Спрашиваю внука
- Тима, а ты знаешь почему эта площадь называется площадь Искусств?
- Почему?
- Мы с тобой прошли только три здания, а в них уже два театра и между ними самый большой, до 90-х годов прошлого века, универмаг города. А за театром МузКомедии- здание Большого зала  Филармонии Дмитрия Шостаковича (бывшее здание Дворянского собрания).
Знаешь, ведь первое исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича было в осаждённом Ленинграде в августе 1942 года в этом здании.
Я тебе расскажу...

- Музыкантов в городе почти не осталось, пришлось вызывать мужчин с передовой. И вот представь, какой сокрушительной силой обладает музыка. Тогда, во время исполнения симфонии, в городе стояла тишина. Был Приказ командующего фронтом - во чтобы то ни стало подавлять огонь немецких орудий — и он был выполнен. И все 80 минут, что  длилась трансляция по радио и по громкоговорителям городской сети, а их слышали и фашисты, орудия врага безмолвствовали.
Зал был полон. Найди воспоминания участников того блокадного  концерта, почитай.
 

За Большим залом Филармонии от Невского проспекта идёт Михайловская улица, она  симметрично выходит на центр площади. Любил Карло Росси симметрию. Весь этот ансамбль площади вместе с Михайловским дворцом — Русским музеем он и создал. Кстати, гостиница «Европейская» была построена ещё в ХIХ веке тоже по проекту Карло Росси.   

Переходить через Михайловскую улицу  мы не стали, я просто рукой показала на музей художника Бродского
-  Коньюктурщик вообще-то. Но это потом, а поначалу он писал прелестные  кружевные пейзажи. Но главное достоинство музея, что художник собрал очень хорошую коллекцию работ своих коллег современников.
А если пройти чуть дальше  по Итальянской улице, то там кафе-подвал "Бродячая собака". Но об этом мы поговорим в другой раз.
А правее на площади -  Малый оперный театр. Студентами мы с твоим дедушкой смотрели там балеты с декорациями Бенуа, Головина, Сомова. Потом правда полюбили другие театры.

 
Пока обсуждали архитектурные достоинства зданий, остановились в центре площади Искусств. Здесь в окружении вековых лип знаменитый аникушинский памятник Пушкину.
- Видишь , Тимоша, сколько здесь театров, музеев и всё вокруг Пушкина. Или Пушкин в центре этой культурной площади.
А за Пушкиным классический портик Русского музея и справа тоже музей. Этнографический. Да у нас их два. Этот когда-то был отделом Русского музея, потом он выделился в самостоятельный музей. Второй - в здании Кунсткамеры, где первая коллекция «редкостей и натуралиев» -уникумов  Петра ... Здание Кунсткамеры считается одним из самых ранних музейных зданий в мире.
Вот такая площадь Искусств.

Выставка в Этнографическом музее оказалась очень интересная.
А после выставки мы отправились в Летний сад.  Чуть прошли по Инженерной улице и свернули по Кленовой аллее к главному фасаду царской резиденции Павла. Перед тройным мостом стоит конный памятник Петру Первому скульптора Растрелли – «Прадеду - правнук». Скульптура была отлита ещё при жизни императора Петра. А вот пьедестал  со скульптурными барельефами сделали только в 1800 году.   К слову рассказала внуку о том, почему все фасады у замка разные и  покрашены в отличающиеся оттенки оранжево-розового цвета.

 А я помню, как народ,  привыкший к тёмным кирпично-красным фасадам, возмущался необыкновенно яркому, меняющему цвет и тональность в зависимости от освещения и времени года, удивительному  розово-оранжевому цвету. Непривычно? Да. Но при реставрации обнаружили остатки старой покраски, она поставила всё на своё место. И легенда про перчатку, можно сказать, подтвердилась.  Но это легенда. А вот про название этого цвета. Это не байка  художников, это исторический факт.
Как появилось и с чем связано? А связано с Павлом. С реформами в армии. С военной формой.

Цвет подкладки в мундирах российской армии... Этот розовый, ближе к телесному, цвет назывался «цветом бедра испуганной нимфы»*. Да-да! Красивый розово-оранжевый. И была эта подкладка в офицерских мундирах сделана из атласного шёлка. Переливалась. В солдатских мундирах подкладка - из простого ситчика, поэтому розовый цвет был попроще. И солдаты смеялись, называя его цветом «ляжки испуганной Машки!» Такие вот курьёзы. А если говорить о байках. То существует легенда, что фаворитка Павла  мадам Лопухина обронила на балу перчатку, которую он подобрал и тут же отправил архитектору для примера колера строящейся резиденции.

И так и подмывает рассказать про скульптуры дворца. Ведь когда-то Михайловский замок был переполнен ими. Скульптур  было превеликое множество на карнизе  крыш( как у Зимнего дворца)и на фронтонах, в нишах и на лестницах. Ничего не осталось. Не сохранилось.

А вот Геракл и Флора стоят. Северный фасад Инженерного замка обращён к Летнему саду и разработан как парковый, он напоминает об итальянских виллах. В  центре фасад  украшает терраса с широкой лестницей, по сторонам на гранитных постаментах бронзовые статуи Геракла и Флоры Фарнезских. Их отлили еще при Екатерине II в Академии Художеств для украшения лестницы Камероновой галереи в Царском Селе. Это были копии итальянских  памятников, но в 1799 году они были переданы в строящуюся резиденцию Павла I. В то время Европу заполонили копии этой откопанной античной мощи.

После смерти Павла скульптуры возвратили в Царское село, а на их место установили копии, изготовленные из бетонной крошки. Из-за недолговечности материала к середине прошлого века они просто рассыпались, разрушились. Попав в музейное поле, под крыло Русского музея, Инженерный замок зажил новой жизнью. Его отреставрировали, оттуда выехали проектные и научные организации, внутри теперь  выставочные пространства. А фасад украсили новые трёхметровые, отлитые из бронзы копии Геракла и Флоры. Великолепные надо сказать копии. Жаль конечно, что это не греческий мрамор.

... А что такое есть римские копии? Ведь настоящих мраморных греческих антиков не так много. То что мы знаем о Греции – это в основном прекрасные бронзовые итальянские отливки. Иногда встречаются мраморные, но гораздо  реже. Отливать видимо) было проще.



Пока шли с Тимофеем по набережной Фонтанки, обходя замок, чтобы попасть в Летний сад, Тима любовался фасадами на противоположном берегу
 -Бабушка, какой красивый у нас город! Какой он гармоничный. Как всё так расположено, что все детали играют, пропорции такие... человеческие. И как соразмерно с шириной реки.
 -О да, Тима!  Относительно гармоничности. Чужероден здесь, в центре, разве что Храм Спаса на Крови.
 -Почему??? Бабушка, сама архитектура этого храма ведь такая красивая!
 - А я и не отрицаю этого. Отдельно взятый он хорош, прекрасны его мозаики, а внутри какая красота! Но я говорю о его НЕ вписываемости в контекст окружения. Рядом ампирный корпус Бенуа, а напротив - Казанский собор. Храм совсем не сочетается с воронихинской постройкой. Это чисто московско-ярославская архитектура, которая у нас кажется купеческим вызовом. Что делать? ХIХ- XX Время перелома эпох, эклектики, стилизаторства.
Но это все вопросы к императору Александру III. Он  принял решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты архитектуры Ярославля XVII в. Желание заказчика- закон. 


 Так, за разговорами дошли до Летнего сада. Нагулялись...Самое время посидеть в кафе с внуком. Благо их теперь такой выбор!
Эх, как же хочется таких прогулок побольше...

ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2020/10/05/32 



приложение 1 http://proza.ru/2020/09/29/119
приложение 2 http://proza.ru/2020/09/29/130
приложение 3 http://proza.ru/2020/09/29/142

*(франц. "cuisse de nimphe ;mue") — шутливое название нежно-розового цвета, связанное с эстетикой французского стиля Рококо первой половины XVIII в. Ассоциируется с античными образами нимф и богини утренней зари Эос, или римской Авроры (в иных версиях перевода с французского: "цвет ляжки тронутой, смущенной или задетой нимфы").


Рецензии
Прекрасная экскурсия. Мало я с детьми и внучкой посмотрела в районе площади искусств. Не было рядом экскурсовода. Посетили только Русский музей. В Михайловском замке сейчас хранятся скульптуры Летнего сада. Да, спасибо за стихи Иосифа Бродского. Почитала в Вашем дневнике. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   13.06.2021 09:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина.
Спасибо, что не теряете интерес и продолжаете читать. Это меня подстёгивает дописывать оставшиеся главы. Но в этом году весна буквально обрушилась на нас. И я переключилась на ЦВЕТЫ. И пока оторваться от этой темы не могу. :))
Но как только, так сразу...
С поклоном, Зль.

Эль Ка 3   13.06.2021 13:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.