Дивеевские встречи

«Над Дивеевым колокольный звон
Щедро в души льёт Благодать…»
(из моего стихотворения «Ожидание»

          Впервые о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре я услышала на новогоднем вечере Делового клуба «Женщины будущей России» в 2014 году. Так получилось, что я оказалась за одним столом с людьми, недавно побывавшими в этих святых местах. Они восторженно делились впечатлениями, с упоением рассказывали о тамошних храмах, о Канавке, святых источниках, о доброте и приветливости Дивеевских сестёр. Я слушала, затаив дыхание, и к концу вечера у меня появилось страстное желание побывать в этих чудесных местах. Более того, я поняла, что это обязательно сбудется,  и не ошиблась, хотя путь в Дивеево был не скорый. Видимо  в тот момент я ещё не была готова его совершить.
          Человек я невоцерковлённый, хотя и считаю себя православной. Меня всегда интересовали вопросы мироздания, веры, православные обычаи и святыни. Размышления о них нашли отражение и в некоторых моих стихах. Тогда их было совсем немного. Не знаю, эта ли новогодняя встреча послужила катализатором, но у меня всё чаще стали рождаться стихотворения на религиозную тематику. А через пару лет появилась мысль о создании  литературно-музыкально-художественного проекта «Полёты ангелов».  Книга со стихами, репродукциями картин Петра Григорьева, и диском с песнями на музыку Виктора Аграновича вышла в декабре 2016 года. Так сложилось, что через  некоторое время меня  пригласили в паломническую поездку в Дивеево, где я не только могла исполнить свою мечту побывать в монастыре, но и представить свой проект сёстрам и паломникам святой обители в ходе большого благотворительного концерта. Радости моей не было предела.  Поездка планировалась в январе 2017 года во время празднования Крещения. По договорённости с организаторами я пригласила  питерского певца Сергея Русанова, исполнителя песен проекта, присоединиться к нашей благотворительной акции. Сергей сразу же согласился, хотя на следующий день после концерта в Дивеево у него было запланировано большое мероприятие  в Санкт-Перербурге.
- Для меня большая честь петь в этом святом для каждого православного человека месте, - сказал он.
- А ты успеешь? – поинтересовалась я.
- Конечно. Ночь до Москвы, потом до Нижнего Новгорода и Дивеева – как раз к началу концерта подъеду. Спою и в обратный путь.
- Устанешь, - посетовала я.
- Ерунда, - бодро ответил Сергей. - Я же не пешком пойду, как паломники в старые времена, а на поезде и автобусе поеду. И к питерскому своему выступлению как раз вернусь.
          На том и порешили.
          Наша московская группа выехала за пару дней до концерта. Пока ехали в поезде, с интересом всматривалась в пейзажи за окном. Мы проезжали города и маленькие деревеньки. Довольно долго поезд ехал через леса и поля. Зима в тот год была щедрой на мороз и снег. Деревья стояли в пушистых шубках, поля были покрыты толстым снежным одеялом. Чистота, тишь и благодать.  В такие моменты ко мне часто приходят стихи. Так случилось и в этот раз. Родилось стихотворение, которое я назвала «Дорога в Дивеево».
За окном – завьюжено, заснежено.
Дремлют в белых шубках сосны, ели,
А березки, как девчонки нежные,
Водят хоровод под песнь метели.

Поезд мчится, но пейзаж – стабильный.
Только изредка мелькнут избушки,
Иль российский городок старинный,
Да златые маковки церквушки.

На ближайшем выйду полустанке,
В крайний дом пусть примут на постой,
И петух разбудит спозаранку
И вернёт потерянный покой.

Жизнь простая здесь идёт, без лоска,
Сердце вновь познает благодать,
А душа без суеты московской
Заново научится летать.
    
          После поезда ещё четыре часа ехали на автобусе и к вечеру добрались до монастыря. Нас встретило настоящее чудо: соборы монастыря – самый старый Казанский, бирюзовый Троицкий, белокаменный Преображенский и новый Благовещенский  – красиво подсвеченные огнями, словно парили над сверкающей от снега землёй.  Огромная, многовековая   ель была празднично наряжена новогодними игрушками. Морозный воздух  был чист и по-особому  прозрачен. Мы все испытали необыкновенную радость и душевное блаженство! После размещения в гостинице и ужина мне захотелось внимательнее осмотреть соборы и храмы и сфотографировать их на память. Одевшись потеплее (стоял сильный мороз), я вышла во двор. Здесь произошла первая чудесная встреча. Остановившись посреди дороги, достала смартфон и попыталась его включить, чтобы начать фотографировать. Но не тут-то было. Экран загорался и тут же гас. Меня предупреждали, что аппарат, привезённый мне братом из Южной Кореи, может не выдержать сильного мороза, а ведь на улице было около минус тридцати. Попыталась согреть его руками -  всё напрасно. Я так увлеклась этим процессом, что не услышала, что кто-то подошёл сзади.
- Дочка, - неожиданно раздался мужской голос, - ты чего стоишь посреди дороги, дай пройти, пожалуйста.
Не поднимая головы, сделала шаг в сторону, но меня никто не обогнал.  Совсем близко раздалось какое-то сопение. Я обернулась и увидела высокого мужчину неопределённого возраста. Одет он был в куртку, затянутую на талии широким ремнём. Из-под куртки выглядывала ряса.  Круглая шапка, отороченная мехом, закрывала лоб до густых бровей. В руках мужчина держал небольшой мешок. Его бородатое лицо приветливо улыбалось.
- Что это тебя так озаботило, милая? – участливо спросил он.
- Да вот, хотела сфотографировать храмы на память, а смартфон никак не включается. Замёрз, наверное, - пожаловалась я.
- О, да ты просто не умеешь его включать.
Я с удивлением взглянула в его улыбающееся лицо.
- Вы что, шутите? У меня этот смартфон уже несколько лет. Я его тысячи раз включала.
- Ладно, не шуми. Лучше покажи, как ты это делаешь, - миролюбиво попросил мой собеседник.
- Вот смотрите: сдвигаю крышку, нажимаю кнопку. Видите, экран загорелся и сразу погас.
- Ну, я же говорил, не умеешь, - констатировал мужчина. - Я тебе сейчас покажу, как надо. Нажимай свою кнопку.
Я послушно выполнила его указание. В этот момент он перекрестил экран и промолвил:
- Господи, включи эту штуку!
Странно, но экран не погас. Телефон работал!
- Попробуй-ка, сфотографируй Троицкий храм, - попросил «волшебник».
Я сделала фото и показала его моему спасителю.
- Хороший снимок, - похвалил он и, подмигнув мне, быстро поспешил по своим делам.
- Спасибо! – только и успела я крикнуть ему вдогонку.
Смартфон проработал весь вечер. Я сделала много замечательных памятных снимков. Также исправно работал он во время всей поездки. Чудеса, да и только! Позже, вспоминая эту встречу, я все думала, кто это был, но ответа так и не нашла.
          Назавтра рано утром мы сходили на заутреннюю службу, позавтракали и отправились на экскурсию. Здесь состоялась вторая, значимая для меня, встреча на Дивеевской земле – с матушкой Фотиной. Она курировала нашу группу и в этот день  провела для нас интереснейшую и познавательную экскурсию.  Эта молодая, статная, красивая  женщина с огромными голубыми глазами словно излучала добро. Её  манера держаться, речь, глубина и обширность знаний говорили о  высокой образованности матушки. Она рассказала нам историю создания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря – четвёртого, последнего  удела Божией Матери на Земле после  Афона, Иверии и Киева. Прежде всего, мы узнали, что все эти четыре места Пресвятая Богородица взяла под особое своё покровительство и обещала каждодневно по три часа лично быть в каждом из этих мест и оберегать их жителей от погибели.
          История основания Дивеевской общины началась в середине восемнадцатого века.  Тогда по особому велению Царицы Небесной в небольшое село Дивеево пришла монахиня Александра из Киевско-Флоровского Вознесенского женского монастыря. В прошлом помещица  Агафья Семёновна Мельгунова, она  приняла монашеский постриг, оставшись вдовой с маленькой дочкой на руках.  Женщина с трёхлетней девочкой проделали долгий путь и сели отдохнуть у стены небольшой деревянной церкви. Сквозь лёгкую дремоту матушка удостоилась  видеть Пресвятую Богородицу и услышать её повеление остаться жить в этих местах до конца дней своих. Богородица обещала основать здесь обитель Её, равной которой не было, нет и никогда не будет во всём свете.
- Это четвёртый жребий Мой во вселенной, - пояснила Она.
 После совета со святыми старцами Саровской пустыни Матушка Александра решила остаться в этих местах. А когда оборвалась последняя нить, связывающая её с миром (не стало её доченьки), матушка окончательно распорядилась своим имуществом и посвятила  жизнь  устроению обители Богородицы. По просьбе Дивеевской первоначальницы духовное и материальное попечительство об обители после её кончины принял на себя насельник Саровской пустыни преподобный Серафим Саровский. Матушка Фотина рассказала нам, что за время своего существования монастырь переживал разные времена: после благодатного  периода становления последовало смутное время вмешательства в дела общины послушника Саровской пустыни Ивана Тихонова. Он безосновательно объявил себя учеником и преемником преподобного Серафима Саровского, обманом захватил власть над обеими общинами, сознательно разрушая установленные преподобным  порядки.  Далее, при игуменье Марии,  монастырь переживал период расцвета, а в 20-е годы прошлого столетия он подвергся разорению и в 1927 году был закрыт. Монашеская жизнь возобновилась только летом 1991 года.
          Благодаря матушке Фотине, мы побывали во всех храмах монастыря. Самый старый Казанский собор стоит на том самом месте, где было явление Пресвятой Богородицы преподобной Александре. Здесь находятся мощи Дивеевских блаженных – Пелагеи, Параскевы, Марии и новомученицы Матроны (Власовой). Для меня стало открытием, что блаженные или, как их часто называли в народе, юродивые, играли большую роль в православной России. Это -  особая категория людей, живущих во имя Христа.  Внешне отличаясь и своим обликом, и поведением от обычных людей, они обладали особыми способностями. Сохранились многочисленные свидетельства о чудесных событиях и исцелениях, происходивших благодаря молитвам блаженных стариц. Иногда они обладали и даром предвиденья. Так, по некоторым данным блаженная старица Параскева (Пашенька)  во время посещения императором Николаем II  с императрицей Дивеевского монастыря предсказала им надвигающуюся на Россию катастрофу, гибель династии Романовых, гонения на церковь и много крови.
          С особым трепетным чувством помолились мы в главном соборе монастыря – Троицком. Здесь нам посчастливилось приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, увидеть его вещи и поклониться  особо  почитаемым иконам Божьей матери «Умиление» и преподобного Серафима.
          Побывали мы и в белокаменном Преображенском соборе, построенном уже в начале XX века. А закончилась экскурсия в Благовещенском  соборе. От матушки Фотины мы узнали, что он был заложен в 2012 году по заповеди преподобного Серафима. Издавна храмы на Руси строились на народные деньги. Сооружение Благовещенского собора тоже не обходилось без благотворительности: его стены выложены кирпичами, оплаченными паломниками монастыря. Нам показали открытую кладку, где были  видны те самые кирпичи с написанными на них именами паломников. Работы по внутреннему обустройству собора были в самом разгаре, поэтому он был закрыт для верующих. Но нам повезло, и мы попали вовнутрь. То, что мы увидели, необыкновенно  поразило нас. Дело в том, что все иконы внутреннего убранства создавались из мозаики. Как же это красиво! Было видно, что над ними работают выдающиеся мастера. Матушка Фотина подтвердила это:
- Этот стиль укладки мозаики родился в Греции, - пояснила она, - к нам приезжала делегация греческих специалистов. Они осмотрели работы, очень хвалили и в конце посещения с сожалением отметили, что у них в стране такого уровня мозаичных мастеров уже почти не осталось.
 Благотворительный концерт и был организован для финансового поддержания обустройства этого чудесного храма.
          На следующий день наша московская делегация поехала на Святые источники. Я  не смогла, так как в этот день должен был состояться концерт,  надо было сходить на репетицию, встретить Сергея Русанова и отвезти в Паломнический центр книги «Полёты ангелов», которые я привезла в подарок сёстрам и паломникам монастыря. Не помню, сколько книг у меня было, но несколько тяжёлых пачек донести до центра самой не представлялось возможным. Я решила попросить кого-нибудь из работников охраны помочь мне. Вышла во двор и огляделась. И тут случилась ещё одна, довольно любопытная встреча. В мою сторону по дорожке не спеша шёл небольшого роста старичок. Одет он бы в овечий тулуп, на ногах – огромные валенки. Шапка-ушанка с одним опущенным вниз ухом, а другим торчащим делала его похожим на известного литературного персонажа деда Щукаря. Дедок что-то напевал себе под нос. За собой он тащил сани. Я пригляделась к его «транспорту».  На металлических полозьях было сооружено довольно широкое фанерное сиденье с подлокотниками. Это было как раз то, чего мне не хватало. «Сам Бог тебя мне послал, дедушка», - подумала я и пошла ему навстречу.
- Здравствуйте, - обратилась я к нему, - с праздником Вас!
- Спасибо, милая, и тебя с праздником! – радостно ответил он и спросил, - помолиться приехала? Первый раз в наших краях?
-  Да, - ответила я, - но не только. Буду участвовать в благотворительном концерте. Приходите сегодня в Паломнический центр.
- Благое дело, - одобрил мой собеседник, - жаль не могу прийти, работы много. А ты что же, артистка?
- Нет, я пишу стихи. Буду их читать, а ещё прозвучат песни на мои стихи.
- Надо же, - удивился старичок, - Бог тебе в помощь!
Я поблагодарила и задала ему вопрос:
- Скажите, пожалуйста, это Ваши сани?
Он почему-то забеспокоился, подтащил своё имущество поближе к ногам и настороженно посмотрел на меня.
- Мои. Почему спрашиваешь?
- Понимаете, я привезла книги в подарок сёстрам  обители. Их много, они тяжёлые, вот и хотела попросить Вас санки, чтобы отвезти книги в Паломнический центр.
Напряжение пропало с лица моего собеседника. Он разулыбался и протянул мне верёвку саней.
- Конечно, дочка, бери. Потом привези их к моему дому и оставь у калитки. Вон видишь вдалеке домики, мой второй.
Вопрос с доставкой книг был решён.
          У меня оставалось немного времени до репетиции, и я решила пройти по Канавке – одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Святая Канавка повторяет путь, которым прошла Царица Небесная, взяв в свой удел Дивеевскую обитель. Хождение по ней имеет большое духовное значение для каждого православного. При её прохождении следует 150 раз прочесть молитву «Богородице, Дево радуйся». Считается,  что молитва о Пречистой деве очищает наши сердца от пороков и грехов. Количество чтений имеет свой глубокий смысл. 15 десятков молитвы символизирует число ступеней, по которым будущая Богородица, трёхлетняя Мария, взошла в Иерусалимский храм. Кроме того, в истории Великого потопа, описанной в Ветхом Завете, сказано, что для очищения Земли от человеческих грехов вода поднималась именно 150 раз. Пройдя по Канавке, прочитав положенное количество молитвы, я почувствовала радость и необыкновенную лёгкость.  Появилось ощущение, как будто я получила благословение самой Богородицы. Теперь я была уверена, что смогу выступить достойно.
          Концерт прошёл замечательно. Зал был переполнен. Зрители даже стояли у стен и тепло встречали каждого выступающего.  Очень искренне выступали все артисты, включая детей. Казалось, что между ними и залом образовалась некая объединяющая  духовная связь.   Для меня было огромным счастьем принять участие в этом благотворительном мероприятии.    Очень рада, что теперь часть моей души и моих соавторов остаётся на святой Дивеевской земле, а наше произведение в виде сборника стихов будет «жить» в монастыре, в Архангельском скиту и у участников концерта.
           Навсегда осталась память о встречах с выдающимися артистами, замечательными талантливыми детьми, сёстрами монастыря и паломниками. Было приятно, когда во время антракта зрители благодарили меня за стихи и песни, просили поставить автограф на книгах. Книг, правда, на всех не хватило, но были ещё диски с песнями проекта. Их тоже с благодарностью разбирали. После концерта к нам за кулисы заглянул охранник и попросил меня выйти. За дверью ждала группа сестёр из монастырской трапезной.
- Добрый вечер, - обратилась ко мне одна из них, - спасибо вам за ваше творчество. Мы пришли попросить вас подарить нам на всех хотя бы одну книгу. Нам очень понравились стихи и песни, но книг никому не досталось.
К тому времени все экземпляры были уже разобраны. Я записала номер телефона одной из сестёр и обещала при случае выполнить их просьбу. Такой случай не заставил себя ждать.  Через пару месяцев мы с подругой Инной и её мужем Владимиром поехали в Боровский монастырь, расположенный во Владимировской области. Я прихватила с собой несколько книг, хотелось одну из них подарить иеромонаху Фотию, ставшему известным после победы в телепередаче «Голос». Его мы не застали, но книгу согласилась передать хорошая знакомая Инны, заведовавшая трапезной монастыря. Она пригласила нас попить чаю, и мы с благодарностью приняли это предложение. Женщина, накрывавшая на стол, всё время поглядывала на меня, но я была занята беседой.  Когда она, наконец, присела, я внимательно посмотрела в её сторону. Лицо показалось мне знакомым, но вспомнить, где мы встречались, не смогла.
- А ведь это Вы приезжали к нам в Дивеево на Крещение и читали свои стихи, -  помогла  мне женщина.
И тут я её узнала, даже имя вспомнила.
- Вы из трапезной, Валентина, по-моему.
Женщина зарделась от удовольствия. Оказалось, что она иногда бывает в Боровском монастыре, вот и в этот раз приехала сюда по своим делам.
- Спасибо, что вспомнили, - поблагодарила она,-  а мы всё ждём Вашу книгу.
- Как хорошо, что мы встретились! Я как будто чувствовала, что  кому-то ещё она понадобится, и прихватила с собой лишний экземпляр.
Подписав книгу, я передала её сестре Валентине.
- Слава Господу! Вот сёстры-то обрадуются! Приезжаёте к нам ещё, будем рады, - пригласила она.
- Обязательно приеду. Я обещала матушке Фотине привезти в монастырь поэтов и устроить музыкально-поэтический вечер, - пообещала я.
          Вновь попасть в полюбившиеся мне святые места удалось только осенью. Тогда мы с друзьями провели в Паломническом центре творческую встречу «Современные поэты и писатели о православии».  Из-за болезни мамы в этот раз я могла пробыть в монастыре только сутки, но была рада и  столь короткому пребыванию в святой обители, которую искренне полюбила. И сам монастырь, и подаренные им  необыкновенные встречи навсегда остались в моей душе.

3-7 апреля 2020 г.
         
         

         


Рецензии