Дедуля

На втором этаже стоял шум. Дети резвились, играли, спорили. Мама снизу попросила их играть потише. Но ее никто не услышал. Игра была в разгаре, что-то тяжелое упало на пол. Мама вздохнула и пошла наверх. В комнате стоял бардак.
- Почему у вас в комнате опять так грязно? Почему  все  валяется? Я ведь недавно убралась.
- Мы играем, мам! – возмутился Тим.
- Разве этот свитер участвует в игре? – она подняла с пола несколько вещей и стала их складывать.
-  Ну хватит, ты как зайдешь все только и портишь, мы спокойно играли – тон Тома был повышенным и возмущенным.
- Я всего лишь хочу, чтобы вы не превратились в нерях.
- Ну и что с того? Это наша комната,  хотим, убираем, хотим,  не убираем! – Тим вторил своему брату.
- Я вас прошу, чтобы вы не забывали, что мы живем вместе, и я не могу со всем, справляться одна. Мне нужна ваша помощь или хотя бы уважение.  Не сорите и мне не придется за вами убирать.
- Ну, началось! – Тина не любила мамины наставления. – Вся игра испорчена.
Мама не знала, что сказать и ушла. Отец нашел ее в кресле, задумчивую и расстроенную.
- Что, слова не помогают?
-Нет.
- Я же сказал, надо действовать. Слова и уговоры не дадут результата.
- Я же хочу по-хорошему.
-Ну, если по-хорошему,  давай дедулю пригласим?
- Наверное, придется просить помощи у него.
- Ну, мам, мы, что маленькие справимся сами. Зачем нам какой - то старый дед? Тем более мы его почти не знаем.
- Не такие уж вы взрослые, раз вас приходится постоянно учить и уговаривать  – папа был строг и не поддавался уговорам.
- Сидите дома тихо. Через пару часов к вам приедет дедушка, и посмотрит за вами, пока мы не вернемся.  Только будьте внимательны к нему, и не  злитесь, он плохо слышит. И к тому же ходит с тросточкой.
- Так это не он за нами будет смотреть, а мы за ним! - Возмутился Тим.
- О, вы так не думайте, дедушка ваш  еще тот искатель приключений.
- Так мы и думали – иронично сказал Том.
- Он что путешественник? – спросила младшая сестренка Тина.
- Если вы хорошенько его попросите, он вам расскажет много невероятных историй. Будьте паиньками. Мы надеемся, что ничего с вами не случится плохого, пока мы будем в отъезде.
Они закрыли дверь и уехали с тревогой на душе. Мама очень волновалась, поскольку дети у нее были очень шустрые, и им всегда казалось, что они уже большие и не хотят слушаться.
- Надо нам еще и за этим скучным дедом смотреть, мы, что сами не справимся? – возмущался Тим.
- Ну ладно, может он и не такой скучный и к тому же мама говорила, что он искатель приключений.
- Ой, брось, это она просто так сказала, чтобы мы не возмущались.
В это время в дверь позвонили. Том открыл дверь, в дом вошел дедушка, опираясь на трость, он довольно таки проворно проскользнул в гостиную. Седые, непослушные волосы придавали его виду мальчишеский задор. Глаза были живые с блеском. Он хоть и сутулился слегка, но выглядел бодрым и активным.
-  Здравствуйте! Ну что, вы скучали без меня? – его голос громкий и низкий раскатисто наполнил комнату.
- Вовсе нет, мы не маленькие, чтобы за нами смотреть, сами справимся. Так что ты зря  приехал!
- А я и не собираюсь за вами приглядывать. Вообще-то, это мне нужна помощь и уход. Возраст все-таки.
Дед смешно повел усами, согнулся, уперся на свою трость,  шатаясь, словно еле держится на ногах, пошел к креслу.
Дети удивленно смотрели на него, только что бодрого и вдруг такая метаморфоза.
- Вот видите все так, как я сказал. Нам еще за ним ухаживать придется – сказал Тим, не стесняясь присутствия дедушки.
- Ну, ты тут отдохни деда, а мы пойдем к себе, у нас там игра не закончена – сказал Том и потянул за собой брата и сестру.
- Игра? – глаза деда заблестели – во что играете?
Не дожидаясь их ответа, он вытянул руку вперед, как бы останавливая их.
- Дайте я сам отгадаю. Так-так. Вы, наверное, исследователи Арктики? Идете в непролазных снегах, в пургу и стужу, тянете за собой сани, а собаки ваши выбились из сил. А Тина сломала ногу и не может больше идти. И вы потеряли направление. Если сейчас вы не найдете место для привала, вы погибните и вся экспедиция затеянная вами будет зря – он говорил быстро, загадочно, приглушая голос.
 Вокруг словно завыл ветер, стало холодно и даже темно. Ребята слушали завороженно, эмоциональный рассказ деда.
- Ну что, я угадал?
– Нет, мы поднимались на высокую гору - Уже более смягченно, сказал Тим.
- Джомолунгма, Лхоцзе, Чогори?
- Чого что? – спросил Том.
-Чогори, такая гора в Гималаях вторая в мире по высоте.
- А ты откуда знаешь? -  Заинтересовалась Тина.
- Ну, хватит болтать, пойдемте – оборвал их Тим, он пошел вверх по лестнице, Том попятился следом. Тина задержалась рядом с дедом.
- Ты идешь Тина?
- Я сейчас.
Тим махнул рукой и поднялся с братом в комнату. Они собрались продолжить свою игру. Но все как-то не ладилось, снизу доносился не разборчивый разговор и звонкий смех Тины. Там было явно веселее. Ребята попытались включить свое воображение и развить начатую игру. Но любопытство не давало им разыграться. В конце концов, Тим первый разозлился и бросил свой рюкзак на пол. Когда они спускались в низ, голоса замолчали. И ребята в ожидании продолжения стояли несколько минут.
- Пожалуй, пора и подкрепиться – сказал дед, увидев ребят - Давненько я не ел чего-нибудь съестного! – дед говорил каким- то не своим голосом.
Он повернулся к Тине, и они вдвоем засмеялись? Понятно было, что ребята пропустили, что-то интересное. Но начать разговор первыми они не хотели, продолжая делать вид, что им не интересно.
- Ну что, чем вы обычно питаетесь в это время? Кто из вас умеет готовить?
- Мы сами не готовим. Нас мама обычно кормит - быстро ответила Тина.
- Я в вашем возрасте умел готовить два блюда. Яичницу с колбасой и яичницу с сосисками!
Его смех раздавался по кухне. Он смело подошел к холодильнику, бегло оглядел содержимое в нем. Стал доставать продукты, что-то резать, варить, мешать, добавлять. Протягивая ребятам, то сосиски почистить, то овощи помыть, то соли подать попросит, то чашку на место поставить. Рассказывая, при этом очередную захватывающую историю.   Через пятнадцать минут стол был накрыт  и все с удивлением смотрели на деда. Только Тим не проявил никаких эмоций, он все еще не питал к деду близких чувств.  Обед смели так же быстро, как быстро закончилась очередная история о приключениях, рассказанная дедом.
- Кто поможет мне помыть посуду?
Тина сразу же взялась за дело. Том все еще был солидарен с братом, он хотел бы остаться и помочь. К тому же он ожидал, что дед вновь начнет свой интересный приключенческий рассказ.
После обеда они пошли в сад, собирая под деревом опавшие яблоки, чтобы расчистить место для отдыха, дед  рассказывал, как он путешествовал вдоль берегов реки Амазонки. Дети в азарте слушали рассказ и вместе с дедом собирали фрукты.
- Нам было сложно пробираться, через непроходимый лес,  в котором кишат полчища змей, ядовитых лягушек и насекомых. Поэтому мы решили сделать плот. Благо на берегу валялось несколько стволов деревьев, мы обвязали их лианами и опустили плот на воду. Но дорога по воде оказалась ни сколько не безопаснее той, что была на суше. Крокодилы и пираньи и множество других хищных паразитов были готовы нас сожрать, если мы только зазеваемся...
Дед размахивал руками во время своего рассказа. Дети эмоционально реагировали на его историю - они то улыбались, то напрягали мышцы, словно готовясь к прыжку, как  будто вместе с рассказчиком путешествовали по Амазонке.  За забором  сада беспокойно бегал пес. Никто этого не заметил, но он отвязался и готовился к прыжку через невысокий забор. Этот пес давно хотел попугать детей. Они так часто играли в этом саду, а ему не давали такую возможность. Он одним прыжком преодолел забор, вторым прыжком  оказался рядом с детьми. Реакция  деда была молниеносной, он перегородил псу дорогу собой, вытянул руки с тростью вперед. Пес ухватился за трость и яростно ее рвал.
- Дети, бегите в дом!
Дети были напуганы. Они мигом рванули в дом.
- Как же дедушка? – Тина была в панике, на ее глазах были слезы.
Том искал  что - нибудь тяжелое и большое, чем можно было бы отпугнуть пса. Тим напряженно думал. В это время в сад вбежал хозяин собаки. Он оттащил пса. Дедушка вернулся в дом, хромая еще сильнее, он сел в кресло, ему явно было больно. Но  виду не подавал - не хотел пугать детей.
Вскоре вернулись папа и мама. Мама осмотрела ногу дедушки. Перевязала и подложила под ногу подушку.
- Тебе надо быть немного аккуратнее, это старая рана. Она давно не дает тебе покоя.
В стороне сидел Тим с папой.
- Наверное, дедушка поранил ногу, когда путешествовал по Амазонке?- рассуждал Тим.
- По Амазонке? Это дедушка вам рассказывал оду из своих замечательных захватывающих историй? Нет, он вовсе не путешествовал. Он давно мечтает о путешествиях.  Очень хороший рассказчик, не правда ли? А ногу он поранил в пожаре. Он пожарным работал. В тот день загорелся жилой дом, взрослых в доме не было. Дед  вынес троих детей и кошку из дома. Когда он выносил последнего ребенка, дом был уже сильно охвачен огнем, и балка обломилась, упала ему на ногу. Он со сломанной ногой вынес ребенка из горевшего дома. С тех пор нога болит. А путешествия остались в мечтах.
Тим смотрел на своего деда и представлял эту картину. Как он выносит из горящего дома ребенка на руках, а в это время рушится балка. Надо же он нам столько рассказал захватывающих историй, которые он просто придумал. А о своем подвиге не рассказал. Тим поднялся в комнату, осмотрел ее. Стал складывать по местам вещи и игрушки.
-Что это с тобой Тим? – удивился Том.
Тим глубоко вздохнул и рассказал ребятам правдивую историю про деда. Ребята стали помогать Тиму. После того как комната была убрана, они спустились в кухню сделали чай и подошли к дедушке. Тот дремал в кресле.
 Тим протянул ему кружку с чаем и спросил.
 – Дедуль, а у тебя есть еще интересные истории про путешествия?


Рецензии
Прочитал рассказ "Дедуля". Если честно, то у меня двоякое состояние после прочтения данного рассказа. Конечно я не критик и никогда им не буду и становиться не собираюсь, но всё же я выскажу своё мнение и быть может оно поможет автору.
Учась во ВГИКе на драматурга нам постоянно твердили мастера,что история должна начинаться сразу либо с завязки, либо с экспозиции/пролога.
"Дедуля" начался с экспозиции. Автор нам заявил своих неугомонных детей и далее мы узнаем о отложенном событии, о приезде дедушки. Хорошо, по структуре экспозиция есть и отложенное событие тоже. НО! Завязка не ясна,ибо она очень размыта на мой взгляд. Кульминации не было, ну и развязки не было так же, ибо развязывается всегда то, что завязывается. Задам банальный вопрос, который раздражает всех сценаристов и писателей... Что ты хотел сказать своей историей, о чем она?
Лично я не могу ответить на этот вопрос...В рассказе были затронуты 2-3 темы, но ни одна из них не была раскрыта полностью. И я бы не сказал, что эта история для детей. Наличие героев детей не делает рассказ детским. Автор скорее всего хотела написать поучительную историю для детей, как делать нужно, а как не стоит. И в тоже время хотела,чтобы это было увлекательно. Но я развожу руками и опять же задаюсь вопросом "Ну и?". Характер дедушки не понятен. Да и остальных героев тоже. Очень все размыто...
Я бы посоветовал автору писать рассказы так.
Задаешь вопрос самому себе и отвечаешь на него в письменно форме в виде рассказа, наделяя рассказ героям, перипетиями и тд. Один из тренингов у драматургов.
А так желаю автору успехов, как и любому другому. Детская литература нашему веку сейчас очень необходима.

Михаил Голловин   29.09.2020 16:39     Заявить о нарушении