11. 5 Личная работа. Ложная личность

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова И.Г. Гурджиева):

(стр.285) «Кроме общих правил существуют  индивидуальные правила и условия, которые даются каждому лицу в отдельности и обычно связаны с его «главным недостатком» или «главной чертой». Это требует некоторого объяснения.

В характере каждого человека есть черта, которая является центральной. Она подобна оси, вокруг которой вращается вся «ложная личность». Личная работа каждого человека должна заключаться в борьбе против его главного недостатка. Этим объясняется, почему не может быть общих правил работы, почему все системы, которые пытаются выработать общие правила, или ни к чему не ведут, или приносят вред. Да и как могут существовать такие общие правила? Ведь то, что полезно одному, может оказаться вредным для другого. Один человек слишком разговорчив; он должен научиться хранить молчание. Другой человек молчалив, когда ему нужно говорить; ему надо научиться разговаривать. Так бывает везде и всюду. Общие правила для работы в группах относятся к каждому члену, личные указания могут быть только индивидуальными. Как правило, человек не может самостоятельно найти свою главную черту, свой главный недостаток. Учитель должен указать ему на неё, показать, как с ней бороться. Никто другой, кроме учителя, не может этого сделать.

Изучение своего главного недостатка и борьба с ним составляет индивидуальный путь каждого человека; но цель у всех членов группы должна быть одна. Такой целью является понимание своего ничтожества. Только в том случае, когда человек по-настоящему и искренне пришёл к убеждению о своей безпомощности, когда он стал постоянно её чувствовать, он будет, готов для следующих, более трудных стадий работы».

                Что же даёт пробуждение?  Моё мнение. Для того, чтобы  человека смог приобрести определённые качества, чтобы выйти из круга воплощений, находясь в «гипнотическом сне», ему потребуется очень много воплощений. Пробуждение ускоряет приобретение этих качеств и соответственно выход из круга воплощений.

                Какие трудности возникают в работе?

(стр.287) «сначала очень трудно проверить, верно или неверно ведётся работа, правильны или неправильны получаемые указания. В этом отношении теоретическая часть работы может оказаться полезной, - исходя из этого её аспекта, человеку легче судить о ней. Ему известно, что он знает и чего не знает, чему можно научиться обычными способами и чему нельзя. И если он узнает что-то новое, что-то такое, чего нельзя узнать обычным путём из книг и тому подобное, это до некоторой степени является гарантией того, что и практическая сторона тоже будет правильной. Но, разумеется, и это не даёт полной гарантии, и здесь возможны ошибки. Все оккультные и спиритические общества уверяют, что они обладают новым знанием, и находятся люди, которые этому верят.

В правильно организованных группах не требуется никакой веры; необходимо только немного доверия, да и то лишь на короткое время, ибо чем скорее человек начнёт проверять то, что он слышит, тем лучше для него.

Борьба против ложного «я», против главной черты, главного недостатка человека, важнейшая часть работы, и её следует вести на деле, а не на словах. Учитель даёт каждому ученику определённые задачи, для выполнения которых требуется победа над главным недостатком. Когда учение выполняет их, он борется с самим собой и работает над собой. Если же он избегает задач, не стремиться их выполнять, это значит, что он либо не хочет, либо не может работать.

Как правило, в начале даются самые нетрудные задания, которые учитель даже и не называет заданиями; он говорит о них много, а даёт их в виде намёков. Если он видит, что его понимают, и задания выполняются, он постепенно их усложняет.

Более трудные задания, хотя их трудность  лишь субъективна, называют «преградами». Особенность преград заключается в том, что, преодолев серьёзную преграду, человек уже не может возвратиться к обычному сну, к обыденной жизни. И если, преодолев первую преграду, человек испытывает страх перед новыми преградами, которые следует за ней, он оказывается, так сказать, между двумя преградами и не движется ни вперёд, ни назад. Это – худшая ситуация, которая может случиться с человеком. Поэтому учитель тщательно выбирает задачи и преграды; иными словами, он берёт на себя риск давать определённые задания, требующие победы над внутренними преградами, лишь тем людям, которые уже показали себя достаточно сильными на малых преградах.

Часто бывает так, что, остановившись перед каким-нибудь препятствием, обычно самым небольшим и простым, люди настраиваются против работы учителя и других членов группы и обвиняют их как раз в том, что обнаруживают в самих себе.

Впоследствии они иногда раскаиваются в этом и порицают себя, потом вновь порицают других, опять раскаиваются и так далее. Но ничто так не раскрывает человека, как его отношение к работе и учителю после того, как он их оставил. Иногда такие испытания устраивают намеренно. Человека ставят в такое положение, когда ему приходится уйти; и он вполне прав, испытывая ожесточение к учителю и другим членам группы. Тогда за ним наблюдают, чтобы увидеть, как он будет себя вести. Достойный человек ведёт себя с  достоинством, даже если считает, что с ним обошлись несправедливо или неправильно. Но многие люди  в этих обстоятельствах показывают такую сторону своей природы, какую бы иначе не показали. Иногда подобный образ действий является необходимым средством для выявления истинной природы человека. Пока вы относитесь к нему хорошо, он хорошо относится к вам. А на что он будет похож, если немного погладить его против шерсти?

Однако главное не в этом. Главное – его собственная оценка идей, которые он получает или получил, его собственное отношение к ним, а также сохранение или утрата этой оценки. Человек в течение долгого времени может вполне искренне думать, что он хочет работать, совершать большие усилия, - но затем бросить всё и даже выступать против работы, находя себе оправдания, придумывая разные измышления, намеренно приписывая неправильный смысл тому, что он слышал, и так далее».

                Что же с ними происходит?

«Ничего. А что с ними может произойти? Они сами являются своим наказанием.  Разве может быть наказание хуже?

Невозможно полностью описать ведение работы в группе. Нужно самому пройти через это. Всё сказанное до сих пор – это лишь намёки, истинный смысл которых откроется тем, кто проделает работу и на собственном опыте узнает, что такое преграды и какие трудности они представляют».


Рецензии