Театру нужны хорошие люди
«Когда мне было лет пять, - рассказывает Алла Львовна, - моя старшая сестра, только закончившая школу, работала в костюмерной Драматического театра. Однажды, ей нужно было отлучиться, и она закрыла меня в этой комнате, переполненной шикарными платьями, шлейфами, шляпами...И вдруг мне показалось, что костюмы зашевелились и ожили! Я неотрывно смотрела на них, а они всё жили своей неведомой жизнью! Почему-то тот давнишний эпизод я хорошо запомнила, и до сих пор, когда погружаюсь в воспоминания, кожей чувствую тот детский ужас. Я помню, что закричала и бросилась к двери, пытаясь выбраться наружу. На мои крики сбежалась почти вся театральная труппа. Меня вызволили и со смехом сказали, что «это будет театральный ребёнок!»»
Родители Аллы Львовны работали на Заводе им. Ленина, там же они и познакомились. В семье всегда царила лёгкость: вдохновлённо-приподнятое настроение, постоянные застолья с концертами, куда приходили родные и друзья: маленькая девочка думала, что так живут все семьи.
«В нашей компании очень любили детей. - Вспоминает Алла Львовна. - Мы всегда были инициаторами семейных концертов, нас и не приходилось просить об этом. Напротив, иногда просили не делать. - Смеётся она. - Семьи в тот период были большими, а я среди всех была ещё и самая младшая. Что ни делала, всё было прекрасно: это-то меня и вдохновляло на дальнейшую творческую деятельность».
Алле Львовне не было ещё и десяти лет, когда она активно занималась организацией концертов во дворах. Её семья жила напротив бывшего кинотеатра «Молот» в заводских домах, где все друг друга знали и доверяли друг к другу. «Мы продумывали всё очень детально, вплоть до зрительских мест в виде лавочек, на которых обычно сидели местные бабушки и дедушки. Я работала в разных жанрах: и читала стихи, и выполняла роль конферансье. Разве что не пела — вот это не советовали». - И она вновь смеётся.
Полившуюся энергию нужно было направить, и в десять лет девочка начала заниматься в драматическом кружке во Дворце Ленина под руководством прекрасного педагога Марины Андреевны Оленёвой. «Моя родная сестра, старше меня на тринадцать лет, после школы пробовала поступить в театральный, но не прошла конкурс, поэтому, мои родители были категорически против занятий, чувствуя, что это не просто увлечение». - Улыбается Алла Львовна.
«Первый год театральных занятий педагоги вовсе не замечали меня: никто даже и не старался запомнить моё имя. Тогда я впервые столкнулась с тем, что даже в любимом театральном мире не всё может нравиться. Однако, после полугода занятий начались новогодние ёлки. Вроде бы, я играла там роль четвёртого Ничевока, была на замене, но при этом чувствовала такую творческую свободу в самовыражении! Мне нравилась работа со зрителем и партнёром. Конечно, будучи ребёнком, я делала всё эмоционально-интуитивно.
Уже после мне объясняли, что искренние чувства важны, но и математика в театре присутствует в большой степени. Этот кружок стал для меня второй семьёй, в нём мне всё было комфортно: и то, где я находилась, и те, с кем находилась, и то, чем занималась. С некоторыми студийцами меня до сих пор связывает крепкая дружба. После, наше сообщество переросло в «Театр-студию «КОД»», который обосновался во Дворце Творчества Юных».
После школы Алла Львовна не мыслила своей жизни без театра. Однако, актёрское отделение в институте культуры в 1987 году ещё не открыли, а в другой город родители её не отпустили. Она сознательно завалила экзамены в педагогический институт и поступила в педагогическое училище: после окончания десяти классов учиться там оставалось два с небольшим года. Параллельно она работала вторым педагогом у Марины Андреевны в «КОДе» и играла во взрослых студенческих спектаклях этого начинавшего крепнуть театра.
Со своим мужем она тоже познакомилась в «КОДе», когда вела набор молодых актёров в театр. После, когда начинающий режиссёр ставила свой дипломный спектакль, он исполнил в нём одну из ролей.
А поступила на заочное отделение режиссёрского факультета института культуры Алла Львовна в 1990 году. Курс тогда набирал Анатолий Афанасьевич Савин, именем которого сейчас назван Лысьвенский театр драмы. Это был первый его курс, выпустившийся пять лет спустя.
«Самое большое изменение, произошедшее во мне во время учёбы, - вспоминает Алла Львовна, — это осознание того, что в театре есть много математики. Я привыкла пропускать каждую роль через собственные чувства и собственный опыт. Конечно, очень часто мою работу высоко оценивали. Но при этом, Анатолий Афанасьевич говорил: а если в следующий раз будет не то настроение, не то состояние? Поэтому, мне приходилось осваивать актёрское ремесло, что было гораздо сложнее. Более того, несмотря на то, что мне нравилось изучать мастерство актёра, училась я всё равно на режиссуре, и нужно было отстаивать то, что женщина имеет место быть в этой профессии.
У нас была потрясающий педагог по истории театра: Татьяна Николаевна Тихоновец. Она очень много знала и умела так преподать материал, что её просто все слушали. Она никогда не кричала на своих студентов. Нам было просто стыдно прийти незнающими на экзамен: нужно было либо заниматься, либо не приходить вовсе».
Благодаря тому, что Алла Львовна училась на заочном отделении, она могла продолжать работу, и с 17 лет вела младшие, дошкольные группы. Ей было легко работать с детьми, она даже не задумывалась о том, как держать себя с ними. «Во-первых, я получала педагогическое образование. Во-вторых, на тот момент уже существовали хорошие педагогические методики, которые были мне интересны и очень помогали в работе. А когда мы совмещали их с актёрским мастерством, выходило вообще здорово. Многое мне приходилось адаптировать и изменять, многие упражнения я придумывала сама, поэтому, результаты этой работы можно назвать авторскими.
Сейчас, когда я работаю в детской театральной студии «Прозус-Д», мне совершенно не важно воспитывать из детей актёров. Важно раскрыть их способности, дать им надышаться этой театральной атмосферой. Я стараюсь воспитывать в детях коммуникабельность: умение смотреть и видеть, слушать и слышать.
Дело в том, что любой театральный коллектив, не зависимо от возраста актёров и направленности деятельности, это — одна семья. Иными словами, уважение друг к другу. Достичь этого возможно лишь в сплочённом коллективе. А от многих родителей зачастую слышишь: «мне надо», «вы должны» в ответ на моё «а давайте вместе?»Для детей таких родителей важна тема личности: на занятиях всё время слышу — а я? Теряется ансамбль и единство. И никто не понимает, что мы зависим друг от друга и что театральный результат будет только в случае настоящего коллектива, а личность при этом никуда не потеряется, а, напротив, проявится».
В «Прозусе-Д» Алла Львовна оказалась в 1996 году, после учёбы. Её пригласила туда режиссёр театра, Наталья Павловна Русских — играть в спектаклях и работать в качестве педагога. Сейчас Алла Львовна является художественным руководителем этого театра.
«Если признаться честно, - делится педагог, - то ещё года три назад я получала большое удовольствие именно от педагогической театральной деятельности. Сейчас же я всё чаще ощущаю давление, унижение, отсутствие радости и творчества. Дело, конечно, не в театре, а в сегодняшней образовательной системе, загоняющей педагогов в определённые рамки.
Если брать исключительно театр, то мне всегда крайне тяжело расставаться с моими учениками, но каждый год приходится бороться с этим внутренним чувством. А тут, опять же, согласно системе, они не могут задерживаться у нас и продолжать работать в спектаклях. Театру нужны не столь хорошие актёры, сколько хорошие люди. А вот те, кто становятся нашими выпускниками, доходят до конца — они все такие.
Тем из своих воспитанников, кто на полном серьёзе собирается поступать в театральный ВУЗ, и в ком я вижу реальные способности, я рассказываю о всех внутренних рисках профессии: низкой зарплате, труднейшем поиске работы, необходимости постоянно продвигать и отстаивать себя и своё место в театральном мире. Объясняю, что не всех будут показывать по телевизору. - Смеётся. - Я вожу своих учеников на показы студентов института культуры, где у них есть возможность пообщаться как с будущими актёрами и педагогами, так и наблюдать результаты их работы. Если ребёнок действительно захочет учиться, то никакая внутренняя горькая правда не покажется ему помехой. И, всё же, я думаю, что если ты чего-то хочешь, то обязательно нужно пробовать, иначе, потом будешь жалеть. Более того, я отмечу, что при любом исходе я горжусь и тем, что мои ученики умеют зарабатывать на жизнь хотя бы анимацией: у них она всегда наполнена элементами режиссуры и актёрского мастерства».
Воспитанники «Прозуса-Д» никогда не перестают учиться: никогда не останавливаются на достигнутом, считая себя взрослыми и опытными. Такая работа, как, например, новогодние ёлки, которая теперь становится неотъемлемой частью их театральной жизни, приучает детей к самостоятельности: они сами делают свои роли.
«Благодаря тому, что мои дети работают в учебном театре, у нас полная свобода творчества в выборе формата и жанра постановки. - Рассказывает Алла Львовна. - В процессе подготовки спектакля я чаще всего иду от того, что бы хотели выразить его участники. От основной мысли, заложенной автором, я думаю, лучше не отходить. А вот относительно глубины прочтения — тут, я думаю, главное, чтобы исполнителям было всё про себя понятно.
Сейчас мне хочется спокойного драматического искусства, существования в классической театральной системе. Хочется делать то, что нравится мне и моим подопечным. Мы любим вместе читать пьесы, а затем обсуждать их. Даже если материал не будет поставлен, появится хотя бы понимание плохой и хорошей драматургии. Чем хорош детский театральный коллектив? Мы имеем право пробовать и ошибаться без последствий!
А ещё у нас есть педагог-направитель, что спасает от полного погружения в роль и потери себя и своей личности. Я считаю, что актёрским мастерством следует начинать заниматься не раньше десяти лет, чтобы было хоть какое-то осмысление процесса. Малышей лучше не перегружать, а слушать. Дети просто должны всесторонне развиваться — в этом и будет залог их будущего актёрского успеха. Как музыкант настраивает свой инструмент, так и актёр должен настроить свой главный инструмент — самого себя».
20.01.2020.
Свидетельство о публикации №220092901424